«Росатом» решил стать главой и ядром новой отрасли — электромобильной

ЭкспертАвто

Оркестр батареечников

«Росатом» решил не останавливаться на аккумуляторах для электромобилей, а стать главой и ядром новой отрасли — электромобильной. Объединив вокруг себя большой бизнес с большими деньгами, приходящий в электротранспорт на смену «гаражанам»

Александр Астапов

«Атом» (экс-«Кама») разочаровывает внешне, зато обещает большую батарею и неплохую динамику. «В металле» через год, в продаже — не раньше 2025-го

«Перепрыгнуть из феодализма в коммунизм» — так охарактеризовала новую стратегию электромобильного направления госкорпорации Наталья Никипелова, президент ТВЭЛ, дивизиона «Росатома», занятого, среди прочего, «новой энергетикой». Идея ликвидировать технологическое отставание в автомобильных силовых агрегатах от Запада, прекратив догонять его в ДВС и трансмиссиях и сделав ставку на электропривод, не нова (и не оригинальна, ибо позаимствована у китайцев). Но столь дерзко сформулирована официальным лицом впервые.

Формула неоднократно прозвучала на сессии «Электродвижение как новая парадигма развития отрасли», прошедшей в рамках форума «Атомэкспо». В совокупности с выступлениями росатомовцев неделей ранее на форуме «Автонет» это выглядело ни много ни мало боевым разворотом и новой миссией госкорпорации.

Прежняя стратегия предполагала создание «всего лишь» нового глобального игрока на рынке накопителей энергии: компания «Рэнера» из периметра «Росатома» строит гигафабрику с годовым производством ячеек на 4 ГВт·ч в Калининграде (см. «Батареи — огонь!», «Эксперт» № 43 за 2022 год). События 2022 года отменили глобальность и замкнули этот проект на внутренний рынок. Которого нет. В том числе по причине отсутствия адекватного предложения. А для создания предложения нужна инфраструктура компонентов. Которую в «Росатоме» и решили выращивать, в первую очередь опираясь на собственные технологические возможности. В экосистему «Росатома» в последние годы вошло немало «неатомных» производств — композиты, 3D-принтеры, ветрогенераторы.

Теперь и аккумуляторы. Остается лишь добавить, что «Рэнера» обнародовала планы предоставлять батареи в лизинг и разработать систему сменных батарей, а также показала новинку своего московского R&D-центра — батарейные модули.

«Кирпичи» габаритом 355×165×09 мм из осваиваемых компанией элементов формата VDA («плоских») собираются в блоки с собственным термостатированием и BMS (блоком балансировки) и заключаются в пластмассовые корпуса. Производителю автомобиля остается только собрать из 12,3-кг «кирпичей» емкостью 2,66 кВт·ч комплектную батарею, «повесить» на нее BMS верхнего уровня и уложить ее в алюминиевый или карбоновый защитный корпус.

Параметры получатся не рекордные, но очень достойные. А вкупе с заявленным ресурсом в 3000 циклов мы видим превосходный компонент для разработчиков электротранспорта — от «курьерских» скутеров до представительских лимузинов — с достаточным запасом надежности даже при частом использовании «быстрых зарядок». А, например, для легкой мототехники (а один такой блок в 44-вольтовом исполнении — «необходимо и достаточно» для скутера) батарея будет одним из лучших предложений на мировом рынке. И по отношению «масса — емкость», и по совместимости с бытовой сетью 220 В и существующими на рынке бортовыми зарядными устройствами на 3–3,5 кВт. Потребный срок службы батареи на таком транспорте — 1500 циклов максимум, а значит, насиловать данный агрегат большими зарядными токами можно сколько угодно. Кроме того, новый блок может стать достойной основой для отечественного стандарта сменных батарей (о существующих форматах и конкуренции среди них — см. «Забью заряд я в скутер туго», «Эксперт» № 7 за 2022 год).

Но на источниках энергии в «Росатоме» останавливаться не намерены. Они нацелены на производство компонентной базы для электротранспорта — силовой и управляющей электроники, приборов электрооборудования, электромоторов и магнитов для них и, конечно же, полимерных и композитных конструкционных материалов.

Постоянные магниты — один из ключевых компонентов синхронных электродвигателей. Последние почти вытеснили тяжелые и малоэффективные, пусть и дешевые, «асинхронники» из электромобилестроения. Производство постоянных магнитов «дочки» концерна намерены начать в 2026 году по полному циклу, включая добычу редкоземельных металлов.

По расчетам специалистов госкорпорации, в целом внутри «Росатома» можно произвести до 60% компонентов электромобиля. Не указав, правда, в «чистой» себестоимости или с маржинальностью ОЕМ-поставщиков, и если второе, то для каких «тиражей». Но навскидку похоже на правду для второго случая, если это будет электромобиль массмаркетсегмента. Так что у «Росатома» неплохой потенциал для бизнеса: кто бы ни производил в России электромобиль, концерн на этом заработает.

