Чем Австрия и Германия привлекательны для исламских террористов

ОгонёкОбщество

Венский омут

После французских ужасов последнего месяца уютная Австрия казалась одним из оазисов былого европейского благополучия. Теперь так больше никто не думает: во всех тихих омутах Евросоюза завелись черти. Главные вопросы: почему и как их вывести?

Канцлер Австрии Себастьян Курц (на фото справа), президент Александр Ван дер Беллен и председатель парламента Вольфганг Соботка возложили цветы на месте теракта под усиленной охраной. AP

Второго ноября в Вене было на редкость жарко и душно — дул фён (сухой, теплый ветер с гор). А потому неудивительно, что вечером 2‑го вся Вена высыпала на улицу: выпить, закусить, поболтать — насладиться свободой, «выпить на посошок», ведь в ночь на 3 ноября в Австрии начинался очередной «коронный» локдаун. Наиболее популярным, простым, недорогим и общедоступным местом развлечений в Вене издавна считается Шведская площадь и прилегающие улицы и переулки. Здесь можно найти все кухни и напитки мира. Народ не случайно называет это средоточие венской беззаботности и бесшабашности «бермудским треугольником» — потеряться во вкусах и развлечениях здесь можно запросто.

А вот для Кужтима Ф. этот квартал, похоже, был средоточием пороков Запада, с которыми он обязан бороться. Именно так объясняет сегодня большинство экспертов причину того, что в восемь вечера Кужтим, вооруженный автоматом, пистолетом и мачете, ворвался в «бермудский треугольник» и принялся палить направо и налево. Уже через 9 минут он был застрелен, но за эти 9 минут, хаотично перебегая из переулка в переулок, успел убить четверых и ранить свыше 20 человек. Один от ран умер, некоторые до сих пор в тяжелом состоянии.

Кто стрелял?

Беспорядочная стрельба вызвала панику. Возникло ощущение, что в городе идет бой между свалившейся на него бандой и отрядами полиции. «Вой сирен, бешено мчащиеся машины с мигалками, люди в доспехах с автоматами, тени, крики... Жуткая, невероятная и совершенно неожиданная сцена» — так описывает события популярный венский журнал Falter, чья редакция расположена в том же квартале. Радио и телевидение передали распоряжение: из домов не выходить, с улиц в центре города уйти, если вы в помещении, там и оставайтесь. Люди послушались: они до поздней ночи сидели в ресторанах, кафе, пивных, концертных залах, в опере. Некоторые гостиницы в центре стали пускать ночевать бесплатно. Были заблокированы входы в метро, запрещено останавливать машины и выходить из них. ФРГ, Швейцария, Италия, Словения перекрыли границы.

Полиция призвала отправлять фото и видеозаписи преступления только в ее отделения и ни в коем случае не выкладывать их в соцсетях. Увы, это было наивно: с первого же часа сети наводнили слухи и фейки, фальшивые картинки — мол, в Зальцбурге взрыв, в гостинице Hilton и в ресторане в центре Вены захвачены заложники, террористы в подземке… На некоторые фейки попались даже каналы гостелевидения. Впрочем, и до полиции к утру дошло около 20 тысяч видеосвидетельств разного рода, в которых разбираются, кажется, до сих пор.

Позже будет сообщено: в операции участвовали более 1000 сотрудников полиции, «Веги» и «Кобры» (австрийский спецназ), вертолеты. Но с кем они воевали? Тот же Falter пишет о семи выстрелах вблизи редакции. По кому стреляли, сколько было всего нападавших, куда они делись? Возникло предположение, что целью была синагога, расположенная все в том же «треугольнике»,— мол, в 1970–1980‑е уже была целью терактов палестинских группировок.

Туман рассеялся к средине следующего дня: глава МВД Карл Нехаммер сообщил, что единственным подозреваемым считается застреленный Кужтим Ф. Его идентифицировали моментально, поскольку он хорошо известен властям.

Ему было 20 лет, родился в Модлинге (близ Вены) в семье иммигрантов из Северной Македонии. В 17 лет, под влиянием приятеля, увлекся исламом, стал посещать мечеть, имам которой призывал к джихаду и которая к тому времени уже находилась под наблюдением службы защиты конституционного строя. В начале 2018‑го Кужтим с приятелем начал интенсивно осваивать идеологию ИГ (организация запрещена в РФ), а летом того же года они уже рассылали пропагандистские видеоматериалы со стрельбой, взрывами, песнопениями и повторявшимся призывом: «Пришло время священной войны ради Всевышнего. Позволь мне бороться с тиранами и нечестивыми, с неверными, с настоящим врагом». Все это уже на следующий день после теракта в Вене можно было прочитать на сайте немецкого журнала Spiegel, который цитировал приговор, вынесенный Кужтиму венским судом в 2019‑м. Судили его за то, что он пытался примкнуть к боевикам сначала в Афганистане (туда не попал, поскольку не имел визы), а затем, уже через неделю, в Сирии (он прилетел в Стамбул, откуда перебрался в Хатай на турецко-сирийской границе и был размещен в некоем пристанище ИГ, но потом арестован турками, депортирован в Австрию). В апреле 2019‑го Кужтима приговорили к 22 месяцам тюрьмы за «сотрудничество с ИГ» (вердикт вынес суд по делам несовершеннолетних — в Австрии он разбирает дела тех, кому меньше 21 года). Но уже в декабре освободили: «Эксперты МВД, отвечающие за работу с несовершеннолетними, пришли к выводу, что он открыт, общителен, безопасен, готов к самоанализу»,— пояснил на прошлой неделе причины освобождения глава МВД Австрии Карл Нехаммер. И честно признал: преступник сумел обмануть экспертов, сделал вид, что исправился, «дерадикализировался».

В том же выступлении Нехаммер подчеркнул: хотя Кужтим атаковал в одиночку (это видно из анализа видеозаписей с камер вокруг Шведской площади), говорить об отсутствии пособников, «группы поддержки» австрийские власти не готовы. Позже было сообщено, что Кужтим летом 2020 года с неким сообщником засветился в Словакии, где пытался (вроде бы без успеха) купить патроны к автомату, которым сейчас воспользовался. Словацкие власти сообщали об этом в Австрию, но, как сказал представитель МВД, произошел какой-то сбой — информация затерялась…

На следующий день после теракта были проведены 18 обысков у людей, имевших контакты с преступником. 14 человек (в возрасте от 18 до 26 лет) задержаны. Среди них граждане Бангладеш, Македонии, Турции, РФ. Некоторые имеют двойное гражданство, некоторые родились и выросли в Австрии или привезены туда детьми (как, к слову, и чеченец, убивший учителя во Франции). Получается, что это люди, которые, прожив не один год на Западе, не смогли или не захотели интегрироваться. Канцлер Себастьян Курц именно о таких говорил эмоционально: они возненавидели «наш образ жизни, наши свободы, принципы, ценности... Это борьба между цивилизацией и варварством. Это борьба между людьми, которые верят в мир, и теми, кто хочет войны. Мы будем решительно вести эту борьбу». С австрийским канцлером полностью согласна и Ангела Меркель. Но тут же раздается вопрос: почему раньше этого не делали?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Следствие на крови Следствие на крови

Каким пыткам подвергался сын Петра I

Дилетант
Алкогений: Петр Мамонов Алкогений: Петр Мамонов

Хмурым утром у ларька с пивом очередь расступалась, завидя Мамонова в пиджаке

Maxim
И мы счастливы? И мы счастливы?

Как снимали и закрывали «Дом-2»

Огонёк
Что такое профайлинг и как он помог найти ангарского маньяка Что такое профайлинг и как он помог найти ангарского маньяка

Глава из книги Саши Сулим «Безлюдное место: Как ловят маньяков в России»

СНОБ
Легенда об айве Легенда об айве

О тонком аромате под толстой шкурой

Огонёк
Время Селесты Время Селесты

Главное музыкальное открытие года — лондонская певица Селеста

Vogue
Круглая жизнь Круглая жизнь

Что дала миру «Рабыня Изаура»

Огонёк
Прокачай себя! Тренировка c REBOOT LIVE #11. Кардиопрограмма Fullbody Прокачай себя! Тренировка c REBOOT LIVE #11. Кардиопрограмма Fullbody

Одиннадцатая тренировка из цикла Rebbot: кардиопрограмма

Maxim
Черным по белому Черным по белому

С чего начался бунт против собственной истории в США?

Огонёк
Что почитать о путешествиях, если надоели travel-блоги? Что почитать о путешествиях, если надоели travel-блоги?

Эти произведения — отличный способ проникнуться другими странами

МегаФон Путешествия
Неизвестный Зорге Неизвестный Зорге

Искусство на разведслужбе

Огонёк
Генеральный директор Ленинской библиотеки — о чтении и привидениях Генеральный директор Ленинской библиотеки — о чтении и привидениях

Генеральный директор Ленинской библиотеки о приметах и вызовах времени

РБК
Ослики и оптимисты Ослики и оптимисты

Как пандемия меняет убеждения

Огонёк
Где эти девушки? Где эти девушки?

Вспоминаем, что стало с солистками популярных герлз-бэндов двухтысячных

Cosmopolitan
На кемадеро в санбенито На кемадеро в санбенито

Инквизиция на долгое время стала чуть ли не символом Испании

Дилетант
Чем болели президенты США (втайне от простых американцев) Чем болели президенты США (втайне от простых американцев)

Кто основал среди американских лидеров традицию болеть

Maxim
Атомный шпионаж Атомный шпионаж

Манхэттенскому проект и шпионаж

Дилетант
Писатели и мода. Часть 1 Писатели и мода. Часть 1

Правда ли Лев Толстой постоянно ходил босиком?

Культура.РФ
«Парень он, конечно, неплохой…» Что не так с Льюисом Хэмилтоном и его чемпионскими титулами «Парень он, конечно, неплохой…» Что не так с Льюисом Хэмилтоном и его чемпионскими титулами

Размышления о Льюисе Хэмилтоне — чемпионе-рекордсмене «Формулы-1»

Maxim
Каково это — пройти Европу пешком за два года Каково это — пройти Европу пешком за два года

Как кровельщик из Железногорска за два года прошел пешком через всю Европу

Esquire
«Corvette лучше Porsche». 5 автомобильных историй из жизни Джо Байдена «Corvette лучше Porsche». 5 автомобильных историй из жизни Джо Байдена

Кандидат в президенты США недолюбливает Porsche 911 и фанатеет от Corvette

РБК
Расизм в науке Расизм в науке

Книга «Превосходство» прослеживает пусть истории науки о расах

kiozk originals
Сила звука: Zivert Сила звука: Zivert

В 2020‑м Zivert записывала хит за хитом. Продолжение следует

Glamour
Платье-миди: главные опасности модели и с чем ее носить, чтобы выглядеть стильно Платье-миди: главные опасности модели и с чем ее носить, чтобы выглядеть стильно

Собираем стильные образы с платьем-миди в главной роли

Cosmopolitan
Одежда из фильмов и сериалов, которую многие захотели носить, но лучше бы этого не делать Одежда из фильмов и сериалов, которую многие захотели носить, но лучше бы этого не делать

Спортивный костюм, как в «Джентльменах», идет только Колину Фарреллу

Maxim
А не мудак ли я? Мужчина отвечает на претензии XXI века к мужчинам А не мудак ли я? Мужчина отвечает на претензии XXI века к мужчинам

Кто он такой вообще — этот мудак — и как принять, что мудаком можете быть и вы

Esquire
«Заранее решено, что выиграет Березовский»: отрывок о приватизации в России из новой книги Михаила Зыгаря «Все свободны» «Заранее решено, что выиграет Березовский»: отрывок о приватизации в России из новой книги Михаила Зыгаря «Все свободны»

Отрывок из книги «Все свободны» — как проходили залоговые аукционы 1995 года

Forbes
Братец Кролик и братец Лис Братец Кролик и братец Лис

Банкротство Прамода Миттала с долгом в сто тридцать миллионов фунтов

Tatler
Не только «Пираты»: лучшие фильмы с Кирой Найтли Не только «Пираты»: лучшие фильмы с Кирой Найтли

Кира Найтли — одна из самых молодых претенденток на «Оскар»

Cosmopolitan
Ледоруб Вилли и другие самые необычные прозвища знаменитых гангстеров Ледоруб Вилли и другие самые необычные прозвища знаменитых гангстеров

Мафия может похвастаться отменным чувством юмора!

Maxim
Открыть в приложении