В двадцать седьмой раз были названы имена лауреатов приза Benois de la Danse

ЭкспертКультура

Танец, которого мы ждем

В двадцать седьмой раз были названы имена лауреатов приза Benois de la Danse — главного в мировом балете

Вячеслав Суриков

Балет «Волшебник страны Оз», за который композитор Мэттью Пирс и хореограф Септим Вебр были номинированы на приз Benois de la Dansе 2019 года. Балет Канзас-Сити. Фото Михаил Логвинов

Мировой балет балансирует между классическим танцем и модерном. Классика то уступает, то возвращает свои позиции. Даже на Benois de la Dansе, чьи основные события разворачиваются на сцене Большого театра, только по аплодисментам можно судить, что публика по-прежнему отдает предпочтение балетным движениям, которые оттачивались столетиями, и с некой настороженностью воспринимает танцы, созданные современными хореографами, заходящими в своих поисках все дальше и дальше. Солист компании «Мальпасо» Абель Рохо в танце «Моя сцена всегда со мной» заходит едва ли не дальше всех. Танцовщик с атлетической фигурой даже не пытается делать то, чем принято поражать публику: высокие прыжки с зависанием в воздухе. Он танцует в пределах трех квадратных настилов: приносит их с собой, раскладывает на сцене, а затем слегка перемещает. Это минималистический во всех отношениях танец. Он не только исполняется на небольшом пространстве, но и ограничивается минимальным диапазоном движений. Рохо не размахивает руками и ногами, а иногда почти не двигается.

Его танец открывает нам перспективу развития балета. Сотканный из механических движений, воспроизводящий кукольную пластику, балет мучительно пытается обрести первозданную естественность. Хореографы все чаще пытаются оборвать невидимые нити, привязанные к ногам и рукам танцовщиков. Но здание классического балета, воздвигнутое во второй половине XIX века гением Мариуса Петипа, по-прежнему остается незыблемым. Новый танец, не имеющий формы, растекается у его подножия, тогда как классический балет бесконечно множится и воссоздается на главных мировых сценах, с которых не сходят «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и примкнувшая к ним «Жизель». Балетные артисты, если хотят быть любимыми публикой, причем любимыми неподдельно, искренне, обречены проникать в пространство музыки Чайковского и Адана и существовать там, пока она звучит. Замыкает этот композиторский триумвират Людвиг Минкус — автор музыки к балетам «Баядерка» и «Дон-Кихот», с которыми также связано имя божественного Петипа.

То, что ему суждено было реализовать свой творческий потенциал в России да еще попасть в один исторический период с русским музыкальным гением Чайковским, предопределило судьбу русского балета. Настоящие «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» только на сцене Мариинского или Большого. И если какой-то другой театр захочет, хотя бы отчасти, приблизиться к величию мистериального действия, которое творится на сценах этих двух русских театров, он должен добавить в свои спектакли «щепотку» русского — пригласить либо русского постановщика, либо русских танцовщиков. Возможно, именно поэтому танцовщиков какого бы театра ни объявляли в номинациях Benois de la Dansе — звучали русские фамилии. И все же они воспринимались как птенцы, выпавшие из гнезда, еще не успевшие опериться и обрести силу для настоящего полета над сценой. Солисты Большого выглядели так, как выглядят футболисты, играющие на своем поле: сильными, уверенными и не нуждающимися в дополнительном подтверждении своего величия.

Но настоящие богини могут танцевать во всех местах сразу: им покоряются Москва и Санкт-Петербург, им покоряется мировая сцена. Светлана Захарова — прима-балерина сразу двух театров: миланского Ла Скала и Большого. В этом году она заняла в жюри место Юрия Григоровича — еще одного бога русского балета, сумевшего поставить балет (в котором до сих пор царили женщины) с главной мужской партией — «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна. Последние два года патриарх не участвует в заседаниях жюри и тем не менее остается его председателем. Benois de la Dansе неразрывно связан с его именем. Авторитет приза во многом зиждется на авторитете Юрия Григоровича, а он непререкаем. Замещающая его Захарова, балерина, достигшая в классическом балете всех мыслимых совершенств, постепенно движется в сторону модерна: второй год выпускает сольные спектакли, поставленные современными хореографами.

