Кто зарабатывает вместе с алмазным монополистом «Алросой».

Forbes

Сделка года | Приватизация

Лучшие друзья бриллиантов

Кто зарабатывает вместе с алмазным монополистом «Алросой».

Текст Сергей Титов

Белое трехэтажное здание на северной окраине Москвы по адресу ул. Смольная, 12, в стиле модернизма с виду напоминает большой советский дом культуры. Попасть внутрь этого здания можно только по спецпропуску. Главный вход ведет в просторный холл, в центре которого расположены стеллажи с ювелирными изделиями, а по периметру — небольшие офисы для осмотра драгоценностей. Второй этаж — это производственная зона с семиметровыми потолками: здесь гранят алмазы.

В советские годы в здании на Смольной располагалось производство московского гранильного завода «Кристалл», а сейчас помещение принадлежит ОАО «Алмазный мир» (52,37% — у Росимущества, остальное — у «Алросы» и нескольких миноритариев). В 2002 году под крышу «Алмазного мира» перебрались Гохран, Центральная акцизная таможня, Пробирная палата и таможенный брокер ТБСС. До последнего времени оформить ввоз и вывоз всех видов драгоценных камней и металлов, пройти госконтроль можно было исключительно здесь.

В сентябре 2016-го заработал еще один спецпост — на Дальнем Востоке. «Владивосток логичнее вписывается в структуру торговых отношений между Якутией (центр добычи «Алросы». — Forbes) и Китаем, чем, например, Антверпен», — заявил в сентябре вице-премьер Юрий Трутнев на открытии алмазной биржи во Владивостоке. Трутнев, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе, имеет «наивысшее влияние» в «Алросе», рассказывают источники, близкие к акционерам компании. Каждый понедельник президент «Алросы» Андрей Жарков, вступивший в должность в апреле 2015-го, докладывает Трутневу о состоянии дел.

Для компании 2016 год был особенно богат на события: открылся алмазный центр во Владивостоке, прошла приватизация 10,9% акций, была отменена экспортная пошлина на алмазы, готовились совместные проекты в Африке. Forbes выяснял, кто зарабатывает на последних изменениях в «Алросе».

Мирнинский ГОК обеспечивает «Алросе» 18% добычи

Специальный брокер

Идею развития алмазного кластера в Приморье приписывают Трутневу. Но занимается проектом ТБСС — тот же таможенный брокер, что оформляет алмазы на Смольной, именно ему принадлежит ООО «Евразийский алмазный центр». Компания будет сдавать резидентам кластера площади в аренду, заниматься перевозками, таможенным оформлением и хранением ценных грузов, пояснил Forbes гендиректор Евразийского алмазного центра Евгений Сачков.

Через ТБСС проходит практически весь экспортный поток алмазов, говорит эксперт отраслевого агентства Rough & Polished Сергей Горяинов. Исторически «Алроса», крупнейший экспортер алмазов, эксклюзивно сотрудничает с ТБСС. Это подтверждает человек, близкий к акционерам алмазной монополии. По его словам, стоимость услуг ТБСС не превышает 100 млн рублей в год. Выручка ТБСС за 2015 год составила 1,18 млрд рублей, чистая прибыль — 405 млн рублей, следует из данных СПАРК.

ТБСС в 1990-х годах учредили выходцы из государственной спецсвязи, аббревиатура в названии компании расшифровывается как «Таможенный брокер спецсвязи», рассказали Forbes участники алмазного и логистического рынков. По данным СПАРК, соучредителем ТБСС в 2002 году был Михаил Полетаев, полный тезка которого в конце 1990-х работал первым заместителем начальника Главного центра специальной связи (ГЦСС), а в 2007 году был и. о. начальника ГЦСС. Нынешний основной владелец ТБСС Сергей Хирьяков также выходец из спецсвязи, рассказывают двое его знакомых. В 1999 году якутское информагентство ЯСИА называло Сергея Хирьякова заместителем начальника ГЦСС по международным отношениям и таможенным операциям. Как его компании удалось фактически монополизировать оформление алмазного экспорта?

