Кино, кино и домино
Два брата из Калининграда создают из заброшенных советских кинотеатров в Москве сеть развлекательных районных центров стоимостью почти 60 млрд рублей.
Летом 2014 года на окраине спального района Зюзино в Москве бойко шла торговля на уже привычной для местных жителей выставке-ярмарке белорусских товаров. Рядом с шумной ярмаркой за серой оградой стоял ветхий советский кинотеатр «Ангара». В 1990-е часть его площадей тоже отдали под торговлю, в 2005-м прекратили кинопоказ и полностью закрыли. Открылся он только через 14 лет сильно преображенный. Теперь в нем четыре современных кинозала, магазины, кафе и рестораны, пространства для мастер-классов и детских секций. Такими со временем должны стать 39 бывших советских районных кинотеатров, которые в ноябре 2014 года выкупили у правительства Москвы мало кому известные братья Печерские — Григорий и Михаил. Они заплатили за эти объекты 9,6 млрд рублей и готовы вложить еще почти 50 млрд рублей. Как два брата из Калининграда делают бизнес в Москве?
Элита янтарного края
Москва давно пыталась избавиться от разрушающихся советских районных кинотеатров, продавала их сначала мелкими лотами, потом крупными. В 2013-м на торги были выставлены сразу 10 кинотеатров, но желающих тратить деньги на их возрождение не нашлось. Первая и пока единственная крупная сделка у мэрии Москвы состоялась с братьями Печерскими, пообещавшими создать «уникальный проект, соответствующий мировым тенденциям развития инфраструктуры». Их планы вписывались в новую концепцию правительства Москвы по созданию районных центров притяжения с клубами для встреч, местами семейного отдыха, спортивного и культурного досуга. Средние инвестиции в объект превышают 1 млрд рублей, весь проект Печерские оценивают в 57 млрд рублей, из них почти 50 млрд рублей — кредиты ВТБ. Отец Михаила и Григория Печерских Борис — личность в Калининградской области известная. Он 27 лет преподавал в Калининградском высшем инженерном морском училище, а в начале 1990-х занялся бизнесом — дистрибуцией питьевой воды. Сейчас кулеры с водой «Янтарный айсберг» его производства стоят во многих офисах и квартирах региона. Но братья решили заняться совершенно другим. «Они создали компанию ADG Group, которая стала успешно работать с недвижимостью. Секрет успеха — хорошее образование», — считает Макс Ибрагимов, владелец калининградской мебельной компании «Максик».
Старший из братьев Михаил начал зарабатывать деньги еще студентом Калининградского государственного технического университета: сначала перегонял машины из Европы на калининградский авторынок, позже с товарищем организовал сеть фотопечати Fuji. В 1998 году, после окончания университета, его пригласили в Москву работать в Альфа-банк, где за шесть лет он дорос до должности вице-президента по развитию среднего бизнеса. В беседе с Forbes Михаил признается, что за это время так и не стал «альфовцем», но полученный опыт считает очень полезным. «Я наблюдал, как акционеры и первые лица банка мыслят масштабно. Со своим местечковым калининградским взглядом я, конечно, не испытывал тех амбиций, которые у меня появились после работы в банке», — говорит он. В 2004 году Михаил Печерский уволился из банка. «Решение принял в один день. Чтобы двигаться по карьерной лестнице, нужно было идти в другое место. Я выбрал свой бизнес», — объясняет он. В Москву к тому времени уже перебрался и его младший брат Григорий, он учился в Московской юридической академии. Первым проектом их компании ADG Group стало строительство в родном городе торгового центра «Калининград Плаза». «Взяли кредитную линию в Сбербанке, нашли турецкого подрядчика, наняли консультантов из Jones Lang LaSalle, чтобы сформировать концепцию», — рассказывает Михаил Печерский. Но, похоже, средств не хватило.