Один из них — Юрий Посохов, поставивший в паре с композитором Ильей Демуцким два балета на сцене Большого театра: «Герой нашего времени» и многострадальный «Нуреев». В прошлом году последний собрал почти все призы Benois de la Dansе. Балет редко попадает в афишу Большого, поэтому Benois de la Dansе — одна из возможностей увидеть хотя бы фрагмент из него. Вячеслав Лопатин вышел на сцену в номере «Письмо к Руди» и продемонстрировал страстный танец с завораживающей хореографией под музыку, в которой Демуцкий показывает фантастическое владение всеми инструментами воздействия на психоэмоциональное поле публики. Лопатин танцует свою партию в костюме: на нем брюки и пиджак поверх водолазки. Это отнюдь не сказочный принц, но живой человек, мечущийся в тюрьме собственных страстей. Мы видим ни на что не похожий танец, при этом с необычайно силой выражающий состояние исполняющего его персонажа.

Еще одно чудо, явленное в этом году зрителям гала-концертов Benois de la Dansе, — хореография Кристал Пайт, которая получила приз еще два года назад, но никак не может попасть на присуждение призов. В этот раз на церемонию награждения приехал ее представитель и привез с собой двух танцовщиков — они исполнили номер «Другой ты» на музыку Бетховена. Мы слышим до боли знакомую мелодию «Лунной сонаты» и видим зрелище, которое заставляет полностью ее переосмыслить: вместо неторопливого восхождения на вершину лирического состояния мы низвергаемся в пучину борьбы между добром и злом, сосуществующим в одном и том же человеке. Кристал Пайт освобождает музыку от наросших на нее стереотипов и воплощает ее в танце, придает ей форму, чтобы ее можно было созерцать. Один из шедевров хореографа балет «Времена года» на музыку Вивальди: она очищает ее от привычной смысловой оболочки, которую ей навязали музыковеды, и создает невиданное зрелище, шокирующее зрителей метафизическим глубинами.

В «Даме с камелиями» Джона Ноймайера, поставленной на музыку Фредерика Шопена, современный балет обрел шедевр, растиражированный всеми ведущими театрами мира. В Большом идет едва ли не образцовая его версия, и главную партию в нем танцует Светлана Захарова. Значительная часть номинаций Benois de la Dansе в нынешнем году связана именно с этим балетом. Хореография Ноймайера приближается к классическим образцам и в то же время позволяет показать все достижения современного танца, стремящегося к максимальной чувственности, к предельной открытости эмоций. Его вечный сюжет — история любви, рассказанная от лица женщины. Это балетный канон; его бесконечно пытается преодолеть современный танец, но, чтобы попытка оказалась успешной, нужно либо время, которое однажды заставит воспринимать хореографию Петипа как нечто вычурное, либо равный ему гений.

Балет нуждается также в своих композиторах. В этом году ни один из них не получил приза Benois de la Dansе. Что легко объясняется предпочтениями Светланы Захаровой: она необычайно чутко воспринимает музыку и жюри отказалось давать приз, хотя и Мэттью Пирс, автор музыки к балету «Волшебник из страны Оз», и Кейт Уитли, написавшая музыку к балету «Пламя», создали яркие произведения, заслуживающие внимания и искушенных меломанов, и широкой публики. Балет нуждается в новых визуальных формах, которые можно широко тиражировать. Как и драматическому театру, ему нужен выход на массовую аудиторию, но если театр драматический с трудом преодолевает языковой барьер, то у балета этого барьера нет. Балет из искусства для высшего света, искусства, создающего образ рая, трансформируется в искусство, которое может говорить на понятном всем языке и оказываться там, где его ждут. Что касается классики, то за ней в ближайшие сто лет добро пожаловать в Россию.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Умные вещи века Умные вещи века

10 переизобретений, без которых ты раньше отлично жил, но теперь – не сможешь

Maxim
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Захотелось рискнуть Захотелось рискнуть

Небывалый поток частных инвесторов хлынул на рынок

Эксперт
Ирина Мазуркевич. Служебный роман Ирина Мазуркевич. Служебный роман

«Он же намного старше и женат. А если останешься одна?» Я об этом не думала...

