Повестка дня
Евромассовка
Начал работу новый состав Европарламента, выборы в который прошли в конце мая 2019 года. Заседание было открыто исполнением гимна Европейского союза — Оды «К радости» Людвига ван Бетховена. Депутаты от партии «Брекзит» (победившей на выборах в Европарламент в Великобритании) во время исполнения гимна встали, но повернулись к трибуне парламента спиной. Таким образом британские народные избранники показали, что не испытывают радости от присутствия в европейском органе власти, где их страну удерживают с помощью интриг, игнорируя итоги прошедшего три года назад референдума.
Спикером Европарламента был избран Давид-Мария Сассоли, бывший итальянский журналист, член Европарламента с 2009 года. Еще предстоит распределить должности глав Еврокомиссии, Европейского совета, Верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и председателя Европейского центрального банка. Кандидатуры на эти посты выдвигаются лидерами 28 стран ЕС, но требуют утверждения Европарламентом, кроме главы Европейского совета.
Жаркие баталии, длившиеся в течение трех суток зачастую без перерыва на сон, развернулись на этапе выдвижения. На пост главы Еврокомиссии предполагалось номинировать Манфреда Вебера, лидера крупнейшей в Европарламенте фракции — Европейской народной партии. Но немецкий политик слишком грубо разговаривал с лидерами Вышеградской группы, так что Венгрия, Чехия, Польша и Словакия выступили против его кандидатуры. Кроме того, Вебер ратовал за остановку строительства «Северного потока — 2», из-за чего мог не понравиться и другим странам. Однако «немецкая квота» на должность главы Еврокомиссии сохранилась: на нее выдвинули министра обороны ФРГ Урсулу фон дер Ляйен. Несмотря на грозную должность, она не кричала по-немецки на представителей восточноевропейских стран, и за ее кандидатуру проголосовали 27 лидеров ЕС. Воздержалась лишь канцлер ФРГ Ангела Меркель, поскольку не все в ее партии одобрили кандидатуру фон дер Ляйен.
Франции досталась должность председателя Европейского центробанка. На нее номинировали главу Международного валютного фонда Кристин Лагард. Главой Европейского совета станет премьер-министр Бельгии Шарль Мишель, что отвечает интересам как Франции, так и Германии. Шарль Мишель, в отличие от своего предшественника Дональда Туска, выступает за диалог с Россией. Пост главы внешнеполитического ведомства достался представителю Испании — ее министру иностранных дел Жозепу Боррелю. Более неподходящую личность на роль дипломата трудно себе представить, поскольку он не всегда думает, что говорит, и не умеет владеть собой. Недавно Боррель объявил Россию «старым врагом» и удостоился комментария президента России Владимира Путина, заявившего: «Он, наверное, больше не министр иностранных дел, а крупный политический деятель современности, во всяком случае, по-видимому, хочет таким казаться». А во время интервью для телепередачи Conflict Zone немецкого телеканала Deutsche Welle Боррель убежал, выражая недовольство вопросами, но, поддавшись уговорам советников, спустя некоторое время вернулся.
Если не произойдет «бунта» евродепутатов и кандидатуры будут утверждены, все должности достанутся европейским «тяжеловесам»: Германии, Франции, Италии и Испании (Бельгию можно считать франко-немецко-голландским союзом в миниатюре). При этом настроения у граждан европейских «тяжеловесов» отнюдь не евроинтеграционные: в Италии давно победили евроскептики, во Франции на выборах в Европарламент партия «Национальный фронт» Марин Ле Пен опередила партию президента Эммануэля Макрона «Вперед, Республика!».
Автопром: дьявол в деталях
Группа АвтоВАЗ на двое суток, с 3 по 5 июля, была вынуждена приостановить производство автомобилей на своих заводах в Тольятти и Ижевске. Причина — срыв поставок автокомпонентов. АвтоВАЗ и ранее несколько раз приостанавливал выпуск машин из-за нехватки комплектующих. Но тогда это было связано с существенным падением рынка, а затем с началом восстановительного роста продаж, из-за которого поставщики не успевали за увеличением выпуска автомобилей.
Сейчас же особого скачка в производстве российского автопроизводителя не наблюдается: по итогам шести месяцев продажи Lada выросли лишь на 3%.
Одновременно автогигант впервые назвал конкретного виновника остановки. Им оказался завод «Автокомпонент» из Нижнего Новгорода. Представитель автопроизводителя заявил, что это предприятие выпускает широкую номенклатуру деталей из пластика, однако что это за детали, не сообщил.
Между тем «Автокомпонент» — довольно крупный российский производитель. Он работает с 1999 года и производит 50 млн единиц продукции в год: зеркала заднего вида, обивку дверей, панели приборов, климатические системы, топливные баки. Представители компании отказались публично объяснять причину сбоя поставок, однако в АвтоВАЗе сообщили, что проблема улажена, «поставщик продолжит выполнять условия контракта и возобновляет поставки компонентов». Впрочем, при этом в официальном заявлении автопроизводителя подчеркивается, что «компания оставляет за собой право взыскать с недобросовестного поставщика понесенные убытки».
