10 примет времени, изменивших наш быт
Еще какие-то 10 лет назад мы вынуждены бы ли заказывать себе такси за час или два до поездки, а если нужно быстрее — выходили на обочину дороги и «голосовали». Если мы хотели сами сесть за руль, сначала должны были купить себе машину. Но будущее наступило очень быстро, и вот теперь нам кажется, что ждать такси 10 минут — это слишком долго, хотелось бы пять минут, а еще лучше — две-три. Покупать машину необязательно, можно взять любую в любой точке города и оставить ее там, где удобно, а не возвращать в пункт проката. Подать заявление в загс — это теперь значит зайти на сайт госуслуг, выбрать удобный день и время и оплатить пошлину онлайн с банковской карты — к тому же со скидкой. Стремительное развитие технологий не только упрощает нашу жизнь, но и порождает новые виды бизнеса и профессий. На каждом углу мы встречаем людей с огромными желтыми коробами «Яндекс.Еды» или зелеными от Delivery Club — они несут нам еду из наших любимых ресторанов прямо домой или в офис. А дети теперь хотят стать не космонавтами, а видеоблогерами, ведь они известны, популярны и много зарабатывают. Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени.
Мессенджеры
3,4 млн российских пользователей, по данным Mediascope, каждый день заходят в мессенджер Telegram, который уже больше года заблокирован в России. До блокировки, в конце 2017 года, их было 2,2 млн.
Факт. Самый популярный в России мессенджер, по данным Deloitte, — Whatsapp: им пользуются 69% владельцев смартфонов. На втором месте Viber — 57%, третье место у Skype — 45%
15 ноября 1996 года старшеклассники из Тель-Авива Арик Варди, Яир Голдфингер, Сефи Вигисер и Амнон Амир запустили интернет-пейджер для обмена сообщениями. Проект получил название ICQ и стал первым в истории мессенджером. За прошедшие с тех пор 20 с лишним лет мессенджеры полностью изменили коммуникации, позволив пользователям, находящимся в любой точке земного шара, мгновенно обмениваться информацией.
Мессенджеры обогнали социальные сети по объему трафика. По данным Statista на апрель 2019 года, самым популярным мессенджером в мире был WhatsApp c 1,6 млрд активных пользователей. На втором месте — Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Messenger с 1,3 млрд пользователей, на третьем — WeChat с аудиторией 1,1 млрд, которая практически полностью состоит из китайцев.
Мессенджеры стали превращаться в экосистемы. Они позволяют не только обмениваться фото- и видеоконтентом с друзьями, но также, например, заказывать еду или переводить деньги через встроенные платежные сервисы. Такая функция уже есть у китайского WeChat, к этому стремятся Telegram и Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), заявившие о своих планах создать криптовалюту, которой можно будет оплачивать покупки и заказы прямо в приложении.
Использовать потенциал мессенджеров стремятся крупные банки, онлайн-ретейлеры и сервисы доставки, встраивая их в свои бизнес-процессы. Например, в марте 2018 года Сбербанк купил мажоритарную долю в компании «Диалог» — разработчике мессенджера Dialog enterprise. В ретейле, по данным АКИТ, более трети российских компаний используют мессенджеры, чаще всего WhatsApp, для общения с клиентами.
«Мы используем приложения для обмена сообщениями чаще, чем социальные сети, и предпочитаем личные сообщения публичным: мессенджеры создают иллюзию приватности». Марк Цукерберг, CEO Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)
Городской транспорт
450 км составит протяженность линий московского метро к 2022 году
Факт. По итогам 2018 года Москва заняла первое место в мире по количеству часов (210 в год), которые водители теряют в пробках, свидетельствует исследование загруженности городов, проведенное международной компанией Inrix. На втором месте — Стамбул (157 часов)
Все изменения, которые произошли в транспортной системе столицы за последние годы, у москвичей прочно связаны с именем Максима Ликсутова. Весной 2011 года 35-летнего главу совета директоров группы компаний «ТрансГрупп» московский мэр Сергей Собянин назначил своим советником, а в декабре — руководителем департамента транспорта. Ликсутов заявил, что часть активов продал партнерам, а другую часть передал в управление.
Спустя два месяца новый чиновник объявил о начале дерзкого эксперимента — внедрения бесплатной сети Wi-Fi в некоторых вагонах московского метро. В тот день он представлял программу развития транспортного комплекса, стратегической задачей которого стала борьба с пробками при помощи пересадки автомобилистов на автобусы и метро.
По программе «Развитие транспортной системы…» предполагалось выделить на ближайшие четыре года 2,2 трлн рублей, ускоренно строить дороги, метро, создать 1 млн новых парковочных мест, сделав парковку в центре города платной, улучшить работу общественного транспорта, создать Малое кольцо Московской железной дороги с целью запуска по нему пассажирского движения. Началась реконструкция 54-километрового Малого железнодорожного кольца, известного сейчас как МЦК. Выполнение программы начали с создания системы эвакуации автомобилей. В июле 2012 года Мосгордума приняла закон, который увеличил тариф на эвакуацию до 5000 рублей (втрое выше, чем предыдущий) и постановил в пять раз прирастить число эвакуаторов — до 1000 машин. В сентябре 2012 года Ликсутов стал заместителем Собянина. В мае 2013 года в столице заработала первая крупная система велопроката, для которой было устроено 40 парковок, а Банк Москвы (позднее спонсором стал еще и Сбербанк) закупил 1000 велосипедов. Через месяц появилась карта «Тройка», пригодная для оплаты проезда на многих видах транспорта, в том числе на МЦК, открытой в сентябре 2016 года. Оно стало 14-й веткой московского метро. Активно расширялась и сеть традиционного метро. Московский метрополитен с 2011 года строился рекордными по мировым меркам темпами: было открыто 74 новые станции, к 2022 году должно быть построено 220 км новых линий.
«Для Москвы огромное значение имеет происходящая прямо на наших глазах транспортная революция». Тимур Башкаев, руководитель архитектурного бюро «АБТБ»
Мобильный интернет
3,3 млрд гб данных российские пользователи мобильного интернета скачали и передали за I квартал 2019 года — это почти столько же, сколько за весь 2016 год. На рост мобильного трафика влияет развитие новых сервисов, таких как потоковое видео в качестве HD и 4K, онлайн-игры, видеостриминг, растущее количество видео- и аудиоконтента в соцсетях.
Факт. В Москве работает более 2000 точек беспроводного интернета, при этом мобильный интернет обходится москвичам в восемь раз дешевле, чем жителям Нью-Йорка.
Мировой стандарт мобильного интернета GSM для сетей 2G-поколения был зарегистрирован в 1991 году. В России он появился в конце 1990-х годов, но резкий скачок в развитии сетей был связан с лавинообразным ростом числа смартфонов в конце 2000-х. В 2019 году, по данным исследовательской компании GfK, число пользователей мобильного интернета в России составило почти 55 млн — 61% от общего числа интернет-пользователей.
Важная примета времени — стремительный рост аудитории пользователей mobile only — тех, кто пользуется только мобильным доступом. За год их стало вдвое больше, сегодня их доля в России— 35%. При этом цена мегабайта у нас остается одной из самых низких в мире: страна находится на втором месте в мире по стоимости мобильного интернета после Индии, но по скорости и качеству передачи сигнала она сравнима со странами Европы и США. Общение с каждым годом все больше перетекает в интернет: в то время как доход операторов от звонков и смс-сообщений стремительно снижается, драйвером роста выручки для них становится именно мобильный трафик интернета. Чтобы обеспечить этот рост, мобильные операторы по всему миру начинают тестировать сети нового поколения. Во время чемпионата мира по футболу в 2018 году «Мегафон» провел первую в России прямую трансляцию футбольного матча с использованием технологии 5G, а летом 2019 года точки для тестирования сетей нового поколения уже появились у операторов МТС и Tele2.