Где ставить запятую во фразе «консервировать нельзя реконструировать»?

Собака.ruРепортаж

Редевелопмент и жизнь

Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге — руководитель холдинга LEGENDA Intelligent Development Василий Селиванов и Евгений Герасимов, заслуженный архитектор РФ и руководитель архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры».

Яна Милорадовская давно лелеет мысль о том, что когда-нибудь у лучшего города на Земле появится стратегия развития, которая даст нам всем ясное представление о Петербурге будущего. Выпив настойку пиона и положив на лоб холодное полотенце, главный редактор Собака.ru попыталась узнать у архитектора Герасимова и девелопера Селиванова, почему все, что касается современного градостроительства и охраны наследия в Петербурге, так похоже на пьесы Чехова и Беккета и где все-таки ставить запятую (но не знак препинания!) во фразе «консервировать нельзя реконструировать».

Бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и почему Петербург — чемпион по серому поясу

В петербургских гостиных ломают копья: Петербург — это город-музей или нечто большее, чем роскошное хранилище с консервацией? Где живете и работаете вы — в музее или в Петербурге будущего?

Селиванов: Я формулирую так: город — это место, где живут люди, и им должно быть хорошо. Петербург — огромный мегаполис, и он точно может быть лучше. Многие высказываются в том смысле, что лучшее время Петербурга прошло, а его славное прошлое и есть наша главная ценность. Эта законсервированность взглядов мешает развитию — ментально и физически. Да, наш город обладает уникальными характеристиками, в том числе историческими. Но город — это живой организм. И в нем, как и в любом организме, который взрослеет, если не сказать стареет, немало болячек, которые надо лечить, а иногда и вырезать.

Клетки человека обновляются каждые семь лет. В случае с городской тканью все драматически медленнее. Нужно ли действительно резать, не дожидаясь перитонита?

Селиванов: Городская ткань должна меняться: что‑то мы восстанавливаем, а с чем‑то нужно и попрощаться — если не во имя прогресса, то во имя здравого смысла.

Герасимов: Петербург — это не просто мегаполис. Самый северный миллионник — третий по численности населения город в Европе и на шестидесятой широте — это беспрецедентно! Так что мы имеем дело еще и с очень сложным организмом. А ведь организм как — он либо развивается, либо умирает. Так что если мы не хотим второго, нужно заниматься первым. Недавно в интервью, вызвавшем известный шорох, директор Пушкинского музея Елизавета Лихачева высказала мнение, что музей — это место, где, например, хранятся иконы, на которые не молятся, мебель, на которой не сидят, посуда, из которой не едят. Музей — это вообще место, где не живут. А шестимиллионные мегаполисы музеями не бывают. Так что как бы кому ни хотелось превратить Петербург в музей — не получится. Да и попытки такие ничем хорошим для города не закончатся.

Селиванов: При этом бессмысленно оспаривать, что город-музей — это действительно одна из ипостасей Петербурга. Такая концентрация памятников культуры и архитектуры в центре города исключительна. Но, осматривая петербургские музеи, хочется гулять по современному комфортному мегаполису, который не проигрывает другим ведущим мегаполисам мира.

Герасимов: А не по Помпеям!

Консервировать нельзя реконструировать! Давайте зафиксируем, где мы все вместе с Петербургом находимся, чтобы наметить точки роста, например.

Селиванов: Наша городская среда чрезмерно рваная, неровная. И на мой взгляд, задача развития Петербурга — выравнивать эту лоскутность, обновляя обветшавшие, разрушенные элементы городской ткани. Где‑то среда просто отсутствует — ее нужно создавать практически с нуля. А где‑то есть крепкие якори — например, старые и хорошо сохранившиеся яркие элементы исторической застройки, вокруг которых стоит поработать, и получится некая бесшовность городской среды.

А что у нас с этим сейчас происходит? Есть ли хорошие новости?

Селиванов: По большому счету город в центре не развивается. При этом колоссальные инвестиции уходят из Петербурга, ведь здесь им нет применения. Петербург обладает огромной площадью — это самый крупный мегаполис в Европе. И кроме того, Петербург — чемпион по серому поясу, также самому большому в Европе. И в этом сером поясе (серым поясом называют историческую промышленную территорию в черте города, потерявшую свою функцию и значение. — Прим. ред.) тоже ничего не происходит.

Ну как это нет применения инвестициям?

Селиванов: Чтобы пришли инвестиции, им нужно создать условия. А их не создают. Да, эти условия могут быть сложные, но интересные. Дорогие, но оправданные. Но и таких нет! И инвестиции, эти миллиарды и миллиарды, уходят, знаете куда? В агломерацию, в Закадье! Так мы сами создаем себе второй эшелон проблем: мы строим миллионы квадратных метров, эту вечную 3-ю улицу Строителей из «Иронии судьбы» Рязанова. Неважно, что административно это Ленинградская область, — все это часть нашего мегаполиса. И завтра мы будем вынуждены решать проблемы этого транспортного плеча. Вместо того чтобы заниматься центром и серым поясом Петербурга.

Герасимов: Петербург в своих административных границах больше Москвы (если не считать Новую Москву!). А людей у нас живет примерно в два раза меньше. Петербург задумывался как очень плотный европейский город, и его исторические кварталы, от островов до Обводного канала, соответствуют этой идее, но вот дальше Петербург абсолютно разрыхленный. На мой взгляд, здесь работы на столетия вперед!

Селиванов: И это даже не забегая в Кудрово…

Герасимов: А также в Мурино, Шушары, Янино.

Соавтор ансамбля «Невская Ратуша» (вместе с Сергеем Чобаном) и архитектор соседнего с конструктивистским Левашовским хлебозаводом ЖК Futurist Евгений Герасимов прямо сейчас строит «LEGENDA Васильевского» — новый квартал с общественными пространствами на Кожевенной линии, рядом с Морским вокзалом, «Севкабель Портом» и культурным кварталом «Брусницын»

А так вообще можно? Как и развивать, и сохранять Петербург

Из Шушар на Дворцовую: вернемся в границы исторического центра и поговорим о редевелопменте, этике и эстетике. У вас есть рецепт, как научиться одновременно развивать и сохранять? Уже годы идут прения о внесении изменений в закон об объединенных охранных зонах № 820–7: он оберегает здания, которые не являются памятниками по принципу возраста, — если здание в историческом центре построено до 1917 года, оно попадает под защиту.

Герасимов: Дебаты, что из исторической застройки оставлять, а что убирать, как русская душа, широки и бесконечны, и хотелось бы их сузить. Оставлять — все хорошее: то, что имеет эстетическую, экономическую и культурную ценность. Согласитесь, здесь не может быть волюнтаристского подхода: построенное до 1917 года мы оставляем, а все, что возведено после, это как бы уже и не исторические здания, убираем.

Петербург — молодой город, и понятие «неисторическое здание» здесь не имеет смысла. Это все равно что сказать: знаете, история в 1917‑м закончилась, а после — это уже и не история, а так, фигня какая‑то. Как будто архитекторы, которые работали до 1917 года, были молодцами, а в 1917‑м резко поглупели и начали строить что‑то неудобоваримое. Это не так. И все здания в Петербурге — исторические, есть просто более и менее удачные. Есть сараи, построенные до революции, — их надо убирать. А есть шедевры конструктивизма, сталинской архитектуры, модернизма, которые необходимо и охранять, и сохранить.

Кроме того, не все учитывают, что Петербург барокко и раннего классицизма, Петербург Пушкина и Достоевского — это разные города. Посмотрим на панораму Садовникова — как раз времен Александра Сергеевича: от Дворцовой площади до улицы Зодчего Росси территория вокруг Невского проспекта была застроена очень красивыми домами. Но рука не дрогнула их снести — и на их месте построили новые.

Какие кейсы редевелопмента исторического центра вы можете оценить высоко?

Герасимов: Усилие воли — вот от чего часто зависит счастливая урбанистическая судьба города. Возьмем Берлин 1980‑х: рухнула Берлинская стена, и абсолютно разобщенный город сомкнулся — Кройцберг был окраиной, а стал центром. Или Барселона: к Олимпиаде 1992 года город, прежде отделенный от побережья промышленной территорией, вышел к морю. Хрестоматийный пример: модернизация времен Тэтчер лондонского Доклэндса.

Можно сказать, что и в Петербурге есть такая практика. Например, ансамбль «Невская Ратуша», который мы с Сергеем Чобаном заканчиваем сейчас, спустя 16 лет после запуска проекта. Был заброшенный трампарк и уксусный завод — а сейчас европейская площадь. Важно понимать, что в Петербурге главной всегда была градостроительная затея, а не какой‑то отдельный дом. Москва — это дома, а Петербург — пустоты, пространства. Мышление пространствами — это самое главное, что есть в петербургском градостроительстве, которое на сегодняшний день находится не в лучшем состоянии. А для того чтобы оно работало, нужно два В — воля и воображение.

Что город мог бы сделать для того, чтобы облегчить вам всем (и нам тоже!) работу и жизнь в историческом центре?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Сладостное припоминание — это ключевое понятие» «Сладостное припоминание — это ключевое понятие»

Леонид Парфенов о русских грузинах, евреях и ностальгии по СССР

Weekend
Только не перезванивайте: 5 простых способов, как узнать, кто звонил с неизвестного номера Только не перезванивайте: 5 простых способов, как узнать, кто звонил с неизвестного номера

Как понять, что с незнакомого номера звонит злоумышленник?

ТехИнсайдер
«Осторожно, в небе металлолом» — Что делают со старыми авиалайнерами «Осторожно, в небе металлолом» — Что делают со старыми авиалайнерами

Почему пассажирские авиалайнеры так рано списывают?

ТехИнсайдер
3 причины, почему не растет уровень нашего дохода 3 причины, почему не растет уровень нашего дохода

Что мы делаем не так? Почему у кого-то зарплата растет, а у нас нет?

Psychologies
Бытовая нумерология: почему мы одержимы числами и чем опасен подсчет шагов и лайков Бытовая нумерология: почему мы одержимы числами и чем опасен подсчет шагов и лайков

Чем опасен непрерывный мониторинг здоровья и продуктивности?

