Экскурсия по выставке-квесту «Памятник исчезнувшей цивилизации»

Собака.ruКультура

Искусство

Важнейший фрагмент «Памятника исчезнувшей цивилизации» (который кое-что объясняет!) — это макет подземного города-музея

«Памятник исчезнувшей цивилизации» — тотальная инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых и главная выставка лета в Главном штабе Эрмитажа. Художники-концептуалисты спроектировали подземный город-музей, по улицам и районам которого зритель блуждает словно по чертогам собственной памяти. О чем этот дивный старый мир и можно ли вылечить воспоминаниями, объясняют Эмилия Кабакова и Михаил Пиотровский.

«Илья Кабаков — один из немногих русских художников второй половины XX века, ставший общепризнанной мировой величиной. Илья и Эмилия Кабаковы были едва ли не единственными в западном мире, кто публично выступил против разрыва связей с русскими институциями культуры. Сегодня их работы являются главными образцами современного искусства в Эрмитаже. В здании Главного штаба тотальная инсталляция о советской цивилизации, которая перекликается с экспозициями, посвященными прошлому этапу русской истории — имперскому. Но ее герой — маленький человек, наследник персонажей Гоголя и Достоевского», — объясняет Михаил Пиотровский то, что в Белом зале Главного штаба увидит зритель. Но есть вероятность, что не сразу поймет. Действительно, Эрмитаж показывает выставку-квест: однако никакого экшна, только раскопки образов и смыслов, которые каждому придется сделать самому, прежде чем обнаружить «Памятник исчезнувшей цивилизации».

Архитектурные макеты, вырезки из семейных альбомов, образцы наглядной агитации и нежнейшие карандашные эскизы — все это формирует настоящую утопию, тотальный мир Кабаковых. За торжественным и нарочито музейным видом инсталляции скрыты томительные ожидания, теплые воспоминания, тщетные надежды и затаенные страхи — все то, что выносилось за рамки официальной советской жизни. Запечатанные в стеклянных витринах судьбы маленьких людей — главных героев Кабаковых, оживают под взглядом зрителя и расширяются до масштабов древнегреческого эпоса. Чтобы мы точнее могли почувствовать, как сориентироваться в этой одиссее, заведующая Отделом современного искусства Эрмитажа и куратор выставки «Памятник исчезнувшей цивилизации» Марина Шульц попросила Эмилию Кабакову провести нам экскурсию.

Главная выставка современного искусства этого лета открылась в Белом зале Главного штаба: так выглядит тотальная инсталляция Кабаковых в общем и сверху...
... и в частности

Почему не построили гигантский подземный Музей Кабаковых

Марина: Эмилия, прямо сейчас мы готовим совместную выставку — показ «Памятника исчезнувшей цивилизации». Это «сверхтотальная» инсталляция, которая включает в себя почти все существующие проекты Кабаковых. И это памятник тому миру, в котором вы с Ильей, как и многие из нас, родились и сформировались как личности. Но памятник своеобразный: частный, интимный, составленный из воспоминаний и переживаний маленьких людей. Он был сделан и впервые показан в Палермо в 1999 году. В 2014-м вы с Ильей подарили его Эрмитажу, но в силу огромного размера эта инсталляция не вошла даже в ретроспективу «В будущее возьмут не всех» 2018 года. И до сих пор ни разу не была показана. Теперь момент настал, и эта уникальная, совершенно потрясающая история наконец распакована из ящиков и собрана в Главном штабе. Расскажите, пожалуйста, о процессе ее создания в Палермо, вообще о том периоде вашего совместного творчества.

Эмилия: Илья осознал еще в Москве, что Запад не сможет понять его работы, сделанные в Советском Союзе. Они нуждались в определенном контексте. И наилучшим вариантом показа картин и даже объектов оказался жанр тотальной инсталляции. Илья пытался найти способ передать все то, что он хотел сказать, в универсальной форме, в очень специфической атмосфере, которая будет понятна всем и везде.

Когда нас пригласили в Палермо для строительства «Памятника исчезнувшей цивилизации», мы познакомились с мэром города. Палермо — очень интересное место. Мафия правила там много лет. Но новый мэр с ней расправился, просто посадил всех мафиози в тюрьму. Когда мы с Ильей оказались в гостях у него дома, то увидели там много охраны: суровых мужчин в темных очках, с автоматами. Я тогда спросила мэра: «А чем ты отличаешься от мафии? Здесь все выглядит как в кино про мафию». Он ответил: «Мафия насаждала здесь страх, а я насаждаю культуру». С тех пор мы стали друзьями.

Мы решили построить в Палермо эту инсталляцию как часть нашего большого замысла: подземного памятника цивилизации, в которой мы родились и выросли, но которая исчезла. Да, она была сложной, со своими проблемами, но были и хорошие стороны, например, бесплатное образование (и, как я теперь понимаю, очень хорошее!), бесплатная медицина, даже определенный идеализм. Это та утопия, о которой люди мечтают всегда. Утопия, о которой любая религия говорит нам: вы ее получите на небесах. Но человек — существо земное, ему очень хочется пожить в этой утопии, и он каждый раз пытается воссоздать эту неуловимую мечту на земле.

Если оглянуться в прошлое, каждая цивилизация пытается создать подобную утопию разными способами. Любой «-изм»: капитализм, коммунизм — это мечта об утопии. И люди забывают при этом, что утопия невозможна. Что само слово «утопия» означает «невозможное». Поэтому каждая такая попытка изначально обречена на неудачу.

В этом идея нашей инсталляции — памятник цивилизации, которая стремилась построить идеальный мир. Только есть один небольшой нюанс: она не строила его для нас, она его строила для воображаемых людей, которые будут жить в будущем и, может быть, будут «идеальными».

Илья и Эмилия Кабаковы во время монтажа инсталляции «Памятник исчезнув шей цивилизации» в Палермо. 1999. Фото: SHOBHA

Марина: Вы с Ильей изначально воспринимали этот проект строительства гигантского подземного музея — «Памятника исчезнувшей цивилизации» — как утопический? Были ли договоренности или реальные попытки его построить?

Эмилия: Мы воспринимали этот проект очень серьезно, у нас даже был подписан контракт в Германии с музеем в Эссене в 1993–1994 годах. Там сейчас находится наша инсталляция «Дворец проектов». Планировалось построить еще много зданий и весь подземный комплекс «Памятника исчезнувшей цивилизации» со всеми нашими инсталляциями внутри — такой тотальный мир Кабакова. Было выделено огромное финансирование от Европейского союза — 200 миллионов евро. Но задумка не осуществилась: пришел знаменитый архитектор, который должен был проектировать весь этот комплекс, и все эти 200 миллионов исчезли куда-то буквально в течение нескольких месяцев. На этом все закончилось. Но у нас в архиве остались детальные планы этой постройки, все чертежи и эскизы.

Марина: Эта инсталляция «звучит» невероятно актуально: кажется, она сделана не в 1990-е годы, и даже не вчера, а вот именно сегодня. Контекст меняется, а вместе с ним и «Памятник» наделяется новыми смыслами. Как вы относитесь к этим метаморфозам? К возможностям последующих переинтерпретаций ваших проектов, уходу от первоначальной идеи?

Эмилия: Хорошее искусство от плохого отличает многослойность. Ты всегда находишь в нем что-то, что отвечает тебе на персональном уровне. И всегда должен находить что-то, что отвечает тебе на общем уровне. Эти две вещи необходимы для хорошей работы, картина ли это, или тем более инсталляция. Этого многие художники не понимают; они думают: поставил несколько объектов — и инсталляция готова.

Я сейчас перечитываю все тексты Ильи. Я много раз их читала раньше, но сейчас воспринимаю эти тексты по-новому, потому что его теперь нет. И меня в очередной раз поражает, насколько они современны, многослойны. Если произведение искусства вызывает споры сегодня, то оно будет вызывать их всегда.

Марина: Как бы вы коротко сформулировали из сегодняшнего дня: о чем для вас эта инсталляция?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Виталий Поляков Виталий Поляков

Основатель самого модного российского бренда обуви Homies Виталий Поляков

Собака.ru
Наперегонки с аппетитом Наперегонки с аппетитом

Что такое индекс насыщаемости продуктов и почему он важен для похудения

Лиза
Те же и… Те же и…

Кто отвечает за стабильность зла в пьесе Гоголя «Ревизор»

Weekend
Стоит ли смотреть распиаренный «Собиратель душ» с Николасом Кейджем? Честная рецензия MAXIM Стоит ли смотреть распиаренный «Собиратель душ» с Николасом Кейджем? Честная рецензия MAXIM

Что не так с фильмом «Собиратель душ» с Николасом Кейджем?

Maxim
Борьба за ярлык Борьба за ярлык

Как Калита начал собирать русские земли вокруг Москвы?

Дилетант
Археологи приготовили птиц по-неандертальски Археологи приготовили птиц по-неандертальски

Ученые попробовали приготовить пять птиц по-неандертальски

N+1
Люди доплыли до островов Танимбар около 42 тысяч лет назад Люди доплыли до островов Танимбар около 42 тысяч лет назад

Ученые исследовали материалы, обнаруженные в раскопках на островах Танимбар

N+1
Врагу не пожелаешь: 5 самых страшных тюрем в мире Врагу не пожелаешь: 5 самых страшных тюрем в мире

Рассказываем про самые жуткие тюрьмы в мире

ТехИнсайдер
Как стеклышко Как стеклышко

Заготовки летом. Как стерилизовать стеклянную тару в микроволновке?