Своевременные поставки автокомпонентов уже давно больная тема для АвтоВАЗа. Российские акционеры компании требуют, чтобы автопроизводитель отдавал предпочтение отечественным поставщикам. По неофициальной информации, именно этот вопрос стал одной из основных причин нашумевшей отставки прежнего главы АвтоВАЗа Бу Андерссона: тот выступал за привлечение зарубежных, более обязательных производителей автокомпонентов. Нынешние события свидетельствуют, что в чем-то уволенный топ-менеджер был прав. Хотя представители российской автокомпонентной индустрии говорят, что это происшествие — случайное явление и в дальнейшем российские производители автомобильных деталей будут более четко выполнять свои обязательства.
Таинственное задание и трагическая гибель
Уже не вызывает сомнений, что главной причиной трагедии на глубоководной атомной подводной станции с бортовым номером АС-31 под командованием капитана первого ранга Героя России Дениса Долонского стал пожар в аккумуляторном отсеке, который быстро начал распространяться по всему кораблю. Из-за чего именно возникло возгорание, еще только предстоит установить специальной комиссии. Но эксперты-подводники склонны полагать, что произошло короткое замыкание в распределительных щитках, вследствие чего вспыхнули электрические кабели
Сама станция в это время находилась на глубине порядка 300 метров и, по некоторым данным, уже готовилась к всплытию. Члены экипажа АС-31 по каким-то причинам не успели воспользоваться индивидуальными кислородными баллонами, но проявили мужество и героизм. Так, капитан второго ранга Дмитрий Соловьев эвакуировал гражданского представителя исследовательской группы, находящегося на борту аппарата, и задраил за ним люк, что предотвратило распространение огня на другие отсеки корабля. Вся операция по ликвидации нештатной ситуации заняла примерно полтора часа, после чего аппарат самостоятельно всплыл и был отбуксирован в один из доков Северного Флота на базе в Североморске. Тем не менее спасти жизни 14 моряков экипажа АС-31, включая Дениса Долинского и Дмитрия Соловьева, не удалось: все они задохнулись угарным газом.
Какие меры приняли моряки для тушения пожара, официально не сообщается, но они, несомненно, оказались эффективными, как и сама борьба за живучесть корабля. Как заявил глава Минобороны Сергей Шойгу, «ядерная энергетическая установка аппарата находится в полностью работоспособном состоянии — она изолирована и безлюдна». По словам министра, «это позволяет надеяться на достаточно короткие сроки восстановления аппарата». «Первая оценка — ремонт возможен. А в нашем случае не только возможен, но и обязателен. Сейчас оцениваем, в какие сроки мы это можем выполнить», — заявил Шойгу.
На самом деле стремление во что бы то ни стало восстановить АС-31 объясняется довольно просто. Таких аппаратов в нашем ВМФ считанные единицы, их можно пересчитать по пальцам одной руки. Что касается АС-31, то этот корабль проекта 10831 разработан КБ «Малахит» в начале 1990-х, а построен в 2003 году и считается одним самых секретных в нашем ВМФ. И хотя никакого вооружения на его борту нет, он способен выполнять целый ряд весьма специфических задач: устанавливать при помощи манипулятора на глубине до трех километров специальное оборудование, включая глубоководные мины, поднимать со дна фрагменты утонувшей техники, а также проводить диверсионные операции — перерезать кабели связи вероятного противника. Его платформой-носителем является атомная подлодка специального назначения «Оренбург», которая формально входит в состав 29-й отдельной бригады подводных лодок Северного флота, но при этом подчиняется не главкомату ВМФ, а Главному управлению глубоководных исследований (ГУГИ). То есть фактически лично министру обороны.
Заметим, что ГУГИ — едва ли не самая таинственная структура нашего военного ведомства с самым высоким денежным довольствием и отличными перспективами карьерного роста. Известно, что ее офицеры ежемесячно зарабатывают от 300 до 600 тысяч рублей в месяц, а путь от лейтенанта до капитана первого ранга там можно пройти всего за двенадцать лет. Какую задачу выполнял экипаж АС-31 в ходе нынешнего похода, так и осталось тайной. Если верить официальным сообщениям Минобороны, то он проводил в Кольском заливе и прилегающих акваториях батиметрические исследования шельфа Баренцева моря. Но эту версию вряд ли можно считать полной. На самом деле весь шельф в Кольском заливе уже давным-давно изучен и в дальнейших исследованиях вряд ли нуждается. А вот отрабатывать выполнение противодиверсионных операций, например по поиску и подъему иностранных глубоководных измерительных датчиков или же установке своих, АС-31 вполне могла. Кстати, очень похожие задачи этот аппарат в составе АПЛ «Оренбург» несколько лет назад выполнял в Гренландском море, а также в северной акватории Атлантического океана.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl