Генеральный Конструктор
В 1929 году 22-летний Сергей Королёв приехал в Калугу, чтобы встретиться с Константином Циолковским. Эта встреча так повлияла на молодого авиаконструктора, что он решил отказаться от мечты о самолётах и переключиться на разработку ракет, чтоб достичь космоса. Так, по крайней мере, гласит популярный миф.
Вышедшая в 1934 году книга Королёва «Ракетный полёт в стратосфере», кажется, этот миф подтверждает: полёты, да ещё и в стратосфере, прочно ассоциируются с космосом. Однако долгое время цель конструктора была проще — научить ракеты летать.
Фантазии о лунных перелётах
Книга Королёва посвящена не тайнам Вселенной, а реактивным двигателям. Принцип их работы автор разъясняет популярно: в камеру сгорания помещается вещество, которое при поджигании образует большое количество газа. Он под давлением выходит через сопло наружу и толкает камеру в противоположном направлении.
При этом Королёв подчёркивает, что лучше всего установить такой двигатель на ракету Оберта (Герман Оберт — немецкий инженер, первый сконструировавший ракету на жидком топливе), которая послужит военным целям: «Ракета является очень серьёзным оружием. И именно это надо особенно учесть всем интересующимся данной областью, а не беспочвенные пока фантазии о лунных перелётах».
Собственно, разработкой оружия Сергей Павлович и занимался на протяжении многих лет.
ГИРД, РНИИ, тюрьма
В 1931 году при Осовиахиме была основана «Группа инженеров, работающих даром». Так в шутку расшифровывали аббревиатуру ГИРД. На самом деле это была Группа изучения реактивного движения, руководил ею инженер Фридрих Цандер, одним из сотрудников стал Сергей Королёв. В 1933 году гирдовцы стали частью Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ), одного из первых советских НИИ.
Вместе со своим однокурсником по МВТУ Евгением Щетинковым Королёв занимался в РНИИ крылатыми ракетами и бился над тем, как сделать их полёт управляемым. Решение искали несколько лет, но ракеты упорно летели к земле. Королёв оптимизма не терял. «Значит, надо учить её летать!» — сказал он после очередной неудачи.