Никипелова заявляет: «Мы не хотим быть автопроизводителем. Но нам точно нужен свой электромобиль, на котором мы смогли бы оттестировать все свои технологические решения, и поэтому у нас будут два своих электромобиля, которые мы делаем в партнерстве».

Тропой «Ё-мобиля»

Первый угадывается сразу: «Кама», недавно переименованная в «Атом». О проекте 3,9-метрового сити-кроссовера с большой батареей и умеренно мощными моторами на выбор — согласно техзаданию 70 кВт•ч и 70–130 кВт соответственно, — а также максимальной гаджетонасыщенностью мы уже писали многократно. Можно смеяться над роем интернет-маркетологов и сторителлеров, задействованных в проекте, но ключевые фигуры в разработке — асы отечественной автоиндустрии Харальд Грюбель и Владимир Глазов. Что не отменяет скепсиса по поводу концепции продукта. Уж больно свежа в памяти ключевая ошибка Михаила Прохорова, инвестора «Ё-мобиля», погубившая проект: делать инновационную машину похожей на обычную внешне, не задумываясь о функциональной и эмоциональной составляющих.

А вот вторая машина, квадрицикл (к таковым относятся микроавтомобили с мотором мощностью до 15 кВт и массой без батарей до 420 кг), пока публике неведома и официально не «светится» (а «Росатомом» и вовсе отрицается). Но, сопоставив официальную и инсайдерскую информацию из разных источников, нетрудно прийти к выводу: это совместная разработка «Автотора» с московским Политехом.

По сути — реинкарнация изначальной идеи «Ё-мобиля»: предельно простой и дешевый в производстве относительно малосерийный микрокар с высокой степенью кастомизации решений по внешнему облику и интерьеру. Оттуда же и каркасно-панельный кузов из профилированных стальных элементов и панелей из полимеров и композитов, и 48-вольтовая «философия» электропривода (для возможности обслуживания машины лицами без сертификата электрика, а также использования узлов и деталей от гибридных автомобилей). Вот только за девять лет, что закрыт проект, мир микрокаров (включая по сей день действующую команду «Ё-мобиля») ушел далеко вперед и технологически, и идеологически. Впрочем, это пока предварительные выводы: в ближайшие месяцы ожидаем официальную выкатку первого прототипа.

И прототип будет предсерийным — благо и технологии, и база позволяют. «Автотор» сейчас строит в Калининграде сразу несколько производств компонентов. В частности, к концу 2023 года заработает завод электродвигателей максимальной мощностью 23–140 кВт, «младший» из которых как раз даст потребные микрокару 15 кВт длительной мощности. И это будут куда более современные моторы, чем китайские. Намного компактнее и эффективнее — что требует принципиально иных технологий, точности обработки и культуры производства, чем у тех агрегатов, что сейчас доступны на рынке. В процессе постройки также литейка и производство пластиковых деталей. А расширение промсборочных мощностей за счет мотоциклов и мотовездеходов даст дополнительные возможности доступа к компонентам и материалам для микрокаров.

Росэлектротранс?

«Мы точно не хотим быть монополистами ни в одном из сегментов. Хотите производить накопители — производите! Кто хочет — приходите, будем помогать, делиться знаниями». Наталья Никипелова предлагает координироваться, чтобы создать полноценную отрасль. Которую, как мы уже выяснили на печальном примере «старого» российского автопрома, образуют не сборочные конвейеры, а производители материалов и компонентов.

И эти заявления, проекты, прототипы и готовые изделия в совокупности — первая по-настоящему серьезная попытка создания автопрома-2. На отдалении от «старого автопрома», не мешающего АвтоВАЗу и «Соллерсу» игнорировать «батарейки» (ну… почти… аккуратно обозначить поляну «гаражными» проектами вроде «электро-Ларгуса» аксакалы все же решились), и продолжать гнуть свою линию. Все-таки электромобиль — это не «та же “Приора”, только на батарейках», а оригинальная машина. От иной компоновки — до высокоресурсного шасси. «Нормальные» автопроизводители давно не делают машины-«полумиллионники», хотя могут» (см. «Машина вне времени», «Эксперт» № 14 за 2021 год), а снизить стоимость владения электромобилем можно, лишь доведя ресурс кузова и шасси до такового у батарей и электродвигателя, чтоб «размазать» выплаты по кредиту не на три, а на пять лет. А это — полная разунификация с ДВС-массмаркетом.

