«Инвесторы ждут четких и неизменных правил игры»
Почему государство должно способствовать расширению территорий с комфортными и привлекательными условиями для бизнеса, РБК+ рассказала генеральный директор АО «Особая экономическая зона «Санкт-Петербург» Тамара Рондалева.

В чем сегодня главные отличительные черты российских особых экономических зон?
Ключевой тренд, который давно назрел, — объединение в один тип технико-внедренческих и промышленных зон. Вносятся соответствующие изменения в закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» от 2005 года, которые поддержаны Минэкономразвития России. Технико-внедренческим зонам эта мера в скором времени позволит существенно расширить земельный банк. К примеру, наша ОЭЗ «Санкт-Петербург» сейчас занимает 183 га и расшириться мы могли суммарно только до 400 га. После внесения изменений сможем увеличить территорию до 6 тыс. га.
Вторая тенденция—практически все особые экономические зоны делают максимальный упор на подготовку готовых промышленных площадей, где предприятие может разместиться в кратчайшие сроки и буквально за несколько месяцев при наличии необходимого оборудования выйти на коммерческий выпуск собственной продукции. По такому пути идут коллеги в Татарстане, сходной тактики придерживаются руководители ОЭЗ «Технополис Москва». Свой Инновационный центр мы строили для предприятий, которые выросли в нашей ОЭЗ, но нуждались в расширении, при этом не были готовы возводить собственные производственные мощности — ведь это означает инвестиционное кредитование, совершенно иные обязательства перед банками. Таким компаниям существенно проще зайти на готовые промышленные площадки.
Любая ОЭЗ заинтересована в якорных инвесторах, которые, в свою очередь, ждут четких и неизменных правил игры. Условия «входа» в процессе реализации инвестиционного проекта меняться не должны. ОЭЗ сегодня такие условия для ведения бизнеса предоставляют. В первую очередь это готовая инфраструктура с возможностью быстрого подключения к ней или полностью готовые площади. В зависимости от региона присутствия — льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество и транспортному налогу. В нашем понимании самая существенная льгота — свободная таможенная зона, которая позволяет завозить оборудование с нулевой таможенной пошлиной, а комплектующие и компоненты конечного производства — в рамках льготного таможенного режима.
К примеру, у нас предприятия микроэлектроники или IТ-компании имеют очень много налоговых послаблений. Для них льготы распространяются в том числе и на конечный продукт.
Что дает особая экономическая зона региону присутствия?
Здесь можно говорить о комплексном эффекте. ОЭЗ начали активно создаваться в России с 2006 года. В Санкт-Петербурге основными инвесторами стали фармацевты. Но мультипликативный эффект для территории поначалу оказался не столь ярко выражен, как, скажем, в «Алабуге», где появление ОЭЗ стало причиной строительства рядом огромных жилых площадей.
У нас есть площадка «Новоорловская» — 163 га. Для развития она очень перспективна — в том числе и потому, что для нее региональными властями были проведены в свое время дополнительные транспортные артерии, соединенные с автомагистралями. Были модернизированы системы водоснабжения, водоотведения, электросети. Сразу после этого земельные участки по соседству выросли в цене, оказались востребованы девелоперами. Появились большие жилые комплексы. Людям очень важно жить неподалеку от предприятий, где они работают. Любая особая экономическая зона создает комфортный микроклимат в субъекте присутствия.
Нельзя не упомянуть еще один важный аспект. Особые экономические зоны в России функционируют уже более 17 лет. Механизм их эффективности кроется в том числе в соглашениях, которые власти региона присутствия ОЭЗ подписывают с Минэкономразвития России. По ним регион фактически несет финансовую и экономическую ответственность за эффективность работы особой экономической зоны. Ведь если зона оказывается неэффективной, региональные власти обязаны вернуть в федеральный бюджет денежные средства, которые вложены федеральным центром в создание и функционирование зоны. Аналогичное соглашение подписывается между Минэкономразвития РФ и компанией, непосредственно управляющей ОЭЗ. Это означает, что региональные власти заинтересованы в развитии своей особой экономической зоны.