Почему телемедицина в России пока остается нишевым продуктом
Разбираемся, какие перспективы ждут направление телемедицины в России и стоит ли записываться на удаленный прием к врачу

В отличие от онлайн-банкинга, доставки продуктов и интернет-покупок, онлайн-консультация с врачом пока что недостаточно интегрирована в повседневную жизнь услуга. За ее развитие в здравоохранении отвечает телемедицина. В это понятия входят онлайн-консультации врачей с пациентами, врача с врачом, удаленный мониторинг состояния пациентов, цифровая медкарта. Наряду с развитием цифровых сервисов и использованием искусственного интеллекта, телемедицина представляет один из аспектов цифровизации здравоохранения. Все вместе это мечтательно называют «медициной будущего».
Влияние пандемии
В пандемию в России и мире в разы выросло пользование услугами онлайн. Исключением не стала и медицина, где бесконтактная терапия была жизненно необходима: люди боялись идти на очный прием, к тому же поликлиническая помощь была направлена на борьбу с пандемией. В период локдауна на выручку пришли телемедицинские компании, некоторые из которых бесплатно предоставляли доступ для видеосвязи с врачами разных профилей. Вынужденный промоушен помог узнать об услуге, а спрос на нее в России как в стране с огромными территориями стал очевиден. «За 2,5 месяца на нашей телемедицинской платформе мы провели порядка 200 тыс. бесплатных консультаций, при этом из Москвы было всего 19% обращений», — делится цифрами Максим Чернин, председатель совета директоров медтехкомпании «Доктор рядом».
Популярность онлайн-визитов к доктору год от года продолжила расти и после. Как рассказал гендиректор компании «СберЗдоровье» Денис Швецов, в 2024 году в рамках сервиса было проведено в 7,5 раз больше онлайн приемов, чем в 2020.

Однако назвать спрос на такого рода экзотику массовым было бы преувеличением. «По нашим оценкам, активных пользователей телемедицины в России сейчас около 15 млн, что в масштабах страны совсем немного», — отмечает гендиректор компании «Доктис» Сергей Лежнин. От многих сфер, где онлайн-услуги стали нормой, медицина отстает по понятным причинам. Скепсис врачебного сообщества, недоверие пациентов, сложность регуляторики — все это влияет на темпы развития отрасли.
Согласно закону «Об основах охраны здоровья граждан», онлайн-прием включает рекомендации, сбор анамнеза, расшифровку анализов, однако поставить диагноз и назначить лечение можно только очно. Такой формат не заменит полноценного визита к доктору, но избавит от необходимости искать ответы на волнующие вопросы здоровья в интернете. В большинстве стран во время пандемии ограничения на постановку диагноза и лечение были сняты, но в России регуляторная практика пока является препятствием для проведения полноценного онлайн-приема.
С 2023 года в России действует пилотный проект, в рамках которого в нескольких частных клиник имеют право назначать и корректировать лечение удаленно. Но для этого пациент должен прийти в конкретную клинику на очный прием и потом может наблюдаться здесь же онлайн у любого специалиста. Такой подход пока что признан наиболее безопасным: «Телемедицина не заменяет собой офлайн-медицину и может быть использована либо для коррекции лечения и сопровождения (только после того, как пациент побывал в клинике), либо как подготовка к очному приему, — считает Лежнин. — Крайне опасно ставить диагноз на первой онлайн-консультации».
Управление здоровьем и mental health
Чаще всего онлайн люди обращаются к дежурному врачу и педиатру. Связаться с дежурным доктором по видеосвязи можно за несколько минут, а частые вопросы мам и пап к педиатру решаются без похода в поликлинику. Из узких специалистов большим спросом пользуются невролог, эндокринолог и гинеколог. Но несмотря на то, что пользовательские привычки уже обозначились, телемедицина в России пока остается нишевым продуктом и ее продвижение зависит от включения в корпоративный пакет ДМС (добровольного медицинского страхования).