А еще в новой индустрии не останется места нынешним электроэнтузиастаммалосерийщикам, электрифицирующим кто «Газель», кто УАЗ, кто «Гранту». Настает время больших денег и профессионалов.

В первую очередь «Автотора» и КамАЗа, давно вынашивавших планы стать самостоятельными игроками на «легковом» рынке и накопивших солидные компетенции для этого. Кто следующий в альянс? «Моторинвест» со своим Evolute, коему без замены китайской «начинки» на российскую никак? Или концерн «Калашников», где опять реанимировали планы создания «широкой линейки электротранспорта»? Если собрать все бизнес-планы электромобильщиков, то, по подсчетам росатомовцев, выйдет за 300 тысяч штук в год. Что же, конкуренция покажет — в том числе со «старым» автопромом.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От города миллионеров к СберСити От города миллионеров к СберСити

Город от Сбера: акцент на экотехнологии и цифровизации

Эксперт
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Литий тоже будет наш Литий тоже будет наш

Россия возвращается к добыче собственного лития

Эксперт
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Будущее маркетплейсов: от навоза до экскаваторов Будущее маркетплейсов: от навоза до экскаваторов

Маркетплейсы станут основным местом продаж практически всех товаров

Эксперт
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Битва на полях микроэлектроники: с «Эльбрусом» наперевес Битва на полях микроэлектроники: с «Эльбрусом» наперевес

В мире российской микроэлектроники идут жаркие дебаты о путях ее развития

Эксперт
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
«Пока вы презрительно морщитесь, другие на ТикТоке уже зарабатывают миллионы» «Пока вы презрительно морщитесь, другие на ТикТоке уже зарабатывают миллионы»

ТикТок становится самым масштабным каналом продвижения и продажи для бизнеса

Эксперт
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Правила выживания Правила выживания

Жесткая ДКП заставляет искать специфические инструменты для защиты денег

Монокль
Узнайте, есть ли у ваших друзей Узнайте, есть ли у ваших друзей

На какие проблемы со здоровьем может указать нервный смех?

ТехИнсайдер
Спору — нет / спору — да Спору — нет / спору — да

Где подстерегают людей конфликты и почему они полезны?

Men Today
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Когда после смерти мужа или жены можно заводить новые отношения? Когда после смерти мужа или жены можно заводить новые отношения?

Как построить новую любовь после потери близкого человека?

Psychologies
Живем один джаз Живем один джаз

7 вопросов, из которых Игорь Бутман сложил свою джазовую композицию

Men Today
15 советов, которые помогут получить повышение 15 советов, которые помогут получить повышение

Как выделиться на фоне коллег и стать по-настоящему ценным сотрудником?

Psychologies
«Нас очень быстро догнала реальность» «Нас очень быстро догнала реальность»

Анна Кузнецова о своем дебютном фильме «Каникулы»

Weekend
Как вернуть голос Как вернуть голос

Можно ли восстановить голос без помощи врача?

Лиза
Женские секреты Женские секреты

Лучшие идеи для обустройства туалетного столика в спальне

Лиза
«Я живу свою жизнь»: о чём мечтает и к чему стремится серебряный призер Паралимпийских игр в Париже в 2024 Зоя Щурова «Я живу свою жизнь»: о чём мечтает и к чему стремится серебряный призер Паралимпийских игр в Париже в 2024 Зоя Щурова

Как живут люди с диагнозом Spina bifida? Рассказала паралимпийская чемпионка

VOICE
Ван Эйк: в раме оптической революции Ван Эйк: в раме оптической революции

Дерево – универсальная метафора ван Эйка, основа его картин

Знание – сила
Шеф, а что с зарплатой? Шеф, а что с зарплатой?

Почему тебе давно не повышали оклад и как изменить ситуацию

Лиза
Огонь царей Огонь царей

Переосмысление истории предков, чтобы избавиться от семейного проклятья

Grazia
На грани извержения: как люди живут на территориях рядом с вулканами На грани извержения: как люди живут на территориях рядом с вулканами

Как человечество научилось жить рядом с источниками опасности?

Forbes
Янина Жеймо-Костричкина: «Вокруг «Золушки» плелись коварные интриги...» Янина Жеймо-Костричкина: «Вокруг «Золушки» плелись коварные интриги...»

«До последнего вздоха мама оставалась советской гражданкой»

Коллекция. Караван историй
Космос начинается с Земли: метрологическое обеспечение космической техники Космос начинается с Земли: метрологическое обеспечение космической техники

Зачем на Луну сбрасывают зеркала? И как мы пользуемся достижениями метрологии?

Наука и техника
Это нужно знать перед операцией! Вот как работает анестезия: интересные факты Это нужно знать перед операцией! Вот как работает анестезия: интересные факты

Что происходит с телом человека под воздействием анестезии?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении