10 фильмов Beat Film Festival
Выбор Павла Пугачева и Алексея Филиппова

7 июня на площадках Москвы и онлайн на «Кинопоиске» стартует Beat Film Festival, традиционно знакомящий российского зрителя с хитами мирового документального кино. Рассказываем о главных премьерах фестиваля.
«Линч/Оз»
Александр О. Филипп, 2022

«Волшебник страны Оз» (1939) — самый популярный фильм в истории по данным Библиотеки конгресса США; та лента, которую, по крайней мере в Северной Америке, видел, что называется, каждый. После телевизионной премьеры на CBS в 1956 году шедевр Виктора Флеминга крутят без остановки. Один из благодарных зрителей «Волшебника страны Оз» — Дэвид Линч, чье творчество, как убеждает док Александра О. Филиппа, буквально пропитано образами из путешествия Дороти в исполнении Джуди Гарленд. Впрочем, убеждает зрителя в этом не сам режиссер, а шесть приглашенных им кураторов. От скрупулезной кинокритикессы и подкастерки Эми Николсон, с чьих размышлений о потустороннем ветре и роли бархатных штор начинается рассказ, до документалиста-конспиролога Родни Ашера, собиравшего фанатские интерпретации «Сияния» («Комната 237»). От уморительного харизматика Джона Уотерса, рассказывающего скорее о своих отношениях с Линчем и «Волшебником страны Оз» по отдельности, до тандема хоррормейкеров Бенсона и Мурхеда, обративших внимание на роль имени Джуди в творениях Линча. После фильма не остается сомнений, что главный визионер и проводник кошмаров действительно думает о «Волшебнике страны Оз» каждый день.

«Кобра: Автопортрет уличного художника»
Лина Шамье, 2022


Бразилец Карлос Эдуардо Фернандес Лео, известный под псевдонимом Кобра,— звезда бразильского и мирового стрит-арта (его граффити, посвященное 88-летию Майи Плисецкой, можно найти на Большой Дмитровке в центре Москвы). Сегодня его работы украшают улицы 30 стран мира и так же привычны, как изображения «под Энди Уорхола» на стенах офисов и магазинов. Как юноша из Сан-Паулу, увлеченный рисованием, стал «гигантом фрески», рассказывает он сам. Бразильская документалистка Лина Шамье практически не отрывает взгляда камеры от Кобры, порой иллюстрируя монолог художника кадрами улиц и его работ, давая вид от первого лица в особенно эмоциональные моменты или раскрашивая кадр в яркие цвета, подобно граффити, самого героя.


«Сны отеля "Челси"»
Майя Дювердье и Амели ван Элбт, 2022

Построенный в конце XIX века нью-йоркский отель «Челси» видывал многих писателей, музыкантов и художников. В нем ютились битники, ругались на балконе Мэрилин Монро и Артур Миллер, здесь нашел пристанище Милош Форман, только покинувший Чехословакию, занимались сексом Дженис Джоплин и Леонард Коэн, а валлийскому поэту Дилану Томасу до смерти поплохело в номере 205 после 18 порций виски в соседнем баре. Убийств и самоубийств в этих стенах тоже случилось предостаточно: «Там, там и на первом этаже»,— вспоминает пожилая хореографиня Мерл Листер, когда-то ставившая спектакли на лестнице отеля. Она и другие долгожители «Челси» — настоящие герои фильма Майи Дювердье и Амели ван Элбт. Художники, которые не хотят расставаться с золотым шестидесятническим мифом о тотальной свободе творчества, несмотря на возраст и капитальный ремонт, который ведет новый собственник здания. Они ощущают себя душой этого здания, которое пока не стало еще одной выхолощенной «коробкой» современного Манхэттена.
