Гибридный «Урал» — лучшая альтернатива и дымящим-рычащим мусоровозам

ЭкспертАвто

Разгрузи потихоньку помойку

Гибридный «Урал» — лучшая альтернатива и дымящим-рычащим по утрам под окнами дизельным мусоровозам, и их электрическим аналогам — «чистым», но слишком дорогим

Александр Астапов

Не исключено, что благодаря экологичной и при этом не требующей электрозарядной инфраструктуры силовой установке «Урал-С230Е5» сможет нарушить гегемонию КамАЗа и МАЗа в сегменте шасси для коммунальной техники

Если кто из отечественных автозаводов и выиграл от западных санкций, так это «Урал», что в городе Миассе Челябинской области. Отмена поставок европейских шасси для спецтехники изрядно освободила рынок, а китайские производители не обладают ни репутацией, ни гибкостью производства. А у «Урала» в порядке и с тем и с другим: еще первая «своя» модель, 355М, снискала славу выносливого трудяги на освоении целины, а выпускаемые с 1960 (!) года модели семейства 375/377/4320 получили признание не только в армии, но и у эксплуатантов спецтехники в условиях сибирского и северного бездорожья

А потому очередь на миасские автомобили растянулась на несколько месяцев, производственный план с 8,4 тыс. штук в 2021-м и 9,8 тыс. в 2022-м увеличен на этот год до 13,8 тыс., предела производственных возможностей завода. И даже чуть выше: из-за дефицита рабочих рук сотрудникам офиса предложено до конца года временно сменить место работы на условиях сохранения зарплаты не ниже средней по основному месту плюс премия не ниже 20 тыс. рублей.

Отмечу, что в советские времена выходивших «на аврал» ИТР поощряли лучше: зарплата по основному месту плюс сдельная по рабочей специальности. Таким образом, скажем, конструктор 1-й категории Туламашзавода, собирая мотороллеры в конце года, получал за декабрь до 400 рублей вместо обычных 160–170. Так что, как видим, руководству «Урала» есть куда совершенствовать мотивацию.

А в ближайших планах — увеличение штата автозавода с 8 до 10 тыс. человек. К 2026 году будут освоены около 20 млрд рублей на рост производства до 19 тыс. машин. Еще 630 млн рублей инвестируется в цех по производству собственных «надстроек»: самосвальных кузовов, фургонов, платформ и т. п. Доводится до серии производство «тяжелых» мостов, налаживается выпуск новинок для традиционных потребителей — в частности, «арктических автобусов» и тягачей для зимников. Благо гибкое производство позволяет влезать в относительно узкие ниши, тесные для гигантов вроде КамАЗа и тех же китайцев.

В том числе исторически не типичные для завода. Рынок шасси для коммунальной техники в РФ до последнего времени принадлежал КамАЗу, МАЗу и «европейцам», предлагавшим, по сути, те же самосвалы, только без кузова. Но курс на улучшение городской среды потребовал перехода на более экологичную технику, чем рычащие и выбрасывающие облака выхлопа в тесных жилых зонах дизельные моторы. КамАЗ сориентировался первым из наших производителей и начал эксперименты с электроприводом. На «Урале» пошли иным путем, создав так называемый последовательный гибрид.

Тихий и чистый

По сути, мусоровоз «Урал-С230Е5» — это тот же электромобиль, но заряжаться он может не только от розетки, но и от находящейся на борту генераторной установки. В данном случае — ДВС, топливом для которого служит сжиженный природный газ, приводит в движение генератор, который, в свою очередь, питает тяговую батарею. «С нулевым выхлопом» мусоровоз работает только там, где таковой действительно важен: в жилой зоне и на выездах на городскую магистраль. На магистрали же и за городом (включая выгрузку на полигоне) машина едет в основном на энергии, вырабатываемой ДВС, причем газомотор работает в наиболее экономичном и экологичном режиме, в отличие от «нормальных» грузовиков, выделяющих наиболее токсичный выхлоп при «даче газа».

«Бортовая ТЭЦ» позволяет уменьшить батарею, которая в случае «чисто электрического» мусоровоза получается очень большой, а значит, дорогой: мусоровоз требует больших затрат энергии не только на передвижение, но и на погрузку и прессование мусора в контейнере. Кроме того, электрический мусоровоз требует подзарядки в утренние, пиковые для электросети, часы, что критично для городской инфраструктуры. Поэтому применительно к той части коммунальной техники, что работает не только в жилых кварталах, но и перемещается, сама или с грузом, по продуваемым ветрами городским магистралям и загородным дорогам, система «последовательный гибрид» выглядит наиболее рациональной. Увеличение же стоимости техники по сравнению с дэвээсной отчасти компенсируется повышенным ресурсом силового агрегата, работающего в благоприятном режиме.

Электрический привод и генераторная установка — собственная разработка (точнее, в сотрудничестве с Бауманкой и другими учебными и научными заведениями). И уже не первая; в августе на форуме «Армия-2022» завод демонстрировал гибрид, но иной, «параллельной», схемы (то есть с электроприводом, подключающимся в определенных условиях к базовому дэвээсному приводу) и сугубо армейского назначения, а «носитель агрегатов» этого мусоровоза был показан в октябре прошлого года. О емкости батарей и прочих подробностях до сих пор не сообщается, упоминается лишь, что запас хода на них — до 100 км, что, в общем, величина сугубо справочная для мусоровоза, потребляющего энергию не только на движение. В остальном же шасси машины — «сборная солянка» из уже применяемых на автомобилях «Урал» агрегатов. Шасси 4 × 2 с кабиной «типа Р», то есть лицензионной Iveco образца 1984 года, мотор столь же традиционно Ярославского моторного завода.

Рынок шасси для мусоровозов в РФ составляет 2,5–3 тыс. штук в год (без учета малогабаритных). Из них потенциал для «экологичной» техники, гибридной и электрической — несколько сотен. Не много для гигантов вроде КамАЗа, но вполне интересно для «просто крупных» и при этом гибких производителей (тот же МАЗ в прошлом году продал около 750 шасси для мусоровозов). К тому же «Урал» намерен развивать «батареечную» тему вширь. Платформа, дорабатываемая на показанном мусоровозе, — гибкая. На ее основе намерены выпускать (и не только в гибридном, но и в сугубо электрическом исполнении) коммунальные машины иного назначения, например, для вакуумной уборки улиц, а также грузовики для внутризаводских перевозок, включая беспилотные.

Потенциальных ниш для такой техники много. И тем отраднее факт, что в Миассе используют достижения электромобильного прогресса разумно и вдумчиво — именно там, где он будет наиболее эффективен.


Помимо ДВС и электрического привода в последние годы получил распространение (особенно на легковых автомобилях) привод комбинированный, также называемый гибридным. В свою очередь, гибридные приводы делятся на параллельные, последовательные и смешанные.

Параллельный гибридный привод — самый распространенный. Электропривод встраивается в трансмиссию и в части режимов помогает ДВС крутить колеса, а в отдельных режимах машина полностью переходит на питание от батарей, отключив ДВС. Такие гибриды бывают «мягкими», они же MHEV (Mild Hybrid Electric Vehicle), или «классическими», HEV (Hybrid Electric Vehicle). «Мягкий» гибрид имеет Aurus: электромотор установлен на месте муфты сцепления и «подкручивает» ДВС на малых оборотах и «даче газа», а также работает как стартер. Во втором случае «участие электропривода составляет от трети общей мощности силового агрегата, емкость же батарей относительно небольшая — как правило, 8–15 кВт·ч. И в том и в другом случае электропривод позволяет снизить нагрузку на ДВС в наиболее токсичных его режимах: разгоне и максимальной мощности, повышая реальный КПД системы.

Машины с последовательным гибридным приводом, REV (Range extended vehicle) — это, по сути, те же электромобили, только с генератором, который работает от двигателя внутреннего сгорания и подзаряжает батареи. КПД такой системы в номинальном режиме намного ниже и «классической» дэвээсной, и «чистого» электропривода и имеет экономический смысл только в случае, если машина работает с большим количеством остановок на погрузку-разгрузку. Или же если ДВС включается в редких загородных поездках, когда запаса хода на батареях недостаточно, — в таких случаях машину относят к подзаряжаемым гибридам, PHEV (Plug-In Hybrid Electric Vehicle).

Видовые признаки «подзаряжаемости» — наличие розетки для зарядки и минимальная зарядка батареи от ДВС.

Согласно законодательству многих стран, PHEV обладают теми же льготами, что и «чистые» электромобили. При этом на ДВС для «последовательных» гибридов не распространяются нормы по выбросам и шуму, что, среди прочего, возродило интерес к таким забытым было типам моторов, как роторно-поршневые и даже газотурбинные.

Фото предоставлено компанией

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Смогут ли Россия и Китай понять друг друга Смогут ли Россия и Китай понять друг друга

Как повернуть систему подготовки кадров на Восток?

Эксперт
Ретропраздник! 19 мобильников золотого 2003 года Ретропраздник! 19 мобильников золотого 2003 года

Перед вами обзор мобильников, которые появились на свет 20 лет назад

Maxim
Сто цветов китайского автопрома Сто цветов китайского автопрома

Автомобильная промышленность КНР готова преподать урок конкурентам

Эксперт
Дети и взрослые с СДВГ: отвечаем на самые важные вопросы Дети и взрослые с СДВГ: отвечаем на самые важные вопросы

Как отличить особенности поведения или темперамента ребенка от диагноза?

Psychologies
Грузовики вытягивают авторынок Грузовики вытягивают авторынок

В России рекордными темпами растут продажи грузовиков

Эксперт
Как сделать подкаст? Пошаговая инструкция для начинающих Как сделать подкаст? Пошаговая инструкция для начинающих

Подкаст: что нужно учитывать при его создании?

Psychologies
Как не запутаться в сетях Как не запутаться в сетях

Перед российской экономикой стоят нетривиальные задачи

Эксперт
Ученые воссоздают в 3D города, исчезнувшие с лица Земли Ученые воссоздают в 3D города, исчезнувшие с лица Земли

Исследователи воссоздали 3D-модели районов, которых больше не существует

ТехИнсайдер
Запорожские франты Запорожские франты

В ярком казачьем костюме нищета сочеталась с роскошью, а русское — с татарским

Дилетант
Мифы о штрафах. Об этом не знают даже опытные водители Мифы о штрафах. Об этом не знают даже опытные водители

Можно ли нарушать ПДД с работающей «аварийкой» и другие мифы

РБК
Сбитый «Боинг» Сбитый «Боинг»

Ранним утром 1 сентября 1983 года истребитель СУ-15 был поднят по тревоге

Дилетант
Что такое лазерная рулетка и почему она намного круче обычной Что такое лазерная рулетка и почему она намного круче обычной

Разбираемся, почему лазерную рулетку стоит иметь среди домашних инструментов

CHIP
Мы будем делать бизнес: 12 фильмов о преуспевающих предпринимателях Мы будем делать бизнес: 12 фильмов о преуспевающих предпринимателях

Фильмы о бизнесменах, которые если не вдохновят вас, то удивят

Правила жизни
Рассказ из сборника Анны Матвеевой «Армастан. Я тебя тоже» Рассказ из сборника Анны Матвеевой «Армастан. Я тебя тоже»

Воспоминание о лете и юности в Свердловске — в рассказе Анны Матвеевой

СНОБ
Море зовет: 10 организаций, занимающихся защитой океанов Море зовет: 10 организаций, занимающихся защитой океанов

Рассказываем о тех, кто спасает побережья от загрязнения и бережет морскую фауну

Правила жизни
Коллекционерам на заметку: 20 редких и дорогих наборов LEGO, производившихся серийно Коллекционерам на заметку: 20 редких и дорогих наборов LEGO, производившихся серийно

Бывают нумизматы, бывают филателисты, а бывают – коллекционеры LEGO

ТехИнсайдер
«Среди взрослых куча злых — зачем детям их уважать?»: монолог режиссера Бориса Хлебникова «Среди взрослых куча злых — зачем детям их уважать?»: монолог режиссера Бориса Хлебникова

Режиссер Борис Хлебников — о том, как не давить на детей

Psychologies
Вдова Георгия Буркова: «После выхода «Иронии судьбы» Жора не мог спокойно выйти на улицу» Вдова Георгия Буркова: «После выхода «Иронии судьбы» Жора не мог спокойно выйти на улицу»

Бурков трижды приезжал в Москву поступать в театральное училище, но безуспешно

Коллекция. Караван историй
Как поклонники бизнес-тренингов построили сеть школ барабанов по франшизе на 1,2 млрд Как поклонники бизнес-тренингов построили сеть школ барабанов по франшизе на 1,2 млрд

Как устроена сеть музыкальных кружков под брендом «Не школа»?

Forbes
Список альтернативного чтения: лучшие детские книги на летние каникулы Список альтернативного чтения: лучшие детские книги на летние каникулы

Современный список книг на лето

Forbes
Мужчина и женщина: как понять друг друга — советы сексолога Мужчина и женщина: как понять друг друга — советы сексолога

Почему мужчины и женщины порой не слышат друг друга?

Psychologies
Платья Дороти и «суеверные туфли»: что носила звезда мюзиклов Джуди Гарленд Платья Дороти и «суеверные туфли»: что носила звезда мюзиклов Джуди Гарленд

Джуди Гарленд не стала иконой стиля, но свой след в моде оставила

Правила жизни
«Импортозамещение возможно при наличии научно-производственной базы» «Импортозамещение возможно при наличии научно-производственной базы»

О локализации оборудования и программного обеспечения для промышленности

РБК
Александр Макаров Александр Макаров

Из Питера в первое плавание отправилась уникальная платформа «Северный полюс»

Собака.ru
Как в Россию возвращалась теология и зачем она нам сегодня Как в Россию возвращалась теология и зачем она нам сегодня

Выявлять и акцентировать проблемы гуманитарной науки в целом — задача теологии

Наука
Взгляд в будущее Взгляд в будущее

Вопрос о перспективах долгосрочного экономического развития в России

Деньги
Загадочный синдром Загадочный синдром

Что такое метаболический синдром и чем он так опасен?

Лиза
5 освежающих и зажигательных летних коктейлей с коньяком 5 освежающих и зажигательных летних коктейлей с коньяком

Коктейлей с коньяком получаются вкусные. И, что немаловажно, прохладительные!

Maxim
Покупатели были в гневе: как в жизни Барби появился Кен – неизвестные страницы культовой истории любви Покупатели были в гневе: как в жизни Барби появился Кен – неизвестные страницы культовой истории любви

Барби и Кен: история взлетов и падений

VOICE
Эмоциональное выгорание Эмоциональное выгорание

Почему возникает эмоциональное выгорание и как с ним бороться?

Лиза
Открыть в приложении