Лиза
Запивать или смешать в одном бокале? Как правильно сочетать пиво и виски Запивать или смешать в одном бокале? Как правильно сочетать пиво и виски

Кто придумал смешивать виски с пивом и как это правильно делать

СНОБ
Имитирующий мышцы спины экзоскелет снизит нагрузку на позвоночник при поднятии тяжестей Имитирующий мышцы спины экзоскелет снизит нагрузку на позвоночник при поднятии тяжестей

Инженеры разработали экзоскелет, предназначенный для снижения риска травм спины

N+1
Болезнь Минамата: самое крупное в истории отравление ртутью Болезнь Минамата: самое крупное в истории отравление ртутью

Болезнь Минамата: как употребление загрязненных морепродуктов влияет на здоровье

ТехИнсайдер
Устаревшая версия Устаревшая версия

Отрывки из автобиографии легендарного Терминатора — Арнольда Шварценеггера

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Самые мощные роботы-пылесосы: топ-8 достойных моделей Самые мощные роботы-пылесосы: топ-8 достойных моделей

Мощные роботы-пылесосы с производительными двигателями, которые не подведут

CHIP
9 способов использования эфирных масел на кухне 9 способов использования эфирных масел на кухне

Как поддерживать чистоту на кухне с помощью эфирных масел

VOICE
Избегаем неприятных инцидентов: что можно, а что нельзя есть перед анальным сексом Избегаем неприятных инцидентов: что можно, а что нельзя есть перед анальным сексом

Каких правил питания стоит придерживаться перед анальным сексом?

VOICE
И в букет, и в тарелку И в букет, и в тарелку

Цветы не только красивы, но вкусны и полезны

Здоровье
Почему женщины убивают Почему женщины убивают

«Одержимая»: хоррор-драма про ужасы дремучего патриархата

Weekend
Как завещал великий Ленин? Как завещал великий Ленин?

Основные тезисы «политического завещания Ленина»

Дилетант
4 факта об обиде, которые помогут от нее освободиться 4 факта об обиде, которые помогут от нее освободиться

Почему обида пожирает нас больше, чем самого обидчика? Как с ней справиться?

Psychologies
Ароматные звёздочки в саду Ароматные звёздочки в саду

Эти удивительные цветы-звёзды можно вырастить в саду в средней полосе России

Наука и жизнь
«Такую никто не возьмет»: как в традиционном обществе относятся к пережившим насилие «Такую никто не возьмет»: как в традиционном обществе относятся к пережившим насилие

Отрывок из романа, в котором героиня выступила против традиционного общества

Forbes
Беспокойные создания: почему кошки так любят сбрасывать вещи со стола и полок Беспокойные создания: почему кошки так любят сбрасывать вещи со стола и полок

Откуда взялась повадка котов скидывать различные предметы с полок и столов?

ТехИнсайдер
Файзуллаев вместо Мбаппе и женский почти чемпионат мира: все о футболе на Олимпиаде Файзуллаев вместо Мбаппе и женский почти чемпионат мира: все о футболе на Олимпиаде

Все о футболе на Играх: почему женские соревнования будут интереснее мужских

Forbes
Лев, Единорог и библиотека Лев, Единорог и библиотека

Что это за эмблема и какое удивительное здание охраняют фигуры Льва и Единорога?

Знание – сила
Танцы на льду Танцы на льду

Пересекаем замерзший Байкал от поселка Усть-Баргузин до Северобайкальска

2Xplore
Стильно, модно, беспощадно Стильно, модно, беспощадно

Отрывок из книги Сары Гэй Форден «Дом Гуччи» об убийстве Маурицио Гуччи

P.I.C. Partner In Crime
«Я предложила маме жить с нами, если она бросит пить, или самой за себя отвечать»: история читательницы «Я предложила маме жить с нами, если она бросит пить, или самой за себя отвечать»: история читательницы

Как побороть стыд за родственников, злоупотребляющих алкоголем

Psychologies
10 заблуждений о деменции, которые могут испортить жизнь вашему близкому или вам самим 10 заблуждений о деменции, которые могут испортить жизнь вашему близкому или вам самим

Основные распространенные заблуждения о деменции

Psychologies
Всё по минимуму Всё по минимуму

Минимализм в интерьере: как добиться лаконичности и сохранить ощущение уюта

Лиза
Открыть в приложении