Ушли в минус
Зачем автопроизводители выпускают холодильники
Автомобильные компании время от времени делятся своим именем с совсем вроде бы неавтомобильной продукцией. И речь тут не про пиво в стилистике Tesla Cybertruck и прочую клоунаду Илона Маска. Речь о серьезном бизнесе. Например, относительно недавно владелец бренда Aurus объявил о том, что под этой маркой будет продаваться климатическое оборудование. Отечественный предшественник Aurus в производстве автомобилей высшего класса ЗИЛ когда-то производил холодильники. Как ни странно, их же можно обнаружить в истории сразу нескольких автомобильных гигантов.
В 1914 году инженер Натаниэл Уэлс представил потенциальным инвесторам Эдмунду Коупленду и Арнольду Госсу проект электрического холодильника. В то время это была новинка не менее революционная, чем автомобиль в конце XIX века. Раньше для хранения продуктов дома использовали ледники. В 1916 году созданная партнерами компания была названа Kelvinator в честь британского физика Уильяма Томсона, барона Кельвина, – того самого, который рассчитал температуру абсолютного ноля и в честь которого потом назвали единицу абсолютной температурной шкалы. Он сделал много открытий в разных отраслях, но для производителей холодильников было важно именно это.
Компания довольно быстро росла, поглощала конкурентов и в 1923 году имела 80 процентов рынка электрических холодильников в Америке. Кроме того, она первой предложила универсальную систему кондиционирования и отопления для жилья. Стоила система умопомрачительные $7,5 тыс., как несколько автомобилей, но небольшой спрос все же нашла. Компания заинтересовала известного в ту пору производителя автомобилей – Nash Motors. В 1937 году компании слились, образовав Nash-Kelvinator Corporation. Во время войны компания стала крупнейшим американским производителем вертолетов для армии, хотя по-прежнему выпускала и автомобили, и холодильники, правда в меньших количествах. В 1954 году Nash-Kelvinator слилась с еще одним знаменитым американским автопроизводителем – компанией Hudson, образовав American Motors Corporation (AMC).
Впрочем, спустя двенадцать лет автомобилисты решили, что мухи на ветровом стекле должны быть отдельно, а котлеты в морозильнике отдельно, и сконцентрировались на профильном бизнесе, отпустив Kelvinator в свободное плавание.
Имя нарицательное
В 1915 году свою конструкцию холодильного шкафа придумал Альфред Меллоус. Он основал компанию Guardian Frigerator. Через его партнера об этом узнал Уильям Дюрант, харизматичный основатель General Motors. Он был к тому времени очень богат и привык действовать импульсивно. Поэтому, заметив перспективный бизнес, взял да и купил его в 1918 году. По его инициативе компания была переименована во Frigidaire и в 1919 году интегрирована в состав Delco, подразделения General Motors.
Название прижилось настолько, что, несмотря на существование других брендов холодильников, в американской версии английского, а также во французском и румынском языках frigidaire и сейчас употребляется как синоним слова «холодильник». Чутье и в этот раз не подвело Дюранта. К слову, холодильники в первое время были довольно дорогой техникой – они стоили примерно столько же, сколько недорогие автомобили.