Тенденции и стратегии винной индустрии в тезисах спикеров Винной ассамблеи

ForbesСтиль жизни

Тренды, стратегии, госрегулирование

Первая Винная ассамблея, приуроченная к объявлению итогов рейтинга Top100Wines.ru, стала местом яркой и содержательной дискуссии о задачах, которые решают российские виноделы, и целях, к которым они стремятся, а также о будущем национального виноделия. Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные тезисы ключевых спикеров Винной ассамблеи.

Алексей Плотников, исполнительный директор Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России

ФСРО — сообщество виноделов или квазиминистерство? Кто будет определять правила игры?

По какой-то непонятной, необъяснимой для меня причине многие воспринимают ФСРО как некий ЦК КПСС с пухлым альбомом директив, которые будут разбрасывать в регионы. Сам принцип ФСРО иной. Ее функционал сформулирован в 9-й статье Закона «О виноградарстве и виноделии». Там установлен принцип, при котором выработку дополнительных стандартов качества, требований, ограничений по технологиям производства вина и так далее осуществляют региональные комитеты и советы, которые создаются в виноградовинодельческих зонах и, при необходимости, даже в отдельных терруарах. Именно им принадлежит право формулирования этих самых дополнительных требований. Ровно по этому же принципу организовано регулирование в подавляющем большинстве винодельческих стран мира. Поэтому отвечаем на вопрос, не боимся ли мы зарегулировать отрасль: нет, не боимся, потому что мы не являемся чем-то инородным для отрасли, мы состоим из виноградарей и виноделов. На учредительном собрании за создание ФСРО проголосовали виноградари, представляющие в сумме чуть больше 62% от Федерального реестра виноградных насаждений. Мы находимся внутри отрасли, мы не собираемся регулировать ее как-то извне, в отрыве от потребностей. В состав учредителей вошло 109 компаний, которые представляют все без исключения винодельческие регионы страны.

О судьбе уже существующих ЗГУ и ЗНМП: будут ли они пересматриваться?

В категориях «будут — не будут» ответить довольно просто. С очень большой вероятностью будут. Но, во-первых, инициатором такого движения должны быть сами регионы и сами виноделы. Во-вторых, процесс этот совершенно точно не будет носить массового характера, это будет индивидуальная работа с каждой конкретной зоной. Здесь большую роль сыграет не только мнение самих виноградарей и виноделов, но и результаты всестороннего исследования качества вин. Особый упор в оценке качества российских вин планируется делать не только на сложившуюся уже богатую практику органолептических дегустаций в числе региональных дегустационных комиссий, центральной дегустационной комиссии, которую еще предстоит создать, но и на средства объективного лабораторного анализа. Чтобы хотя бы физико-химические параметры вин, производимых в одном регионе, держать в том диапазоне значений, которые согласуют сами виноделы, договорившись, что вот этот диапазон — это и есть наше ЗГУ. Поэтому это совершенно плановая, системная работа, и ее направлением и целью будет рост качества.

Зачем государство поддерживает виноделие?

У этого вопроса есть и экономический, и культурологический, и политический аспекты. Если говорить об экономике, мы можем посмотреть на статистику, какими площадями виноградных насаждений обладала наша страна в советское время, и понять, что потенциал роста у нас есть. И если через 5–10 лет среднестатистический обыватель нашей страны сможет с легкостью назвать два-три своих любимых сорта винограда, вино из которых он предпочитает, это будет совершенно другая страна.

Леонид Попович, президент Союза виноградарей и виноделов России

Стала ли Россия винодельческой державой?

Я очень хорошо помню, как лет 15 назад я говорил про российское вино, а на меня смотрели удивленно, смеялись, показывали пальцем. Теперь же мы имеем полное право называться винодельческой державой. Мы, как и положено серьезным винодельческим державам, имеем закон о винограде и вине, государственные органы стали уделять этой отрасли достаточно много внимания. И, что самое главное, в отрасль пошли инвестиции. Ежегодный размер государственных субсидий — 2,4 млрд рублей. Плюс еще компенсация ставки по кредитам, деньги, которые идут по программе мелиорации. На круг получится 3 млрд рублей. Но если взглянуть, сколько сегодня бизнес вкладывает в эту отрасль, то получим цифру не менее 20 млрд рублей. Конечно, мы все мечтаем, чтобы вкладывали в разы больше. Вот тогда все закипит. И я абсолютно уверен в перспективах отрасли. Потому что страны с более разнообразными природными условиями, чем Россия, с точки зрения вина в мире нет, если только Соединенные Штаты. Остальные страны очень «специализированные». Не успело солнышко взойти, климат на полградуса изменился, уже во Франции, в Испании кричат: караул, наш виноград весь высох. А в России при любом изменении климата можно переместить зону выращивания винограда в ту или другую сторону. Если посмотреть на Европу, там малейшие заморозки весной — и все, урожая нет. А мы в России выращиваем укрывной виноград в зонах, где зимой бывает минус 28–30 градусов.

Мы к этому привыкли. Наши природно-климатические условия, людские ресурсы, традиции, опыт, знания позволяют производить вина любого стиля, практически повторяя большинство винодельческих регионов мира, при этом имея свои отличительные особенности. И финансовый момент. Если взять один гектар земли, то количество налогов, которое получает государство от виноградника, во много раз превышает количество налогов с любой другой культуры. Поэтому государству это просто выгодно.