ТБСС выполняет свою функцию четко, свидетельствует один из участников алмазного рынка: «В тот же день, как [в ТБСС] уходит товар, я получаю документы». Услуги ТБСС обходятся не дороже $2500 на $1 млн стоимости товара (0,25%), отмечает он. ТБСС — один из старейших и крупнейших брокеров, но не единственный, отмечает президент ювелирной компании «Алмаз-холдинг» Флун Гумеров. Конкурентное преимущество ТБСС дала прописка в «Алмазном мире». Процедуры госконтроля фактически проходят на территории ТБСС, поэтому ценности в обязательном порядке помещаются на склады брокера. Таким образом, брокер может влиять на время оформления грузов и затягивать его, если этот груз везет конкурент, сетует менеджер компании, занимающейся перевозкой драгоценностей. По сути, альтернативы ТБСС нет, ведь его склад — единственное место, где присутствуют контролеры Гохрана (осуществляет госконтроль за оборотом алмазов), объясняет один из конкурентов брокера. Во всем мире таможенными брокерами выступают мировые перевозчики драгоценностей: Brink’s, Malca-Amit, Ferrari. ТБСС же занимается только таможенным оформлением, а для перевозки привлекает сторонние компании. «Это откровенный фарс», — считает президент алмазодобывающего холдинга African Mining Company (AMC) Олег Ханукаев. Такой подход соответствует мировой практике, отмечает в интервью Forbes руководитель Гохрана Андрей Юрин, например, по аналогичной схеме реализован алмазный центр в Антверпене. Основной владелец ТБСС Хирьяков хорошо знаком с первым заместителем Юрина Андреем Кутеповым, который курирует в Гохране таможню, отмечает его знакомый.

«Алмазный мир» стал прообразом алмазного центра во Владивостоке, говорит представитель «Алросы». Для Минфина появление ТБСС на спецпосту Владивостока стало неожиданностью. «Мы не принимали участия в принятии этого решения, но раз никаких нарушений нет, то пускай», — говорит в интервью Forbes замминистра финансов Алексей Моисеев. ТБСС и «Алроса» договорились об этом после совещания у вице-премьера Трутнева, ответила Forbes пресс-служба алмазной монополии. «С точки зрения «Алросы» чем проще, тем лучше», — поясняет человек из сбытового подразделения алмазной компании.

Двор алмазного короля

Создание алмазного кластера во Владивостоке наделало много шума, констатирует Ханукаев: «Эта красивая история позволила «Алросе» пролоббировать изменения в законодательство». К моменту открытия второго спецпоста по таможенному оформлению вывоза алмазов российские власти сняли ограничения на экспорт крупных алмазов и по договоренности с ВТО отменили экспортную пошлину. «Поражает скорость, с какой принимаются решения», — признает один из участников рынка. По словам собеседника Forbes,

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Переток силы Переток силы

Чем полезен российский климат для развития альтернативной энергетики

Forbes
Александр Гронский и Алина Глазун Александр Гронский и Алина Глазун

Арт-паверкапл художницы Алины Глазун и фотографа Александра Гронского

Собака.ru
Последнее думающее поколение. Кто на самом деле воспитывает наших детей Последнее думающее поколение. Кто на самом деле воспитывает наших детей

Как ИИ становится цифровым воспитателем

Inc.
Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света» Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света»

«Он, как волшебник, прилетал ненадолго со съемок, а внизу его уже ждала машина»

Коллекция. Караван историй
В этот раз я не родился курьером В этот раз я не родился курьером

Ведь доставлять можно не только продукты... можно нести что-то большее

Правила жизни
Тихая охота Тихая охота

Как правильно и безопасно собирать грибы осенью

Лиза
Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают? Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают?

Выгорание OLED-экранов: оправданы ли страхи в действительности?

