Зачем дизайнеры работают над слуховыми впечатлениями

Robb ReportСтиль жизни

Звучит гордо

Рычание суперкара, бой часов, звон бокалов... Дизайнеры работают над слуховыми впечатлениями, чтобы поглубже забраться в наше бессознательное и оставить в нём неизгладимый отпечаток. Кто бы мог подумать, что звук имеет над нами такую магическую власть?

Текст Lucy Alexander, иллюстрации Brian Stauffer

Чувства, которые вы испытываете за рулём Lamborghini, неслучайны. По словам технического директора марки Маурицио Реджани, их подпитывает шум 12 цилиндров. Пронзительный рёв мотора вызывает возбуждение – ключевой компонент в чётко выверенной цепочке ощущений, которые затрагивают не только уши, но и внутренности водителя, когда машина стартует с места до сотни за две с небольшим секунды.

«Внутри спортивного суперкара звук становится частью эмоций, частью восприятия скорости, — говорит Реджани. — Нажав педаль газа, вы рассчитываете услышать оглушительный рёв, подтверждающий, что вы очень быстро разгоняетесь. И в самолёте, когда запускают двигатели, вы думаете: “Господи, ну вот мы и взлетаем”, а после этого ощущаете ускорение. Это совпадение того, что вы слышите, того, что должны почувствовать, и того, что испытываете в это самое мгновение».

В последние годы «звук роскоши» превратился из абстрактной концепции в искусно сконструированную реальность, поскольку многие бренды, занимающие передовые позиции в самых разных отраслях, от винной до часовой, хотят заставить нас любить ушами. Почему? Да потому что эмоциональные связи гораздо глубже и крепче логических. Но как создать звук, будоражащий чувства? Насколько реальны эмоции, если их сгенерировал учёный или просчитал маркетолог? И какие формы может принять сенсорный брендинг в цифровом мире?

Дэниел Джексон одним из первых стал задаваться всеми этими вопросами и выяснил, что большинство из нас упускает из виду сенсорный брендинг (а он работает с обонянием, осязанием и вкусом), поскольку его воздействие происходит на подсознательном уровне. Открыв своё агентство Sonicbrand в 1999 году, он сотрудничает с Prada, Salvatore Ferragamo, YSL и BMW, а также с марками массмаркета, для которых создаёт «звуковые логотипы». Джексон утверждает, что аудиобрендинг прошёл «стадию всеобщего принятия» около двух лет назад, ссылаясь на доклад исследовательской компании Ipsos, выяснившей, что звуковые сигналы гораздо эффективнее воздействуют на потребителей, чем визуальные логотипы или слоганы. Такие мнемонические хиты, как рекламная песенка McDonald’s или двухтактный бит Netflix, теперь ориентир для массового рынка.

Но в люксовом сегменте, как утверждает Джексон, подход совершенно иной. Здесь концентрируются не на рекламных кампаниях, а на том, чтобы сделать максимально привлекательным звучание продукта и торгового пространства. Несколько лет назад лондонский универмаг Harrods нанял другое аудиобрендинговое агентство Sound Agency для полного звукового переоформления. «До того в каждом отделе звучало что-то своё, отвлечённое, — рассказывает управляющая креативным отделом агентства Фран Борд. — Это была разноголосица, ничего не говорящая о бренде Harrods и его качестве».

Специалисты Sound Agency создали серию «атмосферных фоновых звуков», которые, по словам Борд, отвлекают вас «не так сильно, как музыка». В отделе посуды в качестве саундтрека стала звучать композиция, которую агентство записало, используя мелодичные позвякивания, издаваемые вазами и декантерами. Теперь покупатели рассматривают наборы хрустальных бокалов под аккомпанемент «управляемых стеклянных нот». Борд сравнивает звуковой фон с «акустическими обоями» — приятными, но неброскими. Ведь цель люксовых брендов — соблазнить клиента незаметно. «Звуковой фон наполняет людей радостью, успокаивает, заставляет расслабиться, — утверждает она. — Они получают удовольствие от посещения магазина, а значит, придут туда снова, что в конечном итоге увеличит прибыль».

Звуки, производимые определёнными товарами, вызывают эмоции, которые часто напрямую связаны с обнаруженным ранее качеством этих изделий. Вспомните хотя бы ощущение предвкушения, которое охватывает вас всякий раз, когда раздаётся хлопок пробки шампанского. (Кстати, как утверждает сомелье Энди Майерс, правильно извлечённая пробка должна выходить не с «назойливым» хлопком, а с лёгким «п-ф-ф-ф», «тихим, как вздох влюблённого».)

По словам Джексона, компания Apple тоже использует свист выходящего воздуха — при распаковке товаров он создаёт дополнительный аудиоэффект. «Когда вы открываете коробку, воздух вырывается наружу с характерным звуком, который был очень хорошо рассчитан».

Зачастую мы с радостью платим больше за товар, который, по нашему мнению, был изготовлен с особым мастерством. А компании в свою очередь готовы на многое, чтобы усилить наше впечатление ещё и акустически. Джексон, например, как-то посоветовал одному автопроизводителю добавить к стеклоподъёмникам дополнительные электромоторы, после того как клиенты стали жаловаться на «неровный звук». При этом сам механизм работал идеально, плавно поднимая и опуская стёкла, но дёрганый звук шёл вразрез с нашим представлением о качестве. По словам Джексона, сумма, которую покупатели были готовы заплатить за машину с «правильным звуком», с лихвой покрывала расходы на лишние электромоторы.

Эти стеклоподъёмники – прекрасный пример того, как сенсорный брендинг воздействует на наше подсознание. Если вы скажете людям, что для товара было использовано дополнительное инженерное решение, рациональное мышление может заставить их усомниться в правдивости ваших слов. Но если вы дадите им послушать и ощутить это, они с большей вероятностью доверятся «свидетельствам» своих чувств.

Профессор экспериментальной физиологии Оксфордского университета Чарльз Спенс говорит, что наши реакции на звуки частично врождённые, частично приобретённые. «На одни типы звуков следует безусловная реакция, на другие, значение которых мы узнали благодаря своему опыту, — выученная, вы ведь не с рождения считали, что хлопок пробки от шампанского — чудесный звук. Он едва ли поднимет настроение младенцу, а вот многим взрослым — наверняка, ведь все знают, что за ним последует».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Флагман индустрии Флагман индустрии

В СССР Нижний Новгород превратился в ведущий промышленный центр страны

Дилетант

19 кадров тех трех страшных дней 26 октября 2002 года

Cosmopolitan
В поисках идентичности. Евгения Некрасова: Кожа В поисках идентичности. Евгения Некрасова: Кожа

Две судьбы, две параллельные истории, одна борьба за свободу

СНОБ
Стриминг. Онлайн-кинотеатр Стриминг. Онлайн-кинотеатр

Как ivi удается выигрывать в битве с пиратами и соревноваться с корпорациями

Esquire
Атомный шпионаж Атомный шпионаж

Манхэттенскому проект и шпионаж

Дилетант
Поощряют чрезмерное потребление и получают $1 с гостя: можно ли заработать на формате «платишь и ешь сколько хочешь» Поощряют чрезмерное потребление и получают $1 с гостя: можно ли заработать на формате «платишь и ешь сколько хочешь»

Можно ли «объесть» заведение?

VC.RU
Избирательный порядок Избирательный порядок

Один из столпов политической системы — с формальной и неформальной стороны

Наука
Российский физик предложил решение загадки высокотемпературной сверхпроводимости Российский физик предложил решение загадки высокотемпературной сверхпроводимости

Виктор Лахно объяснил необычные свойства новых сверхпроводников

Популярная механика
Наталья Петрова: «Пионеры Русской Америки» Наталья Петрова: «Пионеры Русской Америки»

Книга Натальи Петровой о тех, кто оставил значительный след в истории Аляски

СНОБ
Кира Коваленко Кира Коваленко

Режиссер Кира Коваленко взяла главный приз конкурса авторского кино

Собака.ru
Лучшие хорроры 2021 года Лучшие хорроры 2021 года

Список самых любопытных хорроров года 2021 года

Esquire
Фамильные ценности Фамильные ценности

Современные люди относятся к своим фамилиям по-дворянски

Наука
Семь лет в ящике под кроватью: история похищения Коллин Стэн Семь лет в ящике под кроватью: история похищения Коллин Стэн

Семь лет Коллин Стэн провела в ящике под кроватью

Cosmopolitan
«Я никогда не хотел секса»: асексуальность нужно лечить? «Я никогда не хотел секса»: асексуальность нужно лечить?

Как живется асексуалам и можно ли пробудить «нулевое» либидо?

Psychologies
Мужчина женился на девушке после констатации смерти мозга, чтобы стать вдовцом Мужчина женился на девушке после констатации смерти мозга, чтобы стать вдовцом

Грег Питерс решил провести свадебную церемонию, несмотря на смерть невесты

Cosmopolitan
Край гор и долин Край гор и долин

Почему Судеты стали яблоком раздора

Дилетант
Купчихи, дворянки, магнатки: как женщины Российской империи вели бизнес Купчихи, дворянки, магнатки: как женщины Российской империи вели бизнес

Глава книги об имущественных правах женщин

Forbes
Порно горница людей Порно горница людей

Книга — лучший подарок для молодого человека

Tatler
5 важных навыков для достойной жизни после 50 5 важных навыков для достойной жизни после 50

Чего от нас ждут окружающие после 50? И что нужно нам самим?

Psychologies
Незапрещенная профессия Незапрещенная профессия

Как женщины уже 20 лет руководят российской журналистикой

Forbes Woman
Ножом по стеклу: почему нас бесят звуки и какие раздражают сильнее всех Ножом по стеклу: почему нас бесят звуки и какие раздражают сильнее всех

Какие звуки раздражают нас сильнее всего и почему это происходит

Cosmopolitan
Чернила зачеркнутых строк писем Марии-Антуанетты выдали цензора Чернила зачеркнутых строк писем Марии-Антуанетты выдали цензора

Ученые прочитали зачеркнутые строки писем Марии-Антуанетты

N+1
Это моя боль Это моя боль

Так ли необходимо быть хорошей девочкой и терпеть там, где не хочется?

Tatler
Как матери бросили вызов патриархальному «американскому счастью» 1960-х Как матери бросили вызов патриархальному «американскому счастью» 1960-х

Отрывок из книги Мэгги Доэрти о женской дружбе и эмансипации в 1960-х

Forbes
Как планеты получили свои названия Как планеты получили свои названия

Знаете ли вы, что когда-то Уран назывался… Георгом?

Популярная механика
Внимание на экран Внимание на экран

Почему человеческое внимание теперь ценится больше человеческой жизни

Esquire
17 эффективных способов снизить стресс 17 эффективных способов снизить стресс

Все мы иногда попадаем в ситуации, которые выбивают нас из колеи

Psychologies
Диджитал-этикет для взрослых: журналисты WSJ составили ряд рекомендаций о цифровой этике и гигиене Диджитал-этикет для взрослых: журналисты WSJ составили ряд рекомендаций о цифровой этике и гигиене

Как выглядит цифровой этикет в современном мире?

Inc.
Археологи обнаружили два поселения эпохи бронзы в Нижегородской области Археологи обнаружили два поселения эпохи бронзы в Нижегородской области

Археологи раскопали два поселения эпохи бронзы

N+1
Не врать, не прокрастинировать и не сдаваться: Пол Грэм о правилах усердного труда Не врать, не прокрастинировать и не сдаваться: Пол Грэм о правилах усердного труда

Пол Грэм: действительно ли успех невозможен без упорного труда?

Forbes
Открыть в приложении