Гендерный реванш
Маятник времени качнулся в сторону женского искусства, и внимание к таким работам и их стоимость будут расти
Равноправие полов в искусстве стало столь же актуальным нарративом, сколь и в общественной жизни. Но так было не всегда.
Веками роль женщин в искусстве сводилась к работам, где они были изображены. Великолепные образы Мадонны или Венеры формировали представление о прекрасном, а женские портреты долгое время оставались самыми востребованными картинами «на заказ».
Профессиональное же присутствие женщин на арт-рынке и в главных музеях мира до сих пор весьма ограничено. В Лондонской национальной галерее из 2300 полотен лишь 11 принадлежат кисти женщин-художниц. Таков результат многовековой социальной стигмы, как следствие — восприятие женского искусства вторичным. Только в эпоху модерна женщины-творцы начали играть заметную роль в мировом культурном процессе, а более ранние периоды истории искусств отличались гораздо большим сексизмом. Но и в те времена были великие художницы. Их имена вписаны в историю.
Самые ранние упоминания о женщинах — участницах гильдий датируются серединой XVI века, а одной из первых профессиональных художниц принято считать маньеристку Лавинию Фонтана (1552–1614), высоко ценимую современниками. Внушительный след в истории искусства оставила великая Артемизия Джентилески — художница-бунтарка, последовательница традиции Караваджо, первая женщина, избранная в члены Академии живописного искусства Флоренции. Выставки ее работ с завидной регулярностью проходят в крупнейших музеях мира.
Ангелика Кауфман — одна из основательниц и первых членов британской Королевской академии художеств — была крайне популярна в России в XVIII веке, ей писал оду Державин, а в Эрмитаже хранится около десятка ее портретов. Известнейшая портретистка Элизабет Виже-Лебрен, член французской Академии художеств, тоже не чужая в российской истории искусств: изгнанная из Франции революцией, она пять лет провела в нашей стране (1795–1801), написала немало портретов вельмож и царственных особ.
Но все эти успехи — лишь редкие проблески таланта, пробившего себе дорогу скорее вопреки, чем благодаря обстоятельствам. Профессиональное творчество считалось неженским делом. Получить навыки мастерства можно было, только родившись в семье художника и сумев преодолеть сопротивление окружающих. Еще одним исключением были девочки из аристократических семей, которым позволялось получать художественное образование. Но и здесь не обошлось без табу. Мифологические, батальные и исторические сюжеты считались неподходящими для женщин. Темы для творчества строго регламентировались. Достаточно вспомнить произведения декоративно-прикладного и изобразительного искусства, созданные представительницами императорского дома Романовых и ныне хранящиеся в музеях Санкт-Петербурга.