CHIP
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
Олег Мельников: «Спрос на банковское сопровождение контрактов растет из года в год» Олег Мельников: «Спрос на банковское сопровождение контрактов растет из года в год»

О значении механизма банковского сопровождения и его будущих возможностях

Ведомости
Кто даст мне сто долларов? Кто даст мне сто долларов?

Аукционные дома Sotheby’s и Christie’s: инструкция по применению

Weekend
Потепление океана оказалось угрозой для бактериального фотосинтеза Потепление океана оказалось угрозой для бактериального фотосинтеза

Вода теплее 28 градусов приведет к коллапсу популяций цианобактерий

N+1
10 неожиданных вопросов группе X4 10 неожиданных вопросов группе X4

Группа X4 — о финансовых приоритетах и детских утренниках

VOICE
Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых

Как меняются животные и растения в городах

Forbes
Пластыри от прыщей: как они устроены и действительно ли помогают избавиться от высыпаний Пластыри от прыщей: как они устроены и действительно ли помогают избавиться от высыпаний

Работают ли патчи от прыщей или это просто маркетинг?

ТехИнсайдер
Вода в топливном баке: чем опасна, как убрать и чем это лучше сделать Вода в топливном баке: чем опасна, как убрать и чем это лучше сделать

Как действовать, если вода в значимых количествах попала в бензобак?

РБК
Бренды и тренды Бренды и тренды

Будущее автомобилей направлено исключительно вверх

Men Today
Законы подземных мелодий Законы подземных мелодий

Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

Монокль
Пища для лайков: что такое перформативное питание и как еда транслирует наши ценности Пища для лайков: что такое перформативное питание и как еда транслирует наши ценности

Чем мы рискуем, подчиняя наш рацион заботе об имидже?

Forbes
Лабораторное приборостроение по-русски Лабораторное приборостроение по-русски

Замгендиректора «Праймлаб» о стратегии, конкуренции и сарафанном маркетинге

Монокль
Все мы не молодеем: 5 тестов для оценки скорости старения Все мы не молодеем: 5 тестов для оценки скорости старения

Простые тесты, которые помогут понять, насколько вы справляетесь со старением

ТехИнсайдер
Панические атаки Панические атаки

Что такое паническая атака и как с ней справиться?

Здоровье
Как ездить на велосипеде в темноте: 7 неочевидных правил Как ездить на велосипеде в темноте: 7 неочевидных правил

Как улучшить свой стиль езды на велосипеде в ночное время ?

ТехИнсайдер
Пелагея Нецветаева-Долгалева, Никита Еликаров Пелагея Нецветаева-Долгалева, Никита Еликаров

Артисты балета — новые фэшн-звезды!

Собака.ru
Физлицом к рынку Физлицом к рынку

Розничные инвесторы нарастили вложения вдвое, предпочитая облигации акциям

Ведомости
Павел и Зепюр Прилучные: «Нет ничего важнее семьи, все остальное может подождать» Павел и Зепюр Прилучные: «Нет ничего важнее семьи, все остальное может подождать»

Мне очень сложно без Зипи. Я такой человек, мне необходимо, чтобы она была рядом

Коллекция. Караван историй
Средние обгонят высших Средние обгонят высших

Что стоит за бумом поступлений в колледжи и техникумы

Монокль
Держим Марка Держим Марка

Марк Эйдельштейн – об умении видеть красоту и проверке себя на черствость

VOICE
Визит в страну чучхе: зачем ехать и как не нарушить правила Визит в страну чучхе: зачем ехать и как не нарушить правила

КНДР: невероятно замкнутая и одновременно чарующая страна

ФедералПресс
Как управлять болью в мозгу без таблеток? Эксперт дал интересный ответ Как управлять болью в мозгу без таблеток? Эксперт дал интересный ответ

Хроническую боль можно избежать, если "перепрограммировать" мозг

ТехИнсайдер
Евгения Глушенко: «На сцене надо не играть, надо проживать» Евгения Глушенко: «На сцене надо не играть, надо проживать»

Роль необходимо понять кишками! Надо прочувствовать ее изнутри

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении