Дымовая завеса
Philip Morris вышла в лидеры, Renault скатилась с первого на пятое место.
Несмотря на усиливающееся со всех сторон давление, табачные гиганты растут и процветают. Пришедшая на российский рынок в 1992 году компания Philip Morris увеличила в 2020 году выручку почти на 8% и заняла первое место в рейтинге крупнейших иностранных компаний. Российское подразделение Japan Tobacco International выросло за год на 3,7% и переместилось с седьмого места на четвертое. Также входящая в Big Tobacco (пять крупнейших мировых производителей табачной продукции) British American Tobacco с ростом выручки на 13% улучшила свое положение на две позиции и заняла 14-е место.
Суммарно 50 компаний рейтинга заработали за год 7,2 трлн рублей, на 2% больше, чем годом ранее. Четыре табачных гиганта, вошедших в рейтинг (включая Imperial Brands, 41-е место), заработали за год 939 млрд рублей — на 67,4 млрд рублей больше, чем в 2019 году (+7,7%). Максимальный показатель роста среди компаний рейтинга показала американская Apple, увеличившая выручку в пандемийный год на 40,7%, до 266,31 млрд рублей. У конкурирующей с ней Samsung Electronics выручка увеличилась на 16,95%. А у их китайского конкурента Huawei Technologies обороты в России снизились на 11,27%.
С отрицательной динамикой год отработали 16 компаний, худшие показатели у японской Mitsubishi Motors — минус 33,43%, шведской Volvo (минус 23,57%) и итальянской Enel (минус 22,87%).
Самое большое представительство в рейтинге у компаний из США и Германии — по девять компаний на страну, на две меньше у Франции.
Больше всего участников списка работает в автомобилестроении (10 компаний), пищевой промышленности (8) и торговле (8). Нарастить выручку смогли только два автопроизводителя — это немецкие BMW и Daimler, в пищевой промышленности отрицательная динамика у американских McDonald’s (минус 2,86%) и Mars (минус 0,69%), в торговле — у французской Auchan (минус 10,56%) и испанской Inditex (минус 5,68%). У 30 компаний доля России в глобальной выручке не превышает 3%, самыми «зависимыми» от российского рынка в 2020 году были латышская торговая ELKO Grupa (34,59% в глобальной выручке), японская Japan Tobacco International (21,24%) и французская Leroy Merlin (18,29%).
Динамика роста суммарной выручки 50 крупнейших иностранных компаний в России за три года снизилась с 10% до 2%. Это тревожный показатель, но еще печальнее выглядит будущее иностранного бизнеса в нашей стране. По данным банка России, в 2020 году прямые иностранные инвестиции снизились в четыре раза, до $7,2 млрд. Количество проектов, в которые вкладывались иностранные компании, уменьшилось на 26,1%. И не только пандемия в этом виновата. Количество проектов иностранцев в России, по данным EY European, падает с 2017-го и за это время сократилось с 238 до 141.
Как мы считали
В список включены компании, более чем на 50% принадлежащие иностранным владельцам. Они ранжируются по совокупной выручке, полученной в 2020 году. В итоговую цифру по выручке включались данные всех российских подразделений иностранной компании. Мы не включаем в список банки, страховые, лизинговые, инвестиционные и другие финансовые компании ввиду их существенных отличий от торговых и промышленных компаний в бизнесе и бухгалтерском учете. Не учитывались и компании, деятельность которых сводится к управлению активами. За основу оценки выручки взяты сведения, официально предоставленные компаниями, их годовые отчеты с консолидированной выручкой российских активов, данные, представленные в системе СПАРК. При отсутствии официальной информации взята расчетная оценка, основанная на данных о финансовом положении головной компании и подразделений. Выручка указана в рублях, выручка в других валютах пересчитана по средним курсам за 2020 год.
1ФМСМ
Производство и продажа табачных изделий
- Головная компания: Philip Morris International, Швейцария
- Начало работы в России: 1992
- Выручка в 2020 году, млрд руб. 359,53
Динамика выручки, млрд руб. +7,87% ▲
Доля российской выручки в мировой
Глобальная выручка в 2020 году, млрд руб. 2075,58
По выручке на мировых рынках ($28,7 млрд) Philip Morris International уступает конкурентам Imperial Brands ($40,3 млрд) и British American Tobacco ($35,7 млрд), но по рыночной стоимости ($160 млрд) значительно их опережает. Доля компании на глобальном рынке сигарет и табачных стиков в 2020 году составила 13,8%, и ее доля рынка России за год выросла, по данным компании, с 30,1% до 32,3% в основном за счет роста продаж табачных стиков HEETS (доля лидера российского рынка JTI близка к 40%). Разработкой бездымной продукции на двух научно-исследовательских площадках Philip Morris International в Швейцарии и Сингапуре занимаются 400 ученых и технических специалистов. Общий размер инвестиций PMI в Россию за 25 лет превысил $2 млрд, компания имеет здесь две фабрики полного цикла — в Ленинградской области и Краснодарском крае. В российском подразделении PMI работает 3522 человека.