Клуб кинопутешествий во времени
Не нужно гадать, как могла бы выглядеть и работать машина времени. Ее давно уже изобрел кинематограф
Эру путешествий во времени в большом кино открыл фильм «Машина времени», снятый в 1960 году Джорджем Палом по одноименному роману Герберта Уэллса. Как и в книге, герой не стремился повлиять на ход истории, а лишь пытался донести до современников свидетельство об ужасном будущем, причем в годы холодной войны это будущее стало прямым следствием ядерной катастрофы. Современникам (как, впрочем, и всем киноманам) фильм запомнился оскароносными спецэффектами, кровожадными морлоками и, конечно же, самой машиной времени, напоминающей богато декорированные аэросани.
Но скоро идея получила логичное развитие. Если в кино есть машина времени, то почему бы не попытаться ее использовать не только для туризма? В 1962 году вышла короткометражка французского режиссера Криса Маркера «Терминал» (La Jetée), снятая в технике фоторомана и повествующая о жизни после третьей мировой войны. Герои картины путешествуют во времени, пытаясь получить помощь из будущего и одновременно предотвратить катастрофу в прошлом. Главный герой становится свидетелем собственного убийства, и этот сюжет в 1995 году лег в основу знаменитого фильма Терри Гиллиама «12 обезьян». Предотвратить ядерную войну с помощью машины времени пыталась чехословацкая комедия 1969 года «Я убил Эйнштейна, господа».
И наконец, завершила непростые отношения машины времени с гонкой вооружений эпопея «Планета обезьян», стартовавшая в 1968 году.
В 1980-х машина времени стала самым кассовым изобретением кинематографа, обогнав даже космические путешествия. Причем ее главным назначением было менять ход истории. В 1984 году вышел фильм «Терминатор» Джеймса Кэмерона, в котором разумные роботы, создавшие машину времени, пытаются изменить прошлое и убить мать будущего лидера человеческого сопротивления, но все их действия как раз и приводят к его рождению в соответствии с принципом самосогласованности Новикова. Впрочем, мы любим «Терминатора» почему-то не за научную стройность мысли.