Рождение нового неформального военно-политического альянса

ЭкспертОбщество

«Это неуязвимый блок»

Участие армии КНР в российских маневрах «Восток-2018» призвано продемонстрировать всему миру рождение нового неформального военно-политического альянса, который должен справиться с любой дестабилизацией обстановки в Центральной Азии

Алексей Хазбиев

Константин Макиенко уверен, что в Центральной Азии есть все предпосылки для крупномасштабной дестабилизации, включая демографическое давление и межэтнические конфликты. Фото Алексей Хазбиев

На этой неделе начнутся грандиозные военные учения «Восток-2018», которые по масштабу превзойдут даже самые крупные маневры времен СССР, проведенные в 1981 году на территории Польши, Прибалтики и Белоруссии. Если тогда мы задействовали около 150 тысяч солдат и офицеров, то сейчас их будет почти вдвое больше – порядка 300 тысяч. А еще 36 тысяч танков, БМП и БТР, более тысячи самолетов и вертолетов. И это не считая кораблей и подлодок Северного и Тихоокеанского флотов. Но самое главное, что впервые в такой тренировке на Дальнем Востоке примут участие Монголия и Китай. Причем китайцы выставят довольно внушительную группировку из трех тысяч человек личного состава, а также 900 единиц бронетехники и нескольких десятков самолетов. На Западе по этому поводу уже разразилась истерика. Там считают, что нынешние учения — это подготовка к «масштабным конфликтам». О том, что это могут быть за конфликты и для чего нам на самом деле тренироваться с китайцами, в интервью «Эксперту» рассказал заместитель директора Центра анализа стратегии и технологий Константин Макиенко.

— Легенда учений до конца неизвестна, но ясно, что военные будут отрабатывать уничтожение каких-то крупных соединений противника, иначе просто не нужно столько войск. Кто им может быть на этом театре военных действий?

— Войска не обязательно тренируются против конкретного противника. Главная ценность этих учений в том, что армии России и Китая на практике отработают совместные действия в оперативно-стратегическом масштабе. Здесь все имеет значение, начиная с выработки совместных процедур управления войсками и прохождения команд различным подразделениям на поле боя и заканчивая использованием единых частот, каналов связи. Это называется интероперабельностью. Она нужна для того, чтобы в условиях войны каждый знал свое место и действовал в соответствии с определенным алгоритмом. И мы с китайцами далеко не первые, кто налаживает такое взаимодействие в военной сфере. Например, Финляндия и Швеция формально хоть и не входят в НАТО, но все время участвуют в тренировках альянса и прекрасно знают, что им надо делать, если начнется конфликт. Так что шведам можно сказать спасибо, мы всегда учились у них военному делу.

Конечно, в реальности совместные боевые действия китайской и российской армий могут понадобиться только в случае какой-то крупномасштабной дестабилизации в Центральной Азии. Других вариантов просто нет. У наших стран разные приоритеты в военном планировании, как, собственно, и театры возможных военных действий. Если для России это Украина и фронтир с НАТО в целом, то для Китая — регион АТР, первая цепь островов в Южно-Китайском море.

— А что может случиться в Центральной Азии?

— Там есть все предпосылки для масштабной дестабилизации. Это и демографическое давление, и недостаток ресурсов, и коррупция. А значит, протестные движения могут начаться в любой момент, как это было с «арабской весной» на Ближнем Востоке. Наконец, там полный набор разнообразных межэтнических конфликтов. А в Афганистане еще и террористы всех мастей, начиная с ИГИЛ и «Талибана» и заканчивая «Братьями-мусульманами» (все эти организации запрещены в России. —«Эксперт»). И если не дай бог что-то серьезное произойдет, скажем, в Узбекистане, то тут же перекинется на Казахстан, а потом и на другие страны. И мы просто должны будем вмешаться, так как Казахстан — член ОДКБ, там живет более трех с половиной миллионов русских.

Но и китайцы не смогут остаться в стороне. Синьцзян-Уйгурский автономный район имеет довольно протяженную границу с Казахстаном и Киргизией. Еще несколько лет назад в Урумчи проходили массовые акции протеста уйгуров, которые привели к многочисленным жертвам. Что там творится сейчас, неизвестно: этот район закрыт для иностранного информационного проникновения. Но ясно, что в случае серьезной заварушки в Центральной Азии Китай вынужден будет действовать быстро и решительно.

