От белого платья до личного выбора: как эмансипация изменила свадебные традиции
Белое свадебное платье, вопреки стереотипам, — не символ невинности и не древняя традиция. Но его вид раздражал эмансипированных женщин, ставивших под вопрос саму необходимость брака. Рассказываем, как наряд невесты прошел путь от церемониального облачения до личного выбора
В 2018 году американская актриса Меган Маркл вышла замуж за британского принца Гарри. Невеста надела минималистичное платье — и его тут же объявили «данью феминизму». Вопрос выбора свадебного наряда волновал многих женщин, желавших уйти от символики смирения и невинности.
Девственность, здоровье и богатство
Свадебная церемония в патриархатных обществах исторически представляла собой передачу невесты от отца жениху. Например, на сохранившихся изображениях древнегреческих свадебных процессий жених часто держит запястье невесты, сигнализируя, что владеет ею. Позднее похожую «функцию» в западном обществе стало выполнять обручальное кольцо, которое обычно олицетворяет физическое связывание.
После заключения брака невесте следовало стать частью его семьи (до сих пор символом этого служит смена девичьей фамилии на фамилию мужа). Женщина в этой «сделке» воспринималась обеими сторонами как красиво упакованный товар, поэтому ее свадебные одежды выглядели торжественно. Выбор наряда также подчеркивал статус семьи.
Исследовательница Джудит Линн Себеста в статье «Видения сверкающих тканей и глиняной сердцевины: ткани, греческие женщины и Пандора» описывает внешний вид греческих невест: «Одетая в вуаль шафранового цвета и пурпурное платье, увенчанная диадемой в виде венка из листьев и украшенная серьгами, ожерельем и браслетами, она была товаром как объект желания, как приятный подарок, часть приданого, которое отец давал для повышения собственного престижа и для повышения престижа ее мужа». Греческий писатель Ахиллес Татий в «Приключениях Левкиппы и Клитофонта» пишет: «Все свадебные украшения были куплены для девицы: у нее было ожерелье из различных драгоценных камней и платье, от которого вся земля была пурпурной; там, где на обычных платьях были бы плетения из пурпура, на этом они были из золота». Наряд невесты был столь сложным, что для облачения невесты требовалась помощь специальных ассистенток — нимфокомос.
Традиционным римским свадебным платьем была шерстяная туника, которую подвязывали поясом, цингулумом. Пояс символизировал «охрану» девственности невесты — жених должен был ослабить его в брачную ночь.
Платье редко было белым — напротив, чтобы подчеркнуть торжественность, использовали более дорогие вышитые или окрашенные ткани. Первым местом, где невесты должны были носить определенный цвет, скорее всего был Китай. Там во время правления династии Чжоу около 3000 лет назад закон требовал, чтобы невесты и их женихи носили черные одежды (черный символизировал небо) с красной отделкой. Во времена династии Тан указы о цветах стали менее строгими: невесты носили бирюзовую или зеленую одежду. При династии Мин, как и при Цин, невесты предпочитали красное.
В Ассаме, на востоке Индии, традиционное свадебное платье тоже было красным. Невеста надевала Мехла Чадар — одежду, состоящую из двух частей, драпированную аналогично традиционному сари: юбка со складками спереди, верхний край переброшен через плечо. Платье шили из шелка муга (особенно редкий и дорогой вид шелка янтарно-золотистого цвета) и часто украшали золотыми и серебряными нитями.
В Древней Греции фату чаще всего окрашивали шафраном — скорее всего, потому что древние греки использовали шафран для лечения недугов, связанных с менструацией. В Риме фату, вероятно, окрашивали в темно-желтый или оранжевый. На фреске на Вилле Мистерий в Помпеях изображена женская фигура, которую считают невестой. Она носит вуаль желтого цвета с фиолетовой окантовкой по краю. На свадебной настенной росписи Альдобрандини рядом с невестой изображена темно-желтая вуаль.
В Средние века в Европе особенно популярными для свадебных платьев считались алый, пурпурный, синий или зеленый цвета. Например, на картине Яна ван Эйка 1434 года «Портрет четы Арнольфини» невеста в зеленом. Такого же цвета платье невесты на картине художника Гарсия Фернандеса «Женитьбя Святого Алексия», написанной в 1541 году. Зеленый цвет символизировал надежду, радость и здоровье. А кроме того, окрасить в него ткань было сложно (чаще всего его получали, докрашивая синие ткани, для производства которых использовали растение Индигоферу красильную) и дорого. Позволить себе подобные расходы могла только знать.