Коллекция. Караван историй
Интимная наука Интимная наука

Как секс мог сделать из обезьяны человека — глава из книги «Секс с учёными»

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Обновления нарочно ломают наши телефоны и еще 9 мифов о гаджетах Обновления нарочно ломают наши телефоны и еще 9 мифов о гаджетах

10 самых распространенных мифов об электронных устройствах

Maxim
О. Димитрий: «Есть русская пословица: “Я всех так люблю, что вилами в рай загоню”. Так нельзя…» О. Димитрий: «Есть русская пословица: “Я всех так люблю, что вилами в рай загоню”. Так нельзя…»

«Думаю, любые попытки построить безрелигиозное общество обречены»

Монокль
Как война меняет людей и брак — в 15 цитатах из романа «Балканская трилогия» Как война меняет людей и брак — в 15 цитатах из романа «Балканская трилогия»

О чем роман «Балканская трилогия» и почему он так хорошо показывает войну

Psychologies
Зимой и летом одним цветом Зимой и летом одним цветом

Какие растения из умеренных широт сохраняют зимой листья и зеленый цвет?

Наука и жизнь
Странный, но очень важный аспект: почему спринтеры начинают свой забег с низкого старта Странный, но очень важный аспект: почему спринтеры начинают свой забег с низкого старта

Каково преимущество низкого старта и почему его не используют марафонцы

ТехИнсайдер
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Лисица поймала рыбу-пилу Лисица поймала рыбу-пилу

Завезенные в Австралию обыкновенные лисицы могут охотиться на рыб-пил

N+1
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
«Ростки насилия есть в каждом из нас». Психотерапевт Елена Миськова об абьюзе «Ростки насилия есть в каждом из нас». Психотерапевт Елена Миськова об абьюзе

Елена Миськова о двойных стандартах, идеалах и способах противостоять абьюзу

СНОБ
Начальник или наставник? Начальник или наставник?

Законодатель впервые дал официальное определение наставничества. Что это значит?

Ведомости
Само совершенство Само совершенство

Что скрывается за яркой внешностью и почему мы пытаемся этим поднять самооценку

Лиза
Smasайтесь кто может Smasайтесь кто может

SMAS-лифтинг и SMAS-подтяжка: кому, когда и зачем нужны

Собака.ru
Что такое психологическая травма и можно ли проработать ее самостоятельно Что такое психологическая травма и можно ли проработать ее самостоятельно

Какой может быть психологическая травма и что с этим делать?

РБК
На шаг ближе к колонизации: как искусственный интеллект помогает NASA изучать Марс На шаг ближе к колонизации: как искусственный интеллект помогает NASA изучать Марс

О том, как ИИ помогает исследовать Марс, и приведет ли он нас к прорыву

ТехИнсайдер
Расшифровка диалога, полученного по молекулярной связи Расшифровка диалога, полученного по молекулярной связи

Я жив. И даже условно цел, но существую в виде облака...

Наука и жизнь
Богатый старый дом Богатый старый дом

«Берлинский дом» — история московской роскоши в лицах и событиях

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Микрокосм Махова Микрокосм Махова

Как Александр Махов раскрывал тайны эмблематики — невидимые нити культуры

Знание – сила
Вредные привычки и рак Вредные привычки и рак

Какие привычки значительно увеличивают риски развития рака гортани

Здоровье
Шеф — поставщик: здесь и сейчас Шеф — поставщик: здесь и сейчас

Как в разных регионах находят необычные продукты и превращают в уникальные блюда

Bones
Удобрения санкций не боятся Удобрения санкций не боятся

Нехватка цифровых и зеленых технологий с лихвой компенсируется запасами ресурсов

Монокль
Сельхозтехника тормозит Сельхозтехника тормозит

В России серьезно сократились производство и продажи сельхозтехники

Агроинвестор
Как изменить поведение партнера или начальника: методы из коучинга Как изменить поведение партнера или начальника: методы из коучинга

Можем ли мы повлиять на поведение другого человека, и если да, то как?

Psychologies
Можно ли прогнозировать колебания уровня Каспийского моря? Можно ли прогнозировать колебания уровня Каспийского моря?

Какие прогнозы колебаний уровня воды в Каспии доступны сегодня?

Наука и жизнь
Открыть в приложении