Forbes
Рост цен без сюрпризов Рост цен без сюрпризов

Росстат опубликовал данные по инфляции по итогам 2024 г.: рост цен составил 9,5%

Ведомости
Ниша серийного аддитивного производства свободна Ниша серийного аддитивного производства свободна

Как неверное представление об аддитивных технологиях тормозит их внедрение

Монокль
Вам письмо Вам письмо

История случайной встречи прабабушки Наталии Караваевой с женой Достоевского

Afternoon Seasons of life
Эволюция агрохолдингов Эволюция агрохолдингов

Российский сельскохозяйственный бизнес адаптировался к вызовам времени

Агроинвестор
«Я человек чувства» «Я человек чувства»

Всё, за что берется Анна Тихомирова, она старается доводить до идеала

OK!
Без единого шурупа Без единого шурупа

Механики СПбГУ на первой космической стройке

Санкт-Петербургский университет
Разноцветные «снежки» Разноцветные «снежки»

Пухлые белоснежные ягоды этого кустарника, напоминающие снежки, знакомы многим

Наука и жизнь
Бизнес расширил границы Бизнес расширил границы

Бизнес стал чаще летать за рубеж в 2024, это связано с новыми бизнес-контактами

Ведомости
Вытравливание буллинга Вытравливание буллинга

Что такое службы медиации и как они помогут справиться с травлей в школах

Ведомости
По цене дубовой рощи и годового оброка: сколько стоили балы в Российской империи По цене дубовой рощи и годового оброка: сколько стоили балы в Российской империи

Как организовывали императорские и городские балы в XIX и XX веках?

Forbes
Миллионы за штопку дырок Миллионы за штопку дырок

За год белые хакеры обнаружили более 6000 уязвимостей в российских IТ-системах

Ведомости
От «Кода да Винчи» до «Гарри Поттера»: самые громкие скандалы о плагиате в истории От «Кода да Винчи» до «Гарри Поттера»: самые громкие скандалы о плагиате в истории

Громкие книжные скандалы, связанные с обвинениями в плагиате

Forbes
Горох Горох

В Нью-Йоркском ботаническом саду распускаются необычные цветы от Яёи Кусамы

Afternoon Seasons of life
На это грантов не дают: как именитый хирург спасает финскую усадьбу под Выборгом На это грантов не дают: как именитый хирург спасает финскую усадьбу под Выборгом

Илья Слепцов восстанавливает на территории Киискиля исторические постройки

Forbes
Стесняюсь спросить: почему важно развивать навыки работы с искусственным интеллектом здесь и сейчас? Стесняюсь спросить: почему важно развивать навыки работы с искусственным интеллектом здесь и сейчас?

Почему развитие навыков работы с ИИ — обязательный шаг, который нельзя отложить

Правила жизни
Фатальное влечение: 10 эротических фильмов про обреченные отношения Фатальное влечение: 10 эротических фильмов про обреченные отношения

Кино, посвященное фатальным эротическим отношениям — на работе и за ее пределами

Правила жизни
Нет, это не нормально: что делать, если ты чувствуешь жжение во время сушки гель-лака Нет, это не нормально: что делать, если ты чувствуешь жжение во время сушки гель-лака

О чем надо попросить мастера-маникюра, если твои ногти «горят» в УФ-лампе

VOICE
Как увидеть парад планет 21 января 2025 года? Интересные факты и простой ответ! Как увидеть парад планет 21 января 2025 года? Интересные факты и простой ответ!

Шесть планет встанут в ровный ряд на небе, — и вот как их можно увидеть!

ТехИнсайдер
Зерновые не стали доходнее Зерновые не стали доходнее

Итоги зерновой отрасли первой половины сезона 2024/25

Агроинвестор
Возвращение легенд и неожиданная дружба: 10 новых мультфильмов, которые стоит увидеть Возвращение легенд и неожиданная дружба: 10 новых мультфильмов, которые стоит увидеть

Мультфильмы-новинки — от крупных студий до независимых авторов

Forbes
Михаил Мильчик Михаил Мильчик

Михаил Мильчик провел в Ленинграде первую, самую страшную, блокадную зиму

Собака.ru
«Сейчас очень много злобы и ненависти вокруг, а людям нужны простые человеческие чувства»: интервью с Евгением Писаревым «Сейчас очень много злобы и ненависти вокруг, а людям нужны простые человеческие чувства»: интервью с Евгением Писаревым

Режиссер Евгений Писарев — о своих спектаклях «Плохие хорошие» и «Тартюф»

СНОБ
Под покровительством Ньёрда Под покровительством Ньёрда

Какой Njörd 30 Cabin во время теста? Об этом бренде пока знают немногие

Y Magazine
Маменькин престол Маменькин престол

Существовала ли в действительности папесса Иоанна?

Дилетант
Как обработать фото, будто вы сделали его на пленку? Сохраните этот простой метод! Как обработать фото, будто вы сделали его на пленку? Сохраните этот простой метод!

Как сделать цифровые снимки похожими на пленку: инструкция

ТехИнсайдер
Открыть в приложении