Русские костюмы для Голливуда
Компания «Грей шоп». Продукция — снаряжение для активного образа жизни: страйкбола, пейнтбола, рыбалки, охоты, косплея, кино. Генеральный директор — Сергей Макаров
Дорога в Голливуд для компании «Грей шоп», созданной Сергеем Макаровым в конце 2014 года, не была тернистой. Точнее, ее туда вообще никто не прокладывал: фирмы из США, занимающиеся подбором гардероба для актеров кинофильмов, через поисковики нашли сайт российского интернет-магазина. Так что если будете смотреть американские блокбастеры «Красный воробей», «Звездные войны», «Форсаж 8», знайте, что киногерои — плохие русские парни и повстанцы одеты в костюмы, изготовленные в России. Хотя бы в этом персонажи соответствуют действительности. Но и тут с маленькой оговоркой: в титрах картин поставщика экипировки и снаряжения, увы, не указывают. «Иногда нам разрешают в своей рекламе использовать кадры из кинофильмов, для которых мы поставляли костюмы, такое бывает», — рассказывает Сергей Макаров.
Впрочем, все эти фильмы не более чем удачные и яркие кейсы в рекламной копилке «Грей шопа», и без того уверенно шествующего по странам и континентам. Его экспортный оборот составляет 80% дохода, экспресс-доставка товаров осуществляется тысячам клиентов в разные уголки мира, есть информативный и качественно сделанный сайт и круглосуточная служба поддержки на двух языках — английском и французском.
В золотой середине
Сергей Макаров в студенческие годы увлекся игрой в страйкбол: если для друзей это было забавным развлечением, то он в тему зашел конкретно — с тщательным подбором всех элементов костюма, еженедельной наработкой практических навыков, а когда пространства для реализации идей стало не хватать, начал сам организовывать состязания для таких же фанатов. Очень скоро всплыли проблемы подбора снаряжения, которое в России стоило дороже и было в дефиците. Он взял на себя решение этой задачи: стал завозить из Китая и Тайваня страйкбольные приводы, различные аксессуары, а потом с товарищем открыл магазин, вложив в дело 40 тыс. рублей. В конце 2014 года рубль обвалился, и уже, наоборот, стало выгодно продавать за границу российские товары, которые подешевели относительно импортных, но по качеству не уступали.
Сергей Макаров продал часть импортного бизнеса соучредителю и полностью сконцентрировался на экспорте товаров для активного образа жизни. Его инвестиции в новое направление деятельности составили около 200 тыс. рублей. Ставка на экспорт оказалась столь верной и своевременной, что спустя несколько лет все могли только позавидовать прозорливости молодого бизнесмена. «Несмотря на кризис, 2014 год дал мне возможность заняться тем, что мне безумно нравится! Сегодня “Грей шоп” продает товары для страйкбола, пейнтбола, охоты, практической стрельбы, рыбалки, косплея и даже кино. В первые годы компания росла на сто—двести процентов в год, сейчас притормозили, потому что стали достаточно большими, — говорит г-н Макаров. — География продаж обширна, наиболее хорошо мы представлены в США — это наш рынок номер один, востребованы товары в Евросоюзе, Японии, частично в Китае и Южной Америке, в Чили».
Такой спрос на продукцию директор компании объясняет тем, что товары из России попали в «золотую середину» по цене и качеству. Есть у зарубежных компаний ряд продуктов для страйкбола, которые иногда лучше отечественных по качеству, но в несколько раз дороже. В целом российские компании в такой отрасли, как производство экипировки и снаряжения, на шаг впереди. Для изготовления нательного белья, тактической одежды, стандартных и специальных костюмов, разгрузочных жилетов и бронежилетов, рюкзаков, шлемов, спецобуви используются современные технологические решения, новые материалы, необычные подходы. Над этим постоянно работают такие известные российские производители, как «Союзспецоснащение», «БТК Group», «Анатомия победы», Gear Craft, «Магеллан», «Элитспецобувь», SpecBoots, «Барс».
Для расширения линейки товаров «Грей шоп» постоянно ищет новых поставщиков с интересным и качественным продуктом, иногда это небольшие швейные ИП, семейные предприятия. Конечно, что-то копируется с мировых образцов, но чаще это уникальный продукт, к тому же очень привлекательный для зарубежных потребителей по цене. Китайские товары дешевле всего на 10–20%, но изготовлены из низкосортного материала, а товары из США очень завышены в цене: экипировка для страйкбола может стоить от 100 тыс. рублей. К тому же зарубежный покупатель начинает понимать: вот он держит в руках ботинки за 300 долларов — крутой бренд, красивый дизайн, но сделаны тоже в Китае, и в них заложен так называемый «таймер на изделие», то есть через полгода они должны развалиться, чтобы их хозяин вновь пошел в магазин за обновой. А вот берцы из России за 30–40 долларов, возможно, не так красивы, но в них можно бегать, прыгать и даже плавать лет пять, и они могут потерять внешний вид, но не функциональность. Людям это нравится — получать качественный товар по приемлемой цене.
Все секреты экспортного бизнеса
Свой экспортный опыт компания «Грей шоп» наживала методом проб и ошибок, но теперь им есть о чем рассказать коллегам по бизнесу. Первое, на что они обратили внимание, — недоверие клиентов к процессу прохождения первого платежа, они боятся за свои кредитные карты, сохранность информации, так как напуганы разными историями про всесильных “русских хакеров”. Вопрос был решен так: людям предложили воспользоваться платежным сервисом Paypal: ему доверяют, и они могут быть спокойны за свои кредитки. На этапе первой покупки важно дать клиенту уверенность в безопасности.
Второй секрет успеха на экспортном поприще — налаженная работа вебсайта. В «Грей шопе» уверены, что это 40% успеха продаж. На сайте должны быть удобный интерфейс, качественные картинки с товаром, подробная информация по каждой позиции. В компании организовали огромную фотостудию площадью 50 кв. м, которая не уступает по техническому оснащению студиям владельцев передовых брендов одежды, — свет, фотокамера, разработка собственных ноу-хау для упрощения фотографии и улучшения качества, а также реквизит. Общая сумма вложений — 1,5 млн рублей.
Секрет номер три — экспресс-доставка. Современный клиент не привык ждать, для него пять-шесть дней уже большой срок, а две-три недели — безумие. Параллельно покупатель на первом товаре как бы тестирует магазин: могут ли здесь быстро решить его проблему, удачно ли пройдет транзакция, отвечает ли продукт заявленным характеристикам? Как правило, никаких проблем не возникает, но этот факт должен укорениться в сознании покупателя. А потом он не только сам делает покупки, но рекомендует «Грей шоп» друзьям, родственникам.
Четвертый секрет — наличие службы поддержки, грамотная работа которой позволяет сохранить имидж компании. «Круглосуточная служба поддержки должна действительно помогать и разрешать 99 процентов ситуаций, — уверен г-н Макаров. — Допустим, человек не нашел ответа на свой вопрос, он уходит в соцсети, в фейсбук (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и пишет там негативный отзыв, тут же подтягиваются другие люди и на что-нибудь жалуются, снежный ком нарастает. А вся проблема может заключаться в том, что ему сообщение пришло в спам и он не получил трек-номер посылки». Опыт компании также показал, что в службе поддержки должен быть не только англоязычный специалист, но и франкоговорящий, потому что французы искренне убеждены, что столь прекрасный язык любви и поэзии должны знать все, они упорно не хотят переходить на английский, вплоть до общения через гугл-преводчика.
Пятый секрет — работа с соцсетями. Кажется, очевидный факт, но зарубежный клиент действительно может получить информацию о компании только через интернет, поэтому он мониторит всё: сайт, соцсети — ему надо видеть товар на людях, читать отзывы, участвовать в разных конкурсах, акциях, быть вовлеченным в придумывание каких-нибудь мемов. Только так формируется его лояльность компании и уверенность в том, что он сделал правильную покупку.
И заключительный совет от «Грей шопа»: все максимально автоматизировать, чтобы сберечь время и сократить количество сотрудников, занятых перекладыванием бумажек с места на место и бесполезными звонками. К примеру, с момента размещения пользователем заказа на вебсайте «Грей шопа» до его сборки проходит пять—десять минут. Ежедневно здесь собирают и отправляют за границу до ста посылок, и со всем объемом работы справляются восемь человек, при годовом экспортном обороте компании в 120 млн рублей. Автоматизация шла в несколько этапов, общий объем вложений составил порядка трех-четырех миллионов рублей с учетом оборудования и разработки технологий. Есть и организационнотехнические моменты: переход на сборку заказов на планшете, чтобы не расходовать бумагу и не создавать лишнего мусора, раздельный сбор мусора и связанные с этим особенности автоматизации — чтото вроде автоматического вызова мусоровоза и сдача мусора в переработку
- ООО «Грей шоп»основано в 2014 году в Москве.
- Число сотрудников — восемь человек.
- Оборот за 2018 год — 140 млн рублей, в том числе экспорт — 120 млн рублей.
Снаряжение для активного образа жизни покупают в 16 странах
Отзывы клиентов
Брет Коллинз, город Лонсестон, Австралия:
— Я разместил заказ и думал, что его долго будут собирать, еще дольше пересылать. Но парни в «Грей шопе» сделали мне сказочный подарок: 12 дней на доставку из России в Австралию! Отличная работа, ребята. Очень скоро я сделаю еще один заказ.
Бас Смит, город Эйндховен, Нидерланды:
— Сделал очередной заказ в «Грей шопе», и снова пять звезд за работу магазина! Лучшее обслуживание клиентов, которое я видел до сих пор. Сергей ответил быстро, даже не захотел брать денег за дополнительный груз, сказал, что это подарок. В первый раз у меня была проблема с калибровкой, но мне помогли ее решить. А вторая доставка — бесплатная. Мне это нравится, буду заказывать еще.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl