Стулья из дворца
О продажах «немузейного имущества» Эрмитажа через аукционы в Зимнем дворце.
В бессмертном романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» авторы подробно описали аукцион Главнауки на Петровке, 10. Именно там, в Петровском пассаже, Остап Бендер и Ипполит Матвеевич пытались купить заветные стулья. Сюжет романа, ставшего энциклопедией советской жизни конца 1920-х годов, был предложен начинающим авторам, журналисту Илье Файнзильбергу (Ильфу) и бывшему сотруднику одесского уголовного розыска Евгению Катаеву, взявшему псевдоним Петров, уже знаменитым тогда братом последнего, Валентином Катаевым
Роман был написан за несколько месяцев осенью — зимой 1927–1928 годов. В это время в антикварных магазинах и на аукционах действительно можно было купить мебель и многое другое из императорских и великокняжеских дворцов, музеев, в том числе и из Эрмитажа.
Сразу после Октябрьской революции многие дворцы и особняки петербургской знати были превращены в музеи. Но вскоре выяснилось, что содержание их требует больших расходов, а денег на это у новой власти не было.
В 1923 году декретом Совета народных комиссаров музеям было разрешено самостоятельно зарабатывать деньги. Так в бюджете Эрмитажа появилась графа «спецсредства». Они исчислялись из входной платы, дохода от продажи изданий, сдачи в аренду зданий, жилых помещений, предметов обстановки, а также платы за хранение верхней одежды в гардеробе. Но этого было ничтожно мало для содержания и ремонта сильно обветшавших за годы военного коммунизма зданий музея. А между тем коллекции Эрмитажа стремительно росли за счёт национализированных частных собраний. Из-за нехватки средств вновь открытые музеи стали расформировывать или присоединять к более крупным. Так в 1922–1924 годах у Эрмитажа появились филиалы: музей Штиглица, Конюшенный музей и Строгановский дворец. Вместе с художественными коллекциями из них поступила и вся бытовая обстановка, а также бельё и одежда.
Всё это «ненужное и ветхое имущество хозяйственного значения», а также предметы искусства, «не имеющие музейного значения», Совнарком разрешил музеям выделять для продажи через Комиссию по реализации госфондов при Наркомпросе и Комиссию по улучшению жизни детей при ВЦИКе (или Деткомиссию, как её тогда называли). Последняя имела в Ленинграде свой антикварный магазин на Невском проспекте, 11, в знаменитом «Александре», где до революции торговал обувью купец Александр Трейберг. По субботам и воскресеньям там проводили большие художественные аукционы. Но