И конечно, вино — это часть культуры. Россия должна сохранять и этот кусочек своей культуры. Россия — шестая страна в мире по объему потребления вина, но в то же время пока еще только двенадцатая по объему производства. Если мы взглянем сейчас на полки, то поймем, что полки заняты импортом. Но мере того как мы сейчас будем высаживать все больше и больше винограда, мы будем производить все больше и больше «вина России». И это вино придет на полки, уже занятые импортом, и импорт, безусловно, не захочет эти полки освобождать. И в этом плане очень важна будет роль государства, у которого сегодня очень много рычагов. Для того чтобы побуждать государство это делать, нужен такой сильный игрок, как Федеральная саморегулируемая организация, которая сможет с государством в нужный момент договориться об использовании инструментов господдержки, с помощью которых можно сделать так, чтобы полка освободилась для российского вина. Я абсолютно уверен, что импортное вино в России будет всегда, потому что в России есть гигантский интерес к вину. Мы никогда не оголим полки, и никогда импорт не исчезнет, но соотношение импортного и отечественного будет меняться в зависимости от того, сколько мы будем закладывать виноградников и сколько будем производить российского вина.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Московская гага Московская гага

Как Роман Абрамович из любителя балета стал продюсером шумных постановок

Forbes
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Надежный фундамент Надежный фундамент

Почему шато стали символом элитарного виноделия?

Forbes
Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают? Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают?

Выгорание OLED-экранов: оправданы ли страхи в действительности?

CHIP
Универсальный актёр Универсальный актёр

Николай Черкасов мог сыграть кого угодно

Дилетант
Пластыри от прыщей: как они устроены и действительно ли помогают избавиться от высыпаний Пластыри от прыщей: как они устроены и действительно ли помогают избавиться от высыпаний

Работают ли патчи от прыщей или это просто маркетинг?

ТехИнсайдер
Платформенные ожидания Платформенные ожидания

Какие правила будут разработаны в рамках закона о платформенной экономике?

Ведомости
Сергей Довлатов: зумер среди классиков Сергей Довлатов: зумер среди классиков

О роли Сергея Довлатова в литературе и причинах его современности

Правила жизни
«Стекло в пуантах — прошлый век» «Стекло в пуантах — прошлый век»

Почему в профессии балерины так важны верные партнеры и любовь к своему делу

OK!
Последнее думающее поколение. Кто на самом деле воспитывает наших детей Последнее думающее поколение. Кто на самом деле воспитывает наших детей

Как ИИ становится цифровым воспитателем

Inc.
Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света» Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света»

«Он, как волшебник, прилетал ненадолго со съемок, а внизу его уже ждала машина»

Коллекция. Караван историй
Вода в топливном баке: чем опасна, как убрать и чем это лучше сделать Вода в топливном баке: чем опасна, как убрать и чем это лучше сделать

Как действовать, если вода в значимых количествах попала в бензобак?

РБК
Культ личности Культ личности

Как повысить самооценку и изменить жизнь к лучшему

Лиза
Кто даст мне сто долларов? Кто даст мне сто долларов?

Аукционные дома Sotheby’s и Christie’s: инструкция по применению

Weekend
Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых

Как меняются животные и растения в городах

Forbes
Астрономы нашли наиболее вероятного кандидата в беззвездное гало темной материи субгалактической массы Астрономы нашли наиболее вероятного кандидата в беззвездное гало темной материи субгалактической массы

Астрономы подтвердили статус Cloud-9 как кандидата в объекты типа RELHIC

N+1
3 бизнес-ошибки сооснователя страховой компании «Лучи» Михаила Беляндинова 3 бизнес-ошибки сооснователя страховой компании «Лучи» Михаила Беляндинова

Сооснователь страховой компании — о том, куда не стоит распылять ресурсы

Inc.
AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения

AvtoRevizorro раскрыл схему обмана клиентов через благотворительность

РБК
Не время паниковать: почему осенью волосы начинают выпадать сильнее Не время паниковать: почему осенью волосы начинают выпадать сильнее

Рассказываем, почему осенью волос на расческе остается больше обычного

ТехИнсайдер
Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП

Кто такая Мэри Уорд и как она связана с первым в мире ДТП

ТехИнсайдер
Начни с порога Начни с порога

Как выжать максимум из маленького коридора

Лиза
Стоматит Стоматит

Стоматит далеко не так прост, как кажется

Здоровье
Пища для лайков: что такое перформативное питание и как еда транслирует наши ценности Пища для лайков: что такое перформативное питание и как еда транслирует наши ценности

Чем мы рискуем, подчиняя наш рацион заботе об имидже?

Forbes
Такие деловые: зачем бизнесу этикет Такие деловые: зачем бизнесу этикет

Нужен ли сегодня бизнес-этикет, если можно просто встретиться за чашкой кофе?

Grazia
Как показать свой бизнес на Яндекс Картах и 2ГИС Как показать свой бизнес на Яндекс Картах и 2ГИС

Как добавить организацию в Яндекс Карты и 2ГИС?

Inc.
Дарвиновский музей: по пути эволюции Дарвиновский музей: по пути эволюции

О сегодняшнем дне Дарвиновского музея

Наука и жизнь
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Творчество Аркадия и Бориса Стругацких в контексте развития научных взглядов

Наука и жизнь
«Первая леди джаза»: как Элла Фицджеральд боролась с расовыми стереотипами в музыке «Первая леди джаза»: как Элла Фицджеральд боролась с расовыми стереотипами в музыке

Как Элла Фицджеральд преодолевала предрассудки, чтобы стать легендой?

Forbes
Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия

Ксенонотерапия: что это за метод, безопасен ли он и насколько полезен в лечении?

Forbes
Капля стройности Капля стройности

10 ответов на частые вопросы о связи воды и похудения

Лиза
Открыть в приложении