Народно-освободительной армии Китая крайне интересен российский опыт управления сухопутными силами в стратегическом масштабе, которого у нее почти нет

— Наверняка китайцы справятся и сами, зачем им это делать вместе с Россией?

— Китай стремится получить опыт управления сухопутными войсками в стратегическом масштабе, которого у них почти нет. Эта страна демонстрирует впечатляющие результаты строительства своих ВВС и ВМС. Они уже выпустили в последние годы порядка 50 корветов и более трех десятков фрегатов и эсминцев, а сейчас начали серийно производить авианосцы, причем сразу на двух верфях — в Даляне и в Шанхае. Это означает, что в конечном счете КНР создаст такой же флот, как США. Но если в морских делах китайцы поднаторели не хуже нашего, то с применением сухопутных сил дела обстоят намного хуже. Их последняя серьезная операция, в которой были задействованы соединения от корпуса и выше, — это война во Вьетнаме в 1979 году. У нас же боевой опыт несравнимо богаче — взять хотя бы операцию по принуждению Грузии к миру. И китайцам очень интересно, как мы действуем на поле боя, какие решение принимаем и так далее.

— А какова политическая цель этих маневров? Мы хотим показать всему миру, что Москва и Пекин вот-вот создадут новый военный альянс, пусть и неформальный?

— Скорее не всему миру, а конкретно США. Безрассудная и крайне близорукая политика Вашингтона буквально толкает Москву и Пекин в объятия друг друга. Синергия индустриальных и демографических ресурсов Китая и природных богатств России, а также нашего интеллектуального и технологического потенциала, вообще говоря, делают этот блок неуязвимым. Именно это наши страны и хотят продемонстрировать американцам. Причем Китай в этом заинтересован не меньше России, особенно с учетом неизбежного военно-политического и геоэкономического столкновения Пекина и Вашингтона. Оно, собственно, уже происходит на наших глазах, и США этому очень активно способствуют.

— Пентагоновские стратеги уже заявили, что намерены использовать сближение России и Китая для того, чтобы убедить Индию отказаться от покупки нашего оружия в пользу американского. Неужели Нью-Дели все-таки дрогнет?

— Конечно, полностью Индия не откажется от нашего оружия, но в будущем закупки неизбежно сократятся. Думаю, Нью-Дели все-таки приобретет системы С-400, вертолеты Ми-17 и Ка-226, а также фрегаты. Однако после этого таких крупных контрактов уже не будет. И это не связано со сближением России и Китая. Уже несколько лет Индия в своей военной политике ориентируется на западные страны, прежде всего на США. В Нью-Дели действительно очень боятся растущей военной мощи КНР и отлично понимают, что единственная страна, которая реально можем им помочь в случае чего, — это США. Причем помочь не просто каким-то оружием, а реальным участием в конфликте, своими военными ресурсами. И в этом смысле переориентация Индии на закупку американских вооружений — вещь фундаментальная, она не зависит от России. И даже если мы вдруг прекратим военное сотрудничество с КНР, эту тенденцию не переломить.

— Военный потенциал Китая вызывает опасения у целого ряда стран АСЕАН, включая Индонезию, Малайзию и Вьетнам. Все эти государства наши давние партнеры по ВТС. Как возможный российско-китайский военный альянс отразится на военных контрактах с ними?

— Военное строительство Китая пугает в Азии почти всех. Но это слабо связано с нашими военными контрактами с Вьетнамом и Индонезией. Эти страны и так покупают у нас оружие на пределе своих возможностей. Думаю, Вьетнам продолжит закупки российских истребителей и сторожевых ракетных кораблей типа «Гепард». А в будущем купит и новые системы ПВО типа С-400. ВВС Индонезии совсем недавно заказали у нас партию Су-35. А Корпус морской пехоты этой страны, как ожидается, продолжит приобретение нашей бронетехники — легких плавающих танков, БМП и тому подобного. Что касается Малайзии, то она в последнее время сильно притормозила. Но недавно к власти там вернулся Махатхир Мохамад, а вместе с ним и те люди, которые много лет назад заключали с нами контракты на МиГ-29 и Су-30. А значит, есть как минимум ненулевые шансы, что мы сможем если не продать Малайзии новые самолеты, то хотя бы заключить контракты на модернизацию существующего парка.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Это еще не крах, но очень неприятно Это еще не крах, но очень неприятно

Нестыковки в нацпроектах отодвигают начало ускорения экономического роста

Эксперт
«Лучшими мечтами души мы жили в университетских стенах» «Лучшими мечтами души мы жили в университетских стенах»

Почему Анатолий Кони не стал математиком

Санкт-Петербургский университет
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
«Тайные безумцы Российской империи XVIII века» «Тайные безумцы Российской империи XVIII века»

Как органы политического сыска ставили диагнозы

N+1
Что такое таба лапка сквиш? Разбираем новый способ борьбы со стрессом Что такое таба лапка сквиш? Разбираем новый способ борьбы со стрессом

Помогают ли антистресс-игрушки обрести спокойствие?

Psychologies
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Новая эклектика Новая эклектика

Уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге

SALON-Interior
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Обманчивая забота: кто такие «темные эмпаты» и почему легко поддаться их манипуляциям Обманчивая забота: кто такие «темные эмпаты» и почему легко поддаться их манипуляциям

Что такое темная эмпатия? Как распознать нарциссического эмпата?

Forbes
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
Высчитываем биоритмы Высчитываем биоритмы

Как построить день так, чтобы не только всё успеть, но и преуспеть?

Лиза
Фокус на тарелке: 10 вопросов фуд-стилисту Фокус на тарелке: 10 вопросов фуд-стилисту

Кто такой фуд-стилист и чем он занимается

СНОБ
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
15 способов получить повышение на работе 15 способов получить повышение на работе

Берите эти советы на заметку, если засиделись на своей должности

Maxim
Как получать магний из продуктов питания Как получать магний из продуктов питания

Магний — еще один важный элемент для здоровья ваших костей. Как его получать?

ТехИнсайдер
Раскрутить бизнес на полбяном хлебе Раскрутить бизнес на полбяном хлебе

Как на рынке хлебопечения появился белково-полбяной хлеб

Монокль
Золотые меандры Сиинэ Золотые меандры Сиинэ

Водный и горный туризм в Якутии: путешествие от первого лица

Наука и жизнь
Он, она + кот Он, она + кот

Как питомцы учат нас спокойствию и безусловной любви

Psychologies
Менкипинг: как жены становятся «бесплатными психологами» для мужей и почему так происходит Менкипинг: как жены становятся «бесплатными психологами» для мужей и почему так происходит

Почему мужчины обращаются к своим женам, а не к психологам?

Psychologies
Скрытые подтексты: зачем инвестировать в искусство? Скрытые подтексты: зачем инвестировать в искусство?

Почему предметы искусства — перспективный объект для вложения капитала

Inc.
15 признаков абьюзивных отношений 15 признаков абьюзивных отношений

Каковы же признаки абьюза? Давайте еще раз перечислим самые яркие

Psychologies
6 фильмов с очень интересными деталями на заднем плане 6 фильмов с очень интересными деталями на заднем плане

Фильмы и сериалы, которые стоит пересмотреть ради заднего плана

Maxim
Размер имеет значение: насколько вредно для здоровья увеличение груди большими имплантами Размер имеет значение: насколько вредно для здоровья увеличение груди большими имплантами

Пластический хирург — обо всех нюансах операции по увеличению груди

ТехИнсайдер
Было бы желание! Было бы желание!

Женское либидо – штука хрупкая, ненадежная

Лиза
6 правил хорошего брака 6 правил хорошего брака

Какие привычки повышают шансы на то, что вы будете жить вместе долго и счастливо

Psychologies
Основательный подход Основательный подход

Sirena 48 Hybrid — первая модель с гибридной моторной установкой верфи Sirena

Y Magazine
«Все зависимые выросли не в бедной, а в дисфункциональной семье»: на главные вопросы об алкоголизме отвечает нарколог «Все зависимые выросли не в бедной, а в дисфункциональной семье»: на главные вопросы об алкоголизме отвечает нарколог

Почему родственникам зависимых тоже нужна терапия?

Psychologies
Открыть в приложении