В какую сторону качнулся маятник читательских интересов?

ЭкспертКультура

Рамиль Фасхутдинов: «Когда люди не могут планировать, они не понимают, что им читать»

Главный редактор издательства «Бомбора» — о том, в какую сторону качнулся маятник читательских интересов, и о работе с отечественными авторами

Вячеслав Суриков

Главный редактор издательства «Бомбора» Рамиль Фасхутдинов. Фото: Стоян Васев

В первой половине этого года российскому книжному рынку пришлось столкнуться с повышением цен на печать и с отказом от сотрудничества иностранных правообладателей. Изменились предпочтения читателей. Если раньше нон-фикшен был одним из драйверов роста рынка, то сейчас издатели отмечают спад интереса к литературе, опирающейся на реальные события, факты и истории. О том, что в этих условиях предпринимают издатели, «Эксперт» поговорил с главным редактором издательства «Бомбора» Рамилем Фасхутдиновым.

— Что происходит на книжном рынке?

— Все, что происходит сейчас в экономике России, мало чем отличается от того, что происходит в мире. Где-то те или иные процессы протекают чуть дольше, где-то быстрее, но в целом тренды одинаковы. Прошлый год во всем мире и в России был для книжного рынка очень позитивным. Продажи росли так, как не росли последние пять-шесть лет. Итоги первой половины этого года, я думаю, многих удивят. Книжная палата отчиталась о росте тиражей. Большинство издателей отмечают рост продаж до тридцати процентов.

— Как ведут себя читатели?

— Маятник интересов читателей качнулся в сторону художественной литературы. Рынок нон-фикшен в Британии, в Германии, в США и в России снижался весь прошлый год. Возможно, это усталость. Возможно, это связано со сменой поколений. Еще один фактор — в России произошел второй «двадцатый год». Несмотря на то что магазины не закрыты, есть ощущение неопределенности будущего. Особенно это чувствовалось в марте-апреле. Когда люди не могут планировать, они не понимают, что им читать. Весной было ощущение, что наш покупатель просто поставил жизнь на паузу. Он сказал себе: «Я не знаю, что делать». И вышел покурить. Вернулся ли он? Это вопрос. Я знаю многих людей, которые читали книги по саморазвитию, по психологии, по бизнесу и еженедельно выкладывали по ним обзоры в соцсетях. В конце февраля они написали: «Ничего не хотим читать». И только сейчас они возвращаются к книгам. Кто-то переключается на художественную литературу, потому что она заставляет мозги работать в другом направлении.

— Какова стратегия «Бомборы» в этой ситуации, в какую сторону вы движетесь?

— Проблемы на рынке начались еще в ноябре-декабре прошлого года. Но мы заметили их только в начале февраля. Планы пришлось корректировать. Ушел гламур. Раньше мы могли издавать популярных блогеров из Инстаграма (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), теперь это не работает. Сейчас мы берем глобальный тренд — интерес к аниме — и думаем, что мы можем издать на эту тему: как рисовать аниме, как шить куколок — персонажей аниме, как готовить в стиле аниме. Отмечаем также всплеск интереса к метафорическим картам и картам Таро. Даже издательство «Манн, Иванов и Фербер», специализирующееся на бизнес-литературе, и то выпускает карты Таро. И мы их тоже издаем, но не под импринтом «Бомборы», а под импринтом «Эксмо». Это колоссальный сдвиг. Три-четыре года назад нас бы за это заклевали, а сейчас это нормально. С помощью карт Таро люди, опять же, пытаются справиться с неопределенностью будущего. Это хороший инструмент для снятия тревожности, которая, несомненно, присутствует.

Еще один важный момент: уже после 2020 года мы просили авторов дописывать в их книги хотя бы одну главу о том, как изменился мир, — и сейчас тоже просим авторов обновить свои тексты. Скорректировать их с точки зрения сегодняшнего дня, чтобы читатели видели, что мы предлагаем им актуальные книги. Мы видим, что рынок нуждается в профессиональной литературе. Очень хорошо почувствовали себя книги, связанные с анимацией, о том, как писать сценарии, как создавать кино, книги по программированию, по остеопатии. Современные люди в тридцать-сорок лет часто принимают решение сменить профессию и начинают переучиваться. Если раньше мы ориентировались на англоязычных авторов, то сейчас, понимая, что нам могут не продать права на их книги, ищем писателей во Франции, Италии, Германии, Бразилии, Корее и Японии.

— Насколько может быть убедителен для отечественного читателя корейский или японский автор, пишущий о бизнесе?

— Если бы я сказал, что корейских и японских авторов до сегодняшнего дня не было на российском рынке, это было бы неправдой. Они были. В сегменте прикладных книг, например о том, как рисовать, вязать, Япония делит первое-второе место с Америкой по количеству и качеству контента. Самые продаваемые книги по рукоделию последние три-четыре года — книги Хитоми Шида. Хотя вне рынка рукоделия ее имя никому не известно.

Сейчас, когда в мире кино мало новинок, мы обращаемся к пропущенным по тем или иным причинам лентам прошлых лет и открываем для себя в том числе первоклассные сериалы и фильмы в жанре аниме. Когда мы начинаем покупать прикладные японские книги по садоводству, флористике, рисованию, то сталкиваемся с сумасшедшим качеством, которого никогда на российском рынке не было. Это если говорить об иллюстрированных изданиях формата coffee-table books (книги, которые идеально смотрятся на журнальном столике. — «Эксперт»), где не так много текста и много полезной информации.

Другое дело книги по психологии. Здесь все сложнее из-за существенной разницы в менталитете. У нас есть японские авторы, которых мы хорошо продаем, но полностью заменить западную и российскую литературу они не смогут.

— Что предлагают отечественные авторы?

— Еще в 2020 году мы взяли курс на развитие отечественных авторов. Мы сделали для них личные кабинеты на сайте издательства, стали активнее вступать в диалог, проводить авторские конференции. В художественной литературе проблем с количеством рукописей нет, есть проблема с качеством. Если говорить о прикладной литературе, то мы сталкиваемся с отсутствием желания делиться опытом. Нам нужен в качестве автора известный человек, чей опыт мы можем подтвердить. Но многие известные люди нас спрашивают: зачем мне писать книги, что мне это даст? Между тем CEO Microsoft, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Google, Netflix пишут книги о своем бизнесе, о себе. А CEO каких крупных отечественных компаний написали книги? Я уверен, что все издадут книгу Германа Грефа, я первый буду бороться за то, чтобы ее выпустить, — но ведь он до сих пор ее не написал. Мы не можем дождаться книг от Алексея Миллера, Игоря Сечина, от Леонида Федуна или Вагита Алекперова. Нет книги Сергея Галицкого. Сколько раз мы обращались к нему с предложением ее написать! У каждого из наших «стальных баронов» — у Алексея Мордашова, Владимира Лисина, Виктора Рашникова — есть интересная история. Но традиция, чтобы личности такого масштаба рассказывали о себе, не сложилась.

Свою птицу удачи мы поймали в конце 2020 года. До этого самый продаваемым русскоязычным автором был Михаил Лабковский. Но состоялся он не благодаря книге. На момент ее выхода он уже был медийной личностью. Мы же нашли авторов, которые не были известны российскому читателю. Они были популярными блогерами, но речь не шла о миллионах подписчиков. Самой продаваемой книгой прошлого года стала книга Ольги Примаченко «К себе нежно». Номер один на «ЛитРесе» среди аудиокниг — «Брать, давать и наслаждаться» Татьяны Мужицкой. Эти имена возникли, потому что мы научились работать с текстами. Наши редакторы помогают авторам их прокачивать. Они не просто получают рукопись, чистят ее и сдают в печать, а делают книги такими, какими их ожидает рынок. В этом случае и автор не должен быть из разряда тех, что в течение пяти лет вымучивает одну книгу; он должен быть готов продолжать над ней работать. Это ключевое изменение, которое произошло пока только в одном сегменте — саморазвитие.

Когда возникают такие истории успеха, это вдохновляет других авторов, и они присылают свои рукописи. Мой электронный адрес можно найти на сайте. В потоке приходящих текстов мало таких, когда люди вообще не понимают, о чем хотят написать. До десяти-пятнадцати процентов книг из этого потока уходит в печать. Два года назад ситуация была иная: никто не присылал никаких писем, а если и присылали, эти письма не доходили даже до редактора. Сейчас рукописи приходят сразу мне, а я направляю редактору.

Еще один канал поступления рукописей, которого до сих пор не было, — «ЛитРес». Люди поверили в себя и стали выпускать книги на платформах для самиздата. Мы стали наблюдать за результатами, которых они добиваются на «ЛитРесе», брать наиболее успешные тексты, усиливать их и выводить в печатном варианте на широкую аудиторию. Этого тоже не было два года назад. Если раньше соотношение отечественных и зарубежных авторов в нашем портфеле было 55 к 45, сейчас это 50 на 50.

— Как меняется соотношение электронной, бумажной и аудиокниги?

— Здесь тоже за последние два года произошли кардинальные изменения. Потребление аудиокниг по подписке дало колоссальный толчок развития этому рынку. Аудиокнига стала отдельным продуктом. Они есть в подписке «Яндекс.Музыки», они появятся в готовящемся к запуску книжном сервисе МТС. Выход на рынок национальных игроков, которые планируют инвестиции в продвижение формата аудиокниги, говорит о том, что этот рынок будет расти. Мы второй год уделяем больше внимания тому, кто будет записывать аудиоверсию, особенно если речь идет о знаковых продуктах, и думаем о том, можно ли привлечь автора к записи. У аудиокниги Татьяны Мужицкой больше продаж, чем у печатной книги, — с этим я встречаюсь впервые. И это при том, что издание входит в топ-100 книг «Читай-города»! У одной из книг Татьяны Мужицкой были идентичные продажи с прошлогодней новинкой Виктора Пелевина. В чем секрет? В том, что она уникально читает свою книгу. Своим чтением она добавляет в текст энергетики и наполняет его дополнительными смыслами. Это не просто начитывание, это больше чем аудиокнига.

Такие продукты колоссально развивают рынок. Продажа электронных книг в совокупности занимает три-четыре процента от оборота. Эти продажи могут быть на уровне десяти-пятнадцати процентов, но такого результата удается достичь только бестселлерам. Основной объем продаж по-прежнему приходится на бумажные книги.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рецессия в подарок Рецессия в подарок

Попытка сдержать инфляцию в ЕС и Японии может привести к рецессии

Эксперт
Россия закрепощенная Россия закрепощенная

Экономика крепостного права глазами Тургенева

N+1
Венский омут Венский омут

Чем Австрия и Германия привлекательны для исламских террористов

Огонёк
«Лыжный спорт все еще переживает постолимпийский бум» «Лыжный спорт все еще переживает постолимпийский бум»

Юрий Бородавко о перспективной молодежи в команде и российском инвентаре

Ведомости
Нужен ли России цифровой кодекс и от чего он защитит Нужен ли России цифровой кодекс и от чего он защитит

Эксперты опасаются формирующегося глобального надзорного капитализма

Эксперт
4 простых способа узнать человека по-настоящему 4 простых способа узнать человека по-настоящему

Как узнать человека быстро и без тестов от спецслужб?

Psychologies
Ложь, воровство и запах козла Ложь, воровство и запах козла

14 историй о том, как великие проявляли романтический интерес

Weekend
Железные герцогини Железные герцогини

Тренды рынка самых дорогих классических автомобилей мира

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Праздник для него Праздник для него

Как организовать праздник, чтобы получилось по-мужски? Несколько простых правил

Лиза
Анатоль Вовк Анатоль Вовк

Обсудили с историком моды Анатолем корунды, шушпанчики и адорацию мадленок!

Собака.ru
«Сплошные уроды, еще и с двойным дном». Актер Илья Любимов о «Пророке», Жуковском, гениальности и «новых героях» «Сплошные уроды, еще и с двойным дном». Актер Илья Любимов о «Пророке», Жуковском, гениальности и «новых героях»

Актер Илья Любимов — о плате за гениальность и упрощении поп-культуры

СНОБ
Страсть, близость и обязательства: что такое любовь Страсть, близость и обязательства: что такое любовь

Что такое любовь с точки зрения психологии и что под любовью подразумевают люди?

Forbes
Антон Хабаров: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер» Антон Хабаров: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер»

«Если умереть завтра, могу сказать, что прожил очень счастливую жизнь»

Коллекция. Караван историй
Любовный текст: 7 книг о многогранности любовных чувств Любовный текст: 7 книг о многогранности любовных чувств

Книги о любви и её проявлениях

РБК
История Pony Express, недолговечной, но запоминающейся службы доставки Дикого Запада История Pony Express, недолговечной, но запоминающейся службы доставки Дикого Запада

В 1860-х на американском Диком Западе существовал свой сервис доставки писем

ТехИнсайдер
Как правильно отвечать газлайтеру: 4 фразы, которые поставят манипулятора на место Как правильно отвечать газлайтеру: 4 фразы, которые поставят манипулятора на место

Фразы, которые помогут защититься от нападок газлайтера

Psychologies
Кадры решают Кадры решают

Помогут ли новый федеральный проект и господдержка привлечь специалистов в АПК?

Агроинвестор
Весеннее обострение в феврале: как раннее потепление влияет на наши головы Весеннее обострение в феврале: как раннее потепление влияет на наши головы

Как заботиться о ментальном здоровьем во время смены сезона

Psychologies
Самый медленный лифт в Нью-Йорке Самый медленный лифт в Нью-Йорке

Предисловие Егора Мостовщикова к книге иконы «новой журналистики» Гэя Тализа

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Хорошо там, где нас нет? Хорошо там, где нас нет?

На смену синдрому FOMO пришел FOBI. Почему теперь мы вовсе не хотим вовлекаться?

Grazia
Разработана система безопасности при проведении шоу с тысячами дронов Разработана система безопасности при проведении шоу с тысячами дронов

Как метод обучения «стай» дронов сможет гарантировать их безопасную работу

ТехИнсайдер
Аромат денег Аромат денег

Могут ли редкие духи стать инвестицией?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Бегство из рупии Бегство из рупии

Снижение курса рупии к доллару связано с оттоком капитала из экономики Индии

Ведомости
Владимир Михайлов Владимир Михайлов

Камнерез из Боровичей возродил утраченную технику пластики древнего Новгорода

Собака.ru
Мир начинает борьбу с микропластиком Мир начинает борьбу с микропластиком

Микроскопические частицы пластика проникли всюду и могут влиять на все живое

Монокль
Даурские каникулы Даурские каникулы

Истории о свободолюбивых диких котах и их скрытном образе жизни

Наука и жизнь
Вынашивающих потомство в горловом мешке лягушек эвакуировали с чилийского острова из-за смертельного грибка Вынашивающих потомство в горловом мешке лягушек эвакуировали с чилийского острова из-за смертельного грибка

Как редких южноамериканских лягушек спасли в Лондонском зоопарке

N+1
«Трамп считает, что либерализация торговли закончилась» «Трамп считает, что либерализация торговли закончилась»

О логике Трампа и о возможных последствиях его действий

Монокль
Образы вкуса и запаха Образы вкуса и запаха

Из чего состоит вкус?

Здоровье
«Звери рейха». Как немецкая пропаганда использовала образы животных «Звери рейха». Как немецкая пропаганда использовала образы животных

Роль животных в повседневной жизни гитлеровской Германии

СНОБ
Открыть в приложении