Древние люди и новые технологии: как Ли Бергер использовал все средства в поисках предков человека
Палеоантрополог Ли Бергер рассказал Forbes, как за счет современных технологий удалось привлечь финансирование в его научные исследования. Он утверждает, что в результате его научная группа за последние пять лет нашла больше останков древних людей, чем за всю историю исследований в Африке начиная с 1925 года
В декабре 2018 года были опубликованы долгожданные для многих ученых данные: первые подробные описания австралопитека «Маленькая Стопа», возраст которого достигает около 3,67 млн лет. Как работают палеоантропологи? Что происходит с этой наукой сегодня? Для чего важна ее популяризация и как искать инвестиции в такой специфической области? Ответы на эти вопросы подскажет один из самых известных палеоантропологов в мире.
Через интернет в историю человечества
Палеоантрополог Ли Роджерс Бергер все делает не так, как принято, чем очень раздражает консервативных коллег. В узкую пещеру с редкими останками он отправляет собственного сына-подростка, чтоб не терять время в ожидании именитых ученых, которые все равно не протиснутся в двадцатисантиметровую щель. Он не ограничивает свою аудиторию и читает лекции в уважаемых университетах, коворкингах и даже ночных клубах по всему свету. В важнейшую экспедицию традиционно приглашают избранных специалистов из своего круга, а Бергер через Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) набирает команду волонтеров из разных стран. Вместо того, чтобы десятилетиями готовить публикацию в Nature, он мгновенно сообщает об открытиях в Twitter.
Бергер первым догадался искать неразведанные пещеры в Google Earth, отмечая на карте саванны островки растений-маркеров. Едва ли кто-то за пределами узкого круга ученых ранее имел возможность подержать в руках останки древнего человека; Бергер печатает их на 3D-принтере и дарит всем желающим. Более того, любой обладатель такого принтера может бесплатно скачать файл с макетом останков и распечатать их. Вот так, прямо у нас на глазах Ли меняет некогда закрытую от посторонних зрителей науку, заодно привлекая в нее лучшие умы из самых разных областей и применяя новые подходы и технологии.
Начало карьеры
Ли вырос на большой ферме в США, был активным участником множества молодежных организаций, работал на телевидении, а затем вдруг увлекся палеоантропологией, получил необходимое образование и около 30 лет назад переехал в Южно-Африканскую Республику. Там он окончил докторантуру и всерьез занялся раскопками. В конце восьмидесятых ЮАР не пользовалась популярностью у ученых: ее избегали в знак протеста против политики апартеида. Бергер думал не о политике, а о новых открытиях.
В 2008 году страна ответила взаимностью: палеонтрополог обнаружил останки ранее неизвестного прямого предка человека — австралопитека седиба (Australopitecus Sediba), возраст которых достигает примерно 1,78—1,95 млн лет. В 2013 — открыл новый вид, хомо наледи (Homo Naledi), и сделал потрясающий вывод: этот древний родственник наших предков хоронил своих умерших. Ранее считалось, что особое отношение к смерти присуще только нашему виду — Homo Sapiens.
Украшения и сувениры в форме костей седиба из туристических лавок ЮАР стали одним из символов Йоханнесбурга, в окрестностях которого профессор проводит раскопки. Реплики останков древних людей вручают важным гостям на различных политических мероприятиях, а лидеров дружественных государств возят на экскурсию в пещеру Малапа, где были сделаны важнейшие открытия Бергера.
Пару лет назад в The New Yorker вышла статья, посвященная исследованиям и личности Бергера, в которой он представлен этаким Стивом Джобсом от палеоантропологии: успешным менеджером и профессиональным пиарщиком. Чтобы проверить выводы коллег, автор связалась с героем публикации и узнала, как ему удается одновременно заниматься наукой, поиском инвестиций и популяризацией своих идей и знаний.
Бергер о развитии науки
С момента находки седиба прошло 10 лет (кстати, дата открытия — 15 августа — совпадает с днем археолога в России). У команды Бергера появилась новая информация о хомо наледи: «Возраст останков не 2-3 млн лет, как предполагалось ранее, а около 300 000», — рассказывает Ли.
Из пещеры Малапа, где были найдены кости седиба, за это время извлекли еще порядка тысячи фрагментов скелетов. В итоге на сегодняшний день об австралопитеке седиба ученые знают больше, чем о каком-либо другом виде наших предков (не считая неандертальцев). Бергер обнаружил и другие, потенциально богатые находками пещеры и продолжает раскопки, в том числе в поисках новых видов.
В каждой части света палеоантропология зарождалась по-разному: где-то она «выросла» из археологии, где-то — из анатомии, сравнительной анатомии, приматологии. Но в итоге объединила все эти и многие другие науки. Традиционно вся ее теоретическая составляющая строилась вокруг невероятно малого количества материальных находок. И, как отмечает Ли Бергер, еще десять лет назад считалось, что останки древних людей являются самыми редкими ископаемыми в мире. Но рост числа экспедиций, расширение географии раскопок, подключение ученых из самых разных областей, — все это позволило опровергнуть прошлые утверждения.
«Теперь мы не только понимаем, что африканская земля изобилует всевозможными напоминаниями о наших архаичных предках, но и узнаем о впечатляющих находках за пределами этого материка, в самых разных уголках света. Даже на территории России был открыт неизвестный ранее вид — денисовский человек, а также его гибриды! А вспомните «хоббитов», найденных на острове Флорес в Индонезии или останки великанов из Китая», — рассказывает профессор.