Сообщают о первых достижениях системы социального рейтингования в Китае

ЭкспертОбщество

О микротрещинах

Александр Привалов

Сообщают о первых достижениях системы социального рейтингования в Китае. Эта система оценки поведения граждан (в разных публикациях её название переводят по-разному: система общественного доверия, социального кредита и проч.), при которой «общественное недоверие», становясь следствием разнообразных видов «неправильного поведения», ограничивает права индивидуума, заработает в полную силу в 2020 году. Пока систему лишь тестируют в нескольких провинциях, но к лету этого года права летать самолётами были лишены уже одиннадцать миллионов граждан, права ездить скоростными поездами — четыре с лишним миллиона. Полного списка «грехов» и «заслуг» власти не публикуют, но увеличивают рейтинг гражданина, например, донорство и волонтёрство, снижают же не только курение в неположенных местах, нарушение ПДД или списывание на экзаменах, но и критика власти в соцсетях, и ссоры с соседями, и, скажем, «чрезмерные покупки видеоигр». Используются, в частности, данные быстро расширяющейся сферы применения системы распознавания лиц. Список кар, уготованных тем, кто «нарушает закон и теряет доверие», также не обнародован, но вроде бы уже действуют ограничения не только на переезды, а и на доступ к хорошим школам и социальному обеспечению, к приемлемым условиям кредитования, к работе по каким-то профессиям и т. д. Словом, цифровой тоталитаризм в полный рост.

Вопрос не в том, сочувствовать ли гражданам КНР, на полном ходу въезжающим в хрестоматийную антиутопию. Вопрос в том, как скоро (и насколько гласно) за китайским правительством последуют власти других стран: соблазн-то уж больно велик. Правильно учат военные теоретики: не так важны намерения субъекта — провозглашаемые, да даже и подлинные, — как его реальные возможности. Пока западные эксперты склонны заявлять, что «подобная инициатива не сможет прижиться в свободном мире», но, если (когда) окажется, что запустить этакого Сверхбольшого Брата и вправду возможно, будет слишком уж наивно полагаться на истинность таких мантр. Сможет эта инициатива прижиться и в свободном мире, и в каком хотите. Думать об этом надо сейчас; ещё вчера надо было.

Техническая осуществимость такой затеи налицо или вот-вот появится. Ключевой момент тут, по-видимому, даже не объединение всех океанов информации, до которых может так или иначе дотянуться правительство, а выход технологий распознавания лиц на стабильный уровень надёжности. Ещё совсем недавно лица в уличной толпе бесперебойно распознавались компьютерами только в полуфантастических сериалах, но теперь, похоже, дело пошло лучше — в том числе, говорят, и у нас. Вопрос осуществимости политической менее однозначен, но и тут не видно непреодолимых преград. Не надо строить иллюзий: введение такой системы, несущей Справедливость, ограничивающей аппетиты Плохих, чтобы нам, Хорошим, зажилось полегче, наверняка не вызовет широкого отпора. При минимально грамотной подаче — хотя бы на уровне заглавных букв в предыдущем предложении — начинание будет встречено на ура внятным большинством. Посмотрите, как тема обсуждается в соцсетях сегодня; даже без пропагандистской артподготовки, какую внедрению подобной системы предпослало бы любое государство, люди охотно высказываются «за». Цитирую первое попавшееся: «Это не ограничение свободы. Это недоступ к благам, которое общество дает своим гражданам. Вредишь обществу и людям? Ходи пешком»; «Тут выгода не абстрактному государству, а конкретным пользователям, которым более не придётся лететь в одном самолёте с пьяницей дебоширом и нюхать его носки и куру-гриль»… Такого много, а поработать как следует мейнстримным медиа, будет и подавляюще много — во всяком случае, на время того или иного решающего голосования. Потом-то, когда машинка завертится, энтузиазм неизбежно пойдёт на спад, да будет поздно. Не разженишься. Но раз технически можно и политически можно, что же удержит страны от такого опаснейшего шага? Боюсь, надеяться можно только на выдержку и осторожность элит, как ни хрупка эта надежда.

Из того, что ни в западных странах, ни, скажем, в Индии, ни у нас не видно ничего прямо похожего на китайский социальный рейтинг, не следует, что перечисленные страны не делают других шагов примерно в ту же сторону. Так, в западных университетских и интеллектуальных кругах система куда более жёсткая, чем обсуждаемая, уже сложена: фраза, сказанная не совсем в русле мейнстримных воззрений, рубит карьеру без надежды на восстановление. Доносы, включая анонимные, вполне «в тренде». У нас 282-я статья ввела в моду очень похожую практику: оскорбляться неприятным тебе словом и требовать для оскорбителя уголовных и/или административных кар. Ни то ни другое до китайской прямоты далеко недотягивает, но почву для неё несомненно удобряет.

Между тем, запускаемая китайцами система чрезвычайно опасна. Что станут вытворять соискатели рейтинга, как будут пользоваться новым рычагом малые, средние и большие начальники, представлять себе в деталях не хочется. По всему обществу пойдут микротрещины; далеко не худшие граждане — включая и заведомо способных преуспевать в новых условиях — будут переходить от безразличия к системе к внутреннему несогласию, а там и к внутреннему противостоянию с ней. Спросите специалистов по сплошным средам, к чему приводят эти самые усталостные микротрещины. В бесконечно длинной китайской истории не раз случались крутые обвалы — с разором, развалом и запустением; как бы затея с социальным рейтингом не оказалась предвестием ещё одного такого обвала.

По известному bon mot, социализм построить было можно — если выбрать для этого страну, которой не жалко. Точно так же, вероятно, следует признать, что в век бесконечных разговоров про ИИ да про Big Data выстраивание чего-то подобного оруэлловскому страшилищу не только возможно, но и неизбежно. Так давайте в этот раз не рваться в число тех, кого не пожалели для эксперимента. Давайте внимательно смотреть на то, что делают наши юго-восточные соседи. Не кидаться повторять — точно или с вариациями — после первых же шагов, а терпеливо ждать и внимательно анализировать наступающие последствия. Хотя бы лет пятнадцать. Хотя бы пять.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Крабовые аукционы угрожают стабильности регионов Крабовые аукционы угрожают стабильности регионов

Чего ждать от нового порядка распределения квот на вылов краба через аукционы

Эксперт
Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее

Геолина Моргулис: как перекликаются философия и искусство

СНОБ
О чем говорят дипломаты, когда стреляют пушки О чем говорят дипломаты, когда стреляют пушки

Почему сделка по Украине в формате «Минска-3» реальна впервые за семь лет

Эксперт
Татуаж ареол: как преобразить грудь с помощью перманентного макияжа Татуаж ареол: как преобразить грудь с помощью перманентного макияжа

Как с помощью перманентного макияжа можно преобразить ареолы груди

VOICE
Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group

Гасан Мустафаев об экспансии за рубеж и качествах необходимых предпринимателю

РБК
Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения

Переиздания книг, которые не захочется выпускать из рук

Полка
Мясные лидеры наращивают долю рынка Мясные лидеры наращивают долю рынка

Участники девятого рейтинга «Агроинвестора» продолжили наращивать производство

Агроинвестор
Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было

Амбициозный программист сначала стал преступником, затем национальным героем

ТехИнсайдер
Что такое русский модерн? Что такое русский модерн?

Как русский модерн преломляется и выглядит в современных интерьерах наших дней?

Правила жизни
Солнечный друг Солнечный друг

5 вопросов врачу по безопасному загару

Лиза
Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле

Что раздражает владельцев машин премиум-класса?

4x4 Club
Авокадо Авокадо

Все о загадочном авокадо: калорийность, состав, польза

Здоровье
«Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира» «Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира»

Почему на Земле не началась вторая эра динозавров

N+1
У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок! У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок!

Глава из нового романа Майка Омера, от которого волосы встают дыбом

Maxim
Девять технологий, которые не оправдали надежд Девять технологий, которые не оправдали надежд

Могли ли эти технологии перевернуть мир или на них возложили напрасные ожидания?

Монокль
Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе

Как распознать эндометриоз, как его диагностируют и можно ли его вылечить

Forbes
Валентина Талызина: «Эльдар рязанов на меня постоянно кричал на съемках «Зигзага удачи» Валентина Талызина: «Эльдар рязанов на меня постоянно кричал на съемках «Зигзага удачи»

Я попала в счастливую обойму любимых рязановских актеров

Коллекция. Караван историй
Кубок «Америки»: мифы, времена и люди Кубок «Америки»: мифы, времена и люди

Как и благодаря кому Кубок «Америки» обрел свой уникальный статус?

Y Magazine
По капле крови По капле крови

Донорство крови: главные факты, которые важно знать

Лиза
Умение держать себя в руках Умение держать себя в руках

Как научить ребенка контролировать свои хотелки и эмоции?

Здоровье
Море без границ Море без границ

Bering Yachts разработала проект моторной суперъяхты Bering B165

Y Magazine
Полина Luxury Girl: интервью о хейтерах, стримах, рыбалке и фильмах для взрослых Полина Luxury Girl: интервью о хейтерах, стримах, рыбалке и фильмах для взрослых

Актриса из фильмов 18+ Полина Марченко — обо всем и сразу

Maxim
Во имя отца, сына и святого лука: все о непростых отношениях моды и христианства Во имя отца, сына и святого лука: все о непростых отношениях моды и христианства

Вспоминаем самые яркие союзы моды и церкви, заключенные на небесах

Правила жизни
Восточная Сибирь: С северной теплотой Восточная Сибирь: С северной теплотой

Сибирь сурова, сдержанна и холодна. Это правда. Но не вся

Цифровой океан
Как не постареть раньше времени: 9 правил Как не постареть раньше времени: 9 правил

Как сохранить молодость надолго?

Psychologies
Радикальный оптимизм: о чем поет Дуа Липа на новом альбоме? Радикальный оптимизм: о чем поет Дуа Липа на новом альбоме?

Какой смысл скрывается в новых песнях Дуа Липы?

Psychologies
«Память»: драма с Джессикой Честейн о том, как мы переживаем травмы и забываем их «Память»: драма с Джессикой Честейн о том, как мы переживаем травмы и забываем их

Как режиссер Мишель Франко говорит о проживании трагедии в фильме «Память»

Forbes
8 мужских ролей, доставшихся актрисам 8 мужских ролей, доставшихся актрисам

Боевики, фантастика и триллеры — мужская вотчина, в которую ворвались женщины

Maxim
Братья «Не-Пушкины» Братья «Не-Пушкины»

Почему Александр Пушкин не писал о своих троюродных дедах — Сергее и Михаиле?

Знание – сила
Мария Михалкова-Кончаловская: «Каждый проходит через отречение, чтобы потом понять, насколько это ценный дар — семья» Мария Михалкова-Кончаловская: «Каждый проходит через отречение, чтобы потом понять, насколько это ценный дар — семья»

Неважно, кто твои предки. Параллели прослеживаются ведь в любой семье

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении