«Почта России» вслед за другими компаниями вступает в гонку развития экосистем

ЭкспертБизнес

Не только почта, но и е-партнер

«Почта России» вслед за другими технологичными компаниями вступает в гонку развития экосистем. Несмотря на долги и неустойчивую репутацию, у национального почтового оператора есть шанс создать экосистему с большим количеством услуг для населения и бизнеса

Екатерина Новикова

Площадь здания логистического центра «Почты России» в Хабаровске превышает 21 тыс. кв. м. В сутки терминал может обрабатывать до 300 тыс. посылок и писем. Фото Денис Дмитриев/ТАСС

«Почта России» в последние месяцы неожиданно стала самым активным ньюсмейкером среди логистических компаний. Правда, новости о компании выходят противоречивые. То говорят о провалах, больших долгах и даже дефолте компании, то о росте выручки и планах выхода на IPO. А на прошедшем недавно Международном форуме электронной коммерции и ритейла Ecomference Rupost Retail Week в Сколкове руководство почты много часов рассказывало о превращении компании в цифровую платформу и создании на ее базе полноценной экосистемы. А Всемирный почтовый союз недавно включил национального почтового оператора России в двадцатку лучших среди 168 почтовых операторов мира в ежегодном рейтинге Postal Development Report 2021. Похоже, российский почтовый оператор не желает сдавать позиции бурно развивающимся частным логистическим компаниям. Сегодня почта ускоренными темпами реализует принятую стратегию, основная цель которой — занять свою нишу не только на российском, но и на мировом логистическом рынке.

От ребрендинга к экосистеме

До 2000 года «Почта России» состояла из множества юридических лиц, каждое из которых вело собственную деятельность, что в целом тормозило ее развитие. В 2002 году российское правительство одобрило реструктуризацию почты: все юрлица были объединены в федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Почта России». Уже тогда предполагалось, что позже «Почта России» пройдет акционирование, но при этом контроль останется у государства.

Фото Сергей Ермохин/ТАСС

В этом же году началась череда попыток ребрендинга «Почты России» — одни были более успешны, другие не имели никакого эффекта. Расширился спектр услуг — появились не только почтовые, но и финансовые услуги. В 2004 году с ребрендингом пригласили помочь агентство Fitch, его специалисты разработали дизайн и позиционирование бренда «Почты России», а также интерьер отделений. Но это были лишь косметические изменения почтового оператора, которые не принесли долгожданных изменений в работу. Сосредоточившись на ремонте отделений и ребрендинге, «Почта России» оставалась не самым надежным почтовым оператором: клиенты постоянно заявляли о потерях и кражах посылок, жаловались на медленную доставку, неаккуратное обращение с посылками и письмами, длинные очереди в отделениях.

В 2019 году «Почта России» стала акционерным обществом. Было принято решение помимо выполнения важной социальной функции — доставки писем, посылок, пенсий и т. д. во все населенные пункты страны — наращивать коммерческую деятельность, повышать конкурентоспособность компании как логистического оператора. Так появилась стратегия развития АО «Почты России» на 2020–2030 годы. Она подверглась некоторым изменениям из-за пандемии COVID-19, и уточненная стратегия увидела свет в мае 2021 года. Согласно документу, у «Почты России» появились масштабные задачи и планы: отремонтировать и модернизировать отделения связи, повысить зарплату сотрудникам, развить почтоматный сегмент, чтобы покрыть недостаток курьеров, открыть мини-аптеки в отделениях, развивать другие направления, например доставку российского вина и т. д. Однако основная цель стратегии — к 2027 году развить экосистему услуг с акцентом на логистику и сотрудничество с уже существующими экосистемами и крупными игроками на рынке электронной коммерции.

Начали с очередей

У «Почты России» есть уникальные преимущества перед другими логистическими операторами: широкая география присутствия в стране, возможность растаможить посылки из-за рубежа по упрощенному режиму, и, наконец, компанию в финансовом плане поддерживает государство.

На данный момент «Почта России» — это 35 тыс. работающих (всего их 42 тыс.) городских и сельских отделений связи, из них 80% — в городах до 20 тыс. человек и сельских населенных пунктах. До сих пор в плане географического охвата у «Почты России» нет равных среди логистических компаний, а в отдаленных регионах и среди финансовых организаций и розничных сетей.

Клиентами «Почты России» являются государственные структуры, физические лица, предприниматели, которые только начинают свой бизнес, пользователи сайтов объявлений вроде «Авито» и «Юлы», ремесленники, производящие штучный товар, и люди, которые живут в самых отдаленных уголках России, где почта не только отделение связи, но и единственный поставщик многих других услуг.

Более 85 тыс. компаний-продавцов, работающих на маркетплейсах, пользуются услугами «Почты России», 179 тыс. юрлиц и органов власти регулярно отправляют через нее письма и посылки. Количество физических лиц, которые пользуются услугами почтового оператора, посчитать трудно, но, согласно данным из стратегии развития «Почты России», в среднем почтовые отделения ежедневно посещают три миллиона человек.

Для многих людей почтовые отделения стали своеобразным окном в мир. Это не только место, где можно получить письма и посылки или пенсию, но и пообщаться, узнать новости. В некоторых регионах и продуктовые отделы на почте пользуются большим спросом.

Еще пять лет назад почта начала решать задачу повышения клиентоориентированности: в первую очередь нужно было ликвидировать очереди в отделениях и ускорить время обслуживания клиентов. В 2016 году в отделениях были установлены аппараты электронных очередей. В 2020 году почта запустила еще один сервис — предварительная запись в отделение через сайт или мобильное приложение. За последние несколько лет почта сократила время обслуживания (по ее данным, в среднем до трех с половиной минут), однако полностью проблема очередей так и не решилась. К 2025 году почта планирует уменьшить время ожидания до двух минут.

Далее была введена система электронной подписи, с помощью которой можно получать посылки и заказные письма без паспорта и извещений, оплата по «электронной марке» в виде QR-кода, что пользуется спросом у юрлиц, пополнение баланса в личном кабинете с помощью QR-кода, а также сервис по оцифровке писем.

Сейчас проходит эксперимент на портале госуслуг с сервисом информирования граждан и организаций о направлении им юридически значимых электронных сообщений и документов. Его результаты станут известны после 1 сентября 2022 года. «Почта России» планирует и дальше развивать цифровые сервисы и возможность их интеграции с порталом госуслуг.

Еще в 2016 году государство предприняло попытку усилить позиции «Почты России» на финансовом рынке: банк ВТБ продал 50% минус одну акцию своей дочерней компании — Почта Банку. Почта Банк был создан для обслуживания населения, прежде всего в небольших населенных пунктах с низким уровнем доступности финансовых услуг. На начало 2021 года у банка насчитывалось 19,1 тыс. отделений в 83 регионах России. При этом отделения в небольших городах и селах с населением до 100 тыс. человек составляют 86%. Не все из них представляют собой именно почтовые отделения: 64 клиентских центра банка работают в МФЦ, а еще три — в сетевых магазинах. Благодаря покупке доли в Почта Банке у «Почты России» сохранилось партнерство с Пенсионным фондом, плюс она получила возможность оказывать финансовые услуги в населенных пунктах, где у банка практически нет никакой конкуренции. Доля прибыли ПАО «Почта Банк», приходящаяся на АО «Почта России», в 2019 году составила 3,4 млрд рублей, в 2020-м — 2,7 млрд рублей (согласно консолидированной финансовой отчетности «Почты России» по итогам прошлого года), что сравнимо с прибылью, полученной самой «Почтой России».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Fix Price для кофе Fix Price для кофе

Как бывший топ-менеджер открыл сеть кофеен с фиксированными ценами

Forbes
Игорь Кузьмичев Игорь Кузьмичев

Экскурсия по локациям андеграундного Ленинграда от историка Игоря Кузьмичева

Собака.ru
Кризис перепроизводства контента: тексты, аудио, видео Кризис перепроизводства контента: тексты, аудио, видео

Почему контента так много и как к этому привыкнуть?

Эксперт
Татьяна Буланова: «Что касается любви — бросаюсь в омут с головой, и будь что будет!» Татьяна Буланова: «Что касается любви — бросаюсь в омут с головой, и будь что будет!»

Я привыкла рассчитывать на себя, мне так проще

Коллекция. Караван историй
Пенсия в самом расцвете лет Пенсия в самом расцвете лет

В России набирает обороты движение FIRE. К этому привел бум частных инвестиций

Эксперт
Страна пяти сфер Страна пяти сфер

В Индии пять чувств используются не только по назначению, но и по максимуму

Вокруг света
«Зеленая» повестка: асимметричный ответ «Зеленая» повестка: асимметричный ответ

Президент задал четкую приоритезацию решения задач «зеленой» повестки

Эксперт
5 новых технологий, которые радикально изменят современный автопром 5 новых технологий, которые радикально изменят современный автопром

Современные автомобили давно стали гаджетами на колесах. Но что впереди?

РБК
Михаил Гордин: «Научно-техническую мысль невозможно остановить» Михаил Гордин: «Научно-техническую мысль невозможно остановить»

Россия подтвердила свое умение создавать современные авиадвигатели

Эксперт
Повсеместное использование камер наблюдения меняет работу мозга Повсеместное использование камер наблюдения меняет работу мозга

Видеонаблюдение влияет на работу мозга, причем на бессознательном уровне

ТехИнсайдер
Перевал Перевал

С момента гибели туристов из группы Игоря Дятлова прошло больше полувека

Популярная механика
Трудности перевода Трудности перевода

Уже несколько лет верфи мира исследуют пути избавления от карбонового следа

Y Magazine
«Я верю в молочку» «Я верю в молочку»

Владислав Чебурашкин о своем подходе к бизнесу и потреблении молочных продуктов

Агроинвестор
Начни с себя Начни с себя

В чем разница между любовью к себе и эгоизмом?

Лиза
Британская жемчужина Британская жемчужина

О яхте Pearl 82 без пафосных слов

Y Magazine
Остановить мигрень Остановить мигрень

Приступы повторяются в самый неподходящий момент? Попробуем победить мигрень

Лиза
Жить в удовольствие: как парфюмер Оливье Кресп создает ароматы из маленьких слабостей Жить в удовольствие: как парфюмер Оливье Кресп создает ароматы из маленьких слабостей

Парфюмер Оливье Кресп — насколько сложно развивать свою парфюмерную марку?

Forbes
Чисто-начисто Чисто-начисто

7 неожиданных вещей которые можно мыть в посудомойке

Лиза
Вероника Полонская. Последняя любовь Маяковского Вероника Полонская. Последняя любовь Маяковского

Об отношениях Вероники Полонской и поэта Владимира Маяковского

Коллекция. Караван историй
Диета «6 лепестков»: меню на каждый день, отзыв врача Диета «6 лепестков»: меню на каждый день, отзыв врача

Можно ли привести себя в форму всего за шесть дней?

РБК
Под контролем алгоритмов Под контролем алгоритмов

Как улучшить спутниковую связь и интернет

Санкт-Петербургский университет
Редевелопмент и жизнь Редевелопмент и жизнь

Где ставить запятую во фразе «консервировать нельзя реконструировать»?

Собака.ru
Михаил Мильчик Михаил Мильчик

Михаил Мильчик провел в Ленинграде первую, самую страшную, блокадную зиму

Собака.ru
Зерновые не стали доходнее Зерновые не стали доходнее

Итоги зерновой отрасли первой половины сезона 2024/25

Агроинвестор
Другой мир: 7 фактов о загадочной Гренландии, крупнейшем острове в мире Другой мир: 7 фактов о загадочной Гренландии, крупнейшем острове в мире

Чем людей привлекает остров, более чем на 80% покрытый льдами?

ТехИнсайдер
Эволюция агрохолдингов Эволюция агрохолдингов

Российский сельскохозяйственный бизнес адаптировался к вызовам времени

Агроинвестор
Sarissa морская Sarissa морская

Я не припомню, чтобы на одну лодку обрушился такой ливень из десяти наград

Y Magazine
«Секс за еду»: биолог объяснила, почему женщинам важно, чтобы на первом свидании платил мужчина «Секс за еду»: биолог объяснила, почему женщинам важно, чтобы на первом свидании платил мужчина

Почему людям так важно, кто платит за еду на свидание? Отвечает биолог

Psychologies
Когда не развернуться Когда не развернуться

Как организовать хранение в маленькой квартире

Лиза
В будущее — на лодке из полиэтилена В будущее — на лодке из полиэтилена

Мне кажется, что будущее судостроения — это осознанное отношение к экологии

Y Magazine
Открыть в приложении