Автомобильная промышленность КНР готова преподать урок конкурентам

ЭкспертАвто

Сто цветов китайского автопрома

Автомобильная промышленность КНР, прежде прилежно учившаяся конкуренции у мировых автогигантов, теперь сама готова преподать урок немецким, американским, корейским и японским производителям, вытесняя их как на внутреннем, так и на международных рынках

Алексей Грамматчиков

На Шанхайском автосалоне было представлено около 1500 авто. На фото: премьера модели на электрическом ходу Nio ET5 в кузове универсал, мощность двух электромоторов которой составляет 490 л. с., а запас хода — внушительные 1000 км

«Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ» — так звучал известный лозунг Мао Цзэдуна, под которым в конце 1950-х проводилась кампания по усилению гласности и критики. Сегодня этот красивый призыв оказался применим и к автомобильной промышленности КНР, где набирают силу, соперничая между собой, множество производителей. Свои последние достижения они представили на прошедшем в Шанхае юбилейном, двадцатом, Международном автомобильном салоне SIAE (Shanghai International Automobile Exhibition), где произвели впечатление свежестью взгляда на современный автомобильный дизайн и технологии. Китайцы убедительно продемонстрировали, что их продукция давно не вторична по отношению к моделям мировых лидеров и что местному автопрому по силам конкуренция в глобальном масштабе.

Новый китайский бренда iCar представил концепт GT — компактное электрическое купе с подъемными дверями и штурвалом вместо руля

Расправить плечи после пандемии

Всего на SIAE 2023 участники привезли около полутора тысяч автомобилей, из них порядка сотни — в статусе мировой премьеры. В этом году шанхайская выставка привлекла особое внимание: из-за пандемийных ограничений крупные мероприятия в КНР довольно долго не проводились вообще или проходили в ограниченном онлайн-режиме. И вот сейчас, после вынужденного перерыва, работающие на китайском рынке автомобильные компании получили наконец возможность представить публике свои новинки.

Внутренний авторынок Поднебесной продолжает расти. За последние полтора десятка лет его объем увеличился более чем в три раза, в 2009 году продажи новых машин здесь обогнали продажи в США, и с тех пор китайский авторынок уверенно удерживает первое место в мире. Однако пандемия серьезно повлияла на спрос: в 2020 году продажи машин в КНР упали на 17%. Но сейчас рынок опять ускоряется. За последние два года он с лихвой отыграл провал, достигнув по итогам 2022 года 26,9 млн единиц — на 47% больше, чем в 2020-м.

Более того, в противостоянии иностранных и местных компаний последние уверенно побеждают. Если в 2015 году китайским брендам принадлежало порядка 20% рынка, то в 2022-м, по данным Ассоциации китайских автопроизводителей (СААМ), их доля достигла 49%. Весной текущего года произошло знаменательное событие: местный BYD вырвался на первое место по продажам на внутреннем рынке, обогнав прежнего бессменного лидера — немецкий Volkswagen. В марте BYD удалось реализовать 181,8 тыс. авто, а Volkswagen — 176 тыс. Ниже в рейтинге самых покупаемых машин в Китае стоят японские Toyota и Honda и американская Tesla; следом располагаются китайские бренды Changan, GAC, Geely, Wuling. Замыкает первую десятку немецкая BMW (см. график 2). Набирают популярность и другие местные марки: Haval, Hongqi, Chery, Dongfeng, Roewe, Link, Jetour, Nio, Zeekr, ХPeng, Tank, FAW и др. В целом авторынок КНР не консолидирован, сейчас на нем, по данным СААМ, официально присутствует 92 бренда.

Вскоре после автосалона бренд Hongqi объявил о выходе на российский рынок. В Шанхае он, в частности, представил обновленный компактный кроссовер HS3 c двухлитровым бензиновым турбированным мотором мощностью 252 л. с.

Места на заднем сиденье

На SIAE 2023 стало заметно, что китайские компании успешно перехватывают инициативу. «Иностранным автопроизводителям в Шанхае пришлось занять места на заднем сиденье» — с такими заголовками на Западе вышли статьи о мотор-шоу. Немецкие, американские, японские бренды пытались привлечь внимание посетителей к своим новинкам. Например, значимым событием стала презентация нового электрокара Volkswagen ID.7 с запасом хода до 700 километров, а Mercedes-Benz представил полностью электрический Maybach. Но все же стенды большинства лидеров мирового автопрома выглядели сдержанно, едва ли не скучно. Зато китайские компании действительно «зажигали».

Прежде всего впечатление произвел внешний вид их машин. Помнится, в 2015 году на Шанхайском автосалоне трудно было отделаться от ощущения вторичности моделей из КНР, подражания чужому стилю. Сейчас же китайцы создали весьма удачный оригинальный дизайн, который никак нельзя назвать копией.

Объясняется это тем, что в последние годы китайским компаниям удалось переманить к себе многих известных западных специалистов. Например, шеф-дизайнером Great Wall Motor сейчас работает Фил Симмонс, за плечами у которого десятилетний опыт в Jaguar Land Rover. Кевин Райс, выходец из Mazda, теперь отвечает за внешний вид автомобилей Exeed. Штефан Зиллаф, прежде трудившийся в студиях Audi, MercedesBenz, Volkswagen и Bentley, решает, как будут выглядеть машины Geely Auto Group. Бывший шеф-дизайнер Rolls-Roycе Джайлс Тейлор придумывает облик моделей Hongqi. Наблюдатели говорят о парадоксе: вроде бы зарегулированный государством автопром КНР становится территорией свободы для западных дизайнеров, которые у себя на родине вынуждены следовать корпоративным брендбукам. В Китае же полет их мысли ничем не ограничивают и вдобавок выплачивают солидные гонорары.

Результат такой коллаборации можно было видеть на выставочных стендах. Взять, к примеру, новый бренд iСar, под которым материнская компания Chery намерена выпускать модные эксцентричные автомобили. Низкий спорткар iCar GT с поднимающимися дверями и эффектной Т-образной оптикой спереди собрал вокруг себя целую толпу любопытных. А новый стильный электрический седан Хpеng P7i и купеобразный кроссовер G6 с интересной покатой крышей получили самые положительные отзывы посетителей — китайский бренд Xpeng в 2014 году основали топменеджеры IT-компаний Alibaba и Xiaomi в сотрудничестве с выходцами из концерна GAC.

Новый стильный электрический седан Xpeng P7i получил продвинутую электронику: в частности, это система беспилотного управления XNGP, которая использует 31 датчик и программную архитектуру XNet, основанную на саморазвивающемся искусственном интеллекте

Впрочем, китайские модели были хороши не только внешне. Свою зрелость продемонстрировали и инженерные решения локальных производителей. Так, в построенном на новой платформе премиальном электрокаре Nio ES6 особое внимание привлекла оригинальная пневмоподвеска с адаптивными амортизаторами и система автономного вождения, учитывающая показания более чем 30 датчиков, среди которых есть лидар, способный отслеживать дорожную ситуацию в радиусе 500 метров.

Электрическое напряжение

Наиболее острая конкурентная борьба развернулась вокруг автомобилей на батарейках. Многие страны в последнее время делают громкие заявления о курсе на электрическую мобильность, но первое место здесь уверенно держит Китай. По данным аналитической компании Canalys, в целом мировые продажи электромобилей в 2022 году выросли на 55%, до 10,1 млн единиц. Из этого объема 59% пришлось на Китай, где в прошлом году было произведено и реализовано 5,9 млн электрокаров.

В этот раз на выставке было особенно много небольших городских электрических ситикаров по цене до 10 тыс. долларов. На фото: новая оригинальная серия таких машинок от FAW

КНР постепенно повышает продажи электромобилей и на своем домашнем рынке, делая потребителям выгодные предложения. Например, в канун открытия SIAE 2023 в стране начались официальные продажи нового электрического хэтчбека BYD Seagull, который предлагается в автосалонах по цене около 11 тыс. долларов, в то время как, например, популярный электрокар bZ4X японской марки Toyota сейчас стоит более 25 тыс. «В течение ближайшего десятилетия в Китае будут массово продаваться электрические кроссоверы с запасом хода от 400 километров по розничной цене 7500 долларов. Для сравнения: главный хит продаж марки Tesla — электрическая Model Y — сейчас имеет запас хода в 545 километров, но ее стоимость составляет около 40 тысяч долларов», — комментирует ситуацию авторитетное международное издание Automotive News.

Обновленный седан Chery Arrizo 8 получил гибридный двигатель, но в Россию скоро будет поставляться модификация пока с обычным мотором

Китайские автопроизводители намерены насытить рынок электрокарами по весьма привлекательной цене. В частности, за счет создания новых субкомпактных городских электрических машинок. Например, Changan выкатил на свой стенд малютку Lumin с электродвигателем мощностью в 41 лошадиную силу и запасом хода в 301 километр; розничную цену такого «малыша» обещают на уровне всего 7000 долларов. Свой вклад в развитие этого направления сделала и Geely, представив суббренд компактных электрокаров Geome с широким выбором расцветки и веселой отделкой салона. Большое впечатление произвел стенд FAW, где были выставлены новые компактные электромобили со стильной отделкой, напоминающей алюминиевые листы с крупными заклепками, или в виде кабриолета в броском фиолетовом цвете. Планируемая розничная цена этих новинок также не превышает 10 тыс. долларов.

Концепт купе-кроссовера Changan CD701 имеет оригинальный низкий силуэт, он построен на новой платформе SDA, и предположительно вместе с этой моделью на рынок скоро будет выведен новый премиальный бренд Zhuge

Было на SIAE 2023 много электрических спорткаров, кроссоверов, седанов. Так, бренд Exeed сорвал аплодисменты, продемонстрировав люксовый пятиметровый электрический седан Sterra ES, который отличается не только респектабельным внешним видом, но и внушительной динамикой разгона за три секунды до 100 километров в час и солидным запасом хода в 700 километров.

Выход на международный уровень

С ростом объемов производства растут и амбиции китайского автопрома в отношении международных рынков. Долгое время экспорт автомобилей из Китая не превышал 0,5 млн штук в год. Однако в последние четыре года он резко увеличился: по итогам прошлого года поставки китайских машин за рубеж превысили 3,1 млн единиц. КНР заняла второе место по глобальному экспорту автомобилей, обогнав Германию, США, Южную Корею и уступая лишь Японии. Пока западные страны под предлогом необходимых сертификаций умело защищают свои внутренние рынки от наплыва машины из Поднебесной, но в странах Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока их охотно закупают. В последнее время выросли и поставки китайских машин в Россию: в текущем году их доля составила порядка 45% всего авторынка.

Во время Шанхайского автосалона было объявлено, что летом этого года начнутся официальные поставки на российский рынок флагманского кроссовера FAW Bestune T99

Принимая во внимание риск наложения вторичных западных санкций, к нам рвутся далеко не все автомобильные компании КНР. Однако есть и такие, которые публично называют российский рынок стратегически важным. Например, в Шанхае об этом говорили представители бренда Omoda (входит в корпорацию Chery Group). На выставке был показан новый электромобиль Omoda C5 EV, поставки которого в Россию начнутся в ближайшие месяцы. Планируется также экспортировать новый седан Omoda S5 и «горячую» версию этой модели — Omoda S5 GT. В долгосрочной перспективе модельный ряд бренда предполагается расширить компактным кроссовером C3 и крупным флагманским кроссовером C7.

Бренд Omoda расширяет модельный ряд в России: скоро на российском рынке появится представленный в Шанхае полностью электрический кроссовер Omoda C5 EV

Помимо Omoda корпорация Chery International планирует начать в России продажу еще одного бренда — Jaecoo. На SIAE 2023 можно было увидеть модели кроссоверов Jaecoo 7 и 9, которые уже в этом году приедут в наши дилерские центры. В перспективе в линейке появится также компактный кроссовер Jaecoo 5. На специальной конференции президент Chery International Чжан Гуйбин заявил, что развитие брендов Omoda и Jaecoo, в том числе для российского рынка, знаменует собой важный тренд в современной мировой промышленности, связанной с индивидуализацией и персонификацией модельного ряда ведущих компаний. Omoda и Jaecoo с их броским дизайном ориентированы на потребителей с активной жизненной позицией, которые хотят быть заметными. По словам Чжан Гуйбина, только по брендам Omoda и Jaecoo компания планирует выйти к 2030 году на уровень продаж в 1,4 млн единиц.

Что касается других новинок, то стоит обратить внимание на большой кроссовер марки Chery Tiggo 9, который вскоре ждут на российском рынке. Бренд Exeed представил в Шанхае модели нового семейства Exlantix, официально заявив, что электрический внедорожник Exlantix E0Y длиной около пяти метров и шириной почти два метра с суммарной мощностью двух электромоторов 480 лошадиных сил приедет в наши автосалоны в следующем году. На стенде Haval можно было увидеть модель Dargo второго поколения, которая в будущем тоже, вероятно, появится в России. FAW, со своей стороны, выставил обновленный флагманский кроссовер Bestune T99, продажи которого были официально начаты в России в канун открытия выставки. «Внедорожный» бренд Tank (принадлежит концерну Great Wall) продемонстрировал в Шанхае новую модель с индексом 400, которой также прочат большое будущее на нашем рынке. «Качество автомобилей из КНР растет, в последнее время у нас практически нет претензий к надежности их конструкции, — рассказал “Эксперту” в кулуарах выставки представитель российского автодилерского холдинга. — Китайцы выбрали стратегию доведения ключевых технологий до совершенства, и сейчас их компоненты даже надежнее, чем детали европейских брендов. Не секрет, что многие крупные западные автомобильные компании долгое время стремились зарабатывать на постпродажном обслуживании машин, намеренно допуская ранний износ ключевых агрегатов. Китайские же производители не практикуют такой подход — они стремятся делать автомобили максимально надежными, чтобы улучшить свою репутацию среди потребителей».

Большой внедорожник Tank 500 Hi4-T в новом гибридном исполнении может проехать 100 км на электричестве, далее подключается двухлитровый мотор с 252 л. с. Есть вероятность, что такая модификация появится и в России
Концепт электрического кроссовера Exeed Sterra ET имеет запас хода 700 км, а пяти минут зарядки хватит на 150 км

Чжан Гуйбин: «Мы думаем о проекте локализации в России»

Президент Chery International Чжан Гуйбин встретился с представителями российской прессы и ответил в том числе на вопросы «Эксперта».

— Насколько важен российский рынок для Chery?

— Это один из важнейших рынков для нас. Chery — единственная китайская автомобильная компания, которая ни разу не покидала Россию с момента начала работы в 2005 году. За это время в вашей стране уже было несколько экономических кризисов, но в нашей штаб-квартире ни разу не поднимался вопрос о том, чтобы уйти с рынка, переждать трудные времена, а потом вернуться. На внутренних встречах Chery International я неоднократно говорил коллегам, что у России особое положение в структуре Chery International, нам нужно поддерживать инновации и расти высокими темпами.

— Какие новинки Шанхайского автосалона важны для российского рынка? Появятся ли у нас гибриды и электромобили?

— Да, мы планируем усилить присутствие бренда Chery на российском рынке линейкой автомобилей с гибридной силовой установкой. Наша цель — совершить революцию в автомобилестроении, сделать трендом экологичный образ жизни в сочетании с использованием современных технологий. На автосалоне в Шанхае мы представили гибридную платформу третьего поколения, и она в ближайшие годы станет нашим новым технологическим направлением развития. Постепенный переход от бензина к альтернативным источникам энергии является частью глобальной стратегии автопрома, и мы рады быть одними из первых на этом пути. В следующем месяце мы объявим о старте продаж семиместного гибридного Tiggo 8 Pro e+. Мы также хотим до конца года представить автомобиль серии Tiggo 7 Pro с гибридной силовой установкой. В планах — гибридный седан Arrizo 8. На автосалоне в Шанхае мы показали Arrizo Star, новый флагман среди седанов в нашей линейке, — мы собираемся представить его в России. Важное значение для рынка будет иметь и модельный ряд брендов Omoda и Jaecoo, которые мы планируем расширять.

— Мы знаем, что вы стремитесь к локализации в России. Какой вариант вы предпочитаете — партнерство или покупку завода в собственность? На помешает ли вашим планам риск вторичных западных санкций?

— Это хороший вопрос. Мы никогда не переставали думать о локализации, данный проект тесно связан со стратегическим развитием Chery в России. Chery International продолжает изучать возможности и предложения производственных площадок, чтобы выбрать наилучшее решение. Мы рассматриваем разные варианты: собственный завод Chery, завод на условиях партнерства… Что касается санкций, то мы принимаем этот риск во внимание, но при этом открыты для сотрудничества.

Москва—Шанхай.

Фотографии Алексея Грамматчикова

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сбитый «Боинг» Сбитый «Боинг»

Ранним утром 1 сентября 1983 года истребитель СУ-15 был поднят по тревоге

Дилетант
А с детьми можно? А с детьми можно?

Про путешествия с детьми копий сломано не на одну армию

Новый очаг
Четыре передела русского самореза Четыре передела русского самореза

История всего импортозамещения на примере отдельно взятого производства

Эксперт
10 cамых смешных российских комедийных сериалов 2010–2023 годов 10 cамых смешных российских комедийных сериалов 2010–2023 годов

Чтобы найти среди российских сериалов смешной, надо обладать терпением и силой

Maxim
От соцсети к супераппу и обратно От соцсети к супераппу и обратно

Удастся ли холдингу VK создать новые доходные бизнес-направления?

Эксперт
Не ешь! Они ядовитые Не ешь! Они ядовитые

Нарциссы и еще 7 растений в саду, которые опасны для собак

Лиза
Залив стал ближе Залив стал ближе

Эксперимент по внедрению исламского банкинга стартует в России в будущем году

Эксперт
Аномальный астероид на орбите Земли может быть древним осколком Луны Аномальный астероид на орбите Земли может быть древним осколком Луны

Луна — не единственное тело, вращающееся вокруг Земли

ТехИнсайдер
Огнем и волной Огнем и волной

3D-печать на сегодня – один из столпов мирового технического прогресса

Популярная механика
Пастораль Пастораль

Как живут сойоты, потомки древнейшего самодийского народа Восточных Саян

Вокруг света
Спорная экспертиза Спорная экспертиза

Самоубийство Елизаветы Черемновой, потрясшее всю Российскую империю

Дилетант
7 признаков избегающего стиля привязанности 7 признаков избегающего стиля привязанности

Психологи называют семь признаков избегающего стиля привязанности

Psychologies
Мелатонин Мелатонин

Мелатонин управляет нашим самочувствием, здоровьем и качеством жизни

Здоровье
Древний причал Фанагории построили из импортного камня Древний причал Фанагории построили из импортного камня

Строительный материал в Фанагорию везли из разных мест

N+1
Народный автомобиль за 500 тыс. руб. Это вообще возможно? Народный автомобиль за 500 тыс. руб. Это вообще возможно?

Как люди в разных странах пытались создать народный автомобиль?

РБК
Жизнь во лжи: кому и зачем мы врем Жизнь во лжи: кому и зачем мы врем

Почему мы, нормальные и честные, тоже врем?

VOICE
5 ситуаций, когда менять работу — плохая идея 5 ситуаций, когда менять работу — плохая идея

Те самые случаи, когда стоит дать вашим отношениям с работой еще один шанс!

Maxim
ИИ может расшифровать, что слышит и видит мозг, и превратить в поток текста ИИ может расшифровать, что слышит и видит мозг, и превратить в поток текста

Ученые разработали систему ИИ, которую они назвали «семантическим декодером»

ТехИнсайдер
Медицинский каннабис помог справиться с болью при онкологии Медицинский каннабис помог справиться с болью при онкологии

Как препараты медицинского каннабиса облегчают симптомы онкологии

N+1
Как бизнесмен из Волжского создал сеть блинных по франшизе и вышел в Дубай Как бизнесмен из Волжского создал сеть блинных по франшизе и вышел в Дубай

Евгений Купко рассказывает, как ему пришла идея открыть блинную

Forbes
Отечественные фильмы, получившие самые престижные награды за границей Отечественные фильмы, получившие самые престижные награды за границей

Оскар и Канны были отнюдь не равнодушные к фильмам из СССР

Maxim
Спустя 54 года канадец наконец-то смог закончить университет! Зачем же он учился? Спустя 54 года канадец наконец-то смог закончить университет! Зачем же он учился?

71-летний мужчина побил рекорд по продолжительности пребывания студентом

ТехИнсайдер
Компрессионный трикотаж: 3 правила правильного выбора Компрессионный трикотаж: 3 правила правильного выбора

Как снизить риски проявления варикоза?

Psychologies
Коллекционирование, слет каббалистов и дельфинотерапия: как и зачем мы выбираем хобби Коллекционирование, слет каббалистов и дельфинотерапия: как и зачем мы выбираем хобби

Как в нашу жизнь приходят хобби? И почему именно такие? Зачем они нужны?

Psychologies
Транзитная зона: как устроена жизнь в мангровом лесу Транзитная зона: как устроена жизнь в мангровом лесу

Здесь а обитатели моря стоят перед выбором — какую из двух сред предпочесть

Вокруг света
«Стоит ли возвращаться к бывшему партнеру?»: 3 простых напоминания тем, кто сомневается «Стоит ли возвращаться к бывшему партнеру?»: 3 простых напоминания тем, кто сомневается

Когда прошлое зовет, не отвечайте, оно не скажет ничего нового

Psychologies
Маршруты, траты, цели: как изменились путешествия за границу в 2023 году Маршруты, траты, цели: как изменились путешествия за границу в 2023 году

Как события последнего года изменили жизнь путешественников

РБК
Что им зной: как защитить свои ногти от летних стрессов (и даже уберечься от рака!) Что им зной: как защитить свои ногти от летних стрессов (и даже уберечься от рака!)

Летние стрессы несут серьезную опасность для наших ногтей

VOICE
Как добиться эффекта Как добиться эффекта

Звездные бьюти-волшебники поделились своими профессиональными секретами

VOICE
«Кроссовки продаются вместе с Тицианом»: Екатерина Макдугалл о современных аукционах «Кроссовки продаются вместе с Тицианом»: Екатерина Макдугалл о современных аукционах

Зачем аукционные дома выстраивают вокруг себя целые экосистемы

Forbes
Открыть в приложении