Дискуссию о преподавании истории продолжает Леонид Кацва

ДилетантИстория

Клио на баррикадах

Дискуссию, начатую в прошлом номере журнала статьёй помощника президента РФ Владимира Мединского, продолжает учитель истории с 40-летним стажем, почётный работник образования, победитель конкурса лучших учителей в рамках ПНПО «Образование», член совета Вольного исторического общества, автор учебников и пособий по истории Леонид Кацва.

Леонид Кацва

Лауреат премии имени Егора Гайдара в номинации «За выдающийся вклад в области истории» Леонид Кацва. 22 ноября 2018 года

В статье В. Р. Мединского есть слова, под которыми с удовольствием подпишется любой российский педагог: «Освободите учителя от бесконечной бюрократической отчётности. Дайте школе максимальную свободу в выборе формы — как лучше и эффективнее донести знания детям». Поистине золотые слова! Прозвучали бы они в качестве руководящего указания в официальном письме помощника президента и председателя РВИО в Министерство просвещения, Рособрнадзор или Департамент образования города Москвы, буквально замучившие учителей мелочными инструкциями и бесконечными проверками, — цены бы им не было! Вместо этого большой государственный человек предпочитает публиковать свой горячий призыв в популярном массовом журнале «Дилетант». К кому же он обращается? Разве бюрократическую отчётность навязывает школам общественность? 

К сожалению, разумные идеи, высказанные в статье, часто играют роль красивой обёртки, противоречащей содержанию. Кто же станет возражать против того, что в школе следует воспитывать «сложного человека», а для этого — «перестать мелочно управлять школьным процессом обучения истории»? Да только никак это не стыкуется с ограничением числа школьных учебников. Ни в бытность министром культуры, ни на своём нынешнем посту В. Р. Мединский против такого ограничения не возражал. Он и сейчас полагает, что достаточно отобрать «лучшие линейки учебников (их на сегодня — всего три-четыре, и вряд ли нужно больше)». Но, во-первых, к действующим линейкам учебников у профессионального сообщества масса претензий, ибо они, увы, далеко не лучшие. Во-вторых, что гораздо важнее, в нашей немаленькой стране существует множество типов школ с совершенно разным по уровню подготовленности и познавательным интересам контингентом детей, с разными по методическим подходам и просто по темпераменту учителями. Не идеология, а методика обучения и воспитания требуют использования разных учебников. Разных по степени подробности, по насыщенности учебного текста, по характеру методического аппарата, по организации деятельности учащихся. Ограничение числа учебников, на мой взгляд, является ошибкой, сделанной исходя из ложно понятых идеологических задач. Ошибкой, решительно препятствующей воспитанию «сложного человека».

Нельзя не согласиться с размышлениями В. Р. Мединского о пользе синхронного изучения истории, с тем, что историю отечества следует изучать, «постоянно сравнивая её параллельно с историей всемирной». Жаль только, что председатель РВИО не знает, что это предложение давно реализовано в реальной школьной практике: в течение каждого учебного года, за исключением 5-го класса, в котором изучается история Древнего мира, на уроках истории рассматриваются события и всеобщей, и российской истории. Во многих школах учителя давно уже не делят эти курсы по полугодиям, а изучают их синхронно-параллельно, так, чтобы каждый период российской истории рассматривался на фоне аналогичного периода истории зарубежной. По-видимому, незнание этого объясняется тем, что сам В. Р. Мединский никогда в школе не работал. Но вот референтам своим пусть поставит на вид.

Урок истории в московской школе №1907. 27 февраля 2004 года

Более спорным является призыв уйти от европоцентричности, так как, несмотря на очевидное возрастание роли Востока в современном мире, и сама Россия принадлежит всё же к христианской европейской цивилизации, да и важнейшие достижения общемировой цивилизации связаны всё же именно с Европой. Наиболее развитые страны Востока, сохраняя национальную культуру, в то же время сами ощутимо становятся «Западом». Это проявляется не только в заимствовании внешних атрибутов (всё же не случайно премьер-министр Японии в официальной обстановке носит классический европейский костюм, а не кимоно), но и в том, что вне европейского мира постепенно неуклонно распространяются сформулированные европейскими мыслителями политические идеи свободы, равноправия, демократической организации общества, выборности и сменяемости власти.

Впрочем, В. Р. Мединский настаивает на отказе от европоцентричности не в научных, а в сугубо идеологических целях: «такое изучение истории… позволит нам, не лакируя прошлое, в то же время не порождать новой чаадаевщины, ущербного ощущения собственной исторической неполноценности, синдрома “отставания от цивилизованного мира”».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Новгороду быть!» «Новгороду быть!»

Почему Нижний Новгород Нижний и Новый

Дилетант
Не выбрасывайте одиночные носки: вот для чего они вам нужны Не выбрасывайте одиночные носки: вот для чего они вам нужны

В хозяйстве пригодится даже одиночный носок

Популярная механика
От «мира любой ценой» до мировой войны От «мира любой ценой» до мировой войны

Мюнхенский договор 1938 года оказался безуспешной попыткой предотвратить войну

Дилетант
В команде с врагом В команде с врагом

Как работать с теми, кого вы недолюбливаете

kiozk originals
Курултай для своих, деспотия для чужих Курултай для своих, деспотия для чужих

В Орде русские князья считались бесправными вассалами

Дилетант
63 м² 63 м²

Дизайнер Семен Бортник создал интеллигентную атмосферу в новосибирской квартире

AD
К последнему морю К последнему морю

Почему Батый, покорив Русь, без передышки вторгся в Центральную Европу

Дилетант
Линии огня Линии огня

О важности выстраивания и защиты личных границ

Cosmopolitan
От падучей до святости От падучей до святости

Главные события, связанные с именем царевича Дмитрия

Дилетант
Как менялся образ жизни русского мужчины за последние 70 лет Как менялся образ жизни русского мужчины за последние 70 лет

Как выглядели и на кого равнялись мужчины в России последние 70 лет

Esquire
Наследие Орды в русском языке Наследие Орды в русском языке

Откуда в русском языке огромное количество тюркских слов?

Дилетант
Механика флирта Механика флирта

Как флиртуют мужчины и женщины и где проходит граница дозволенного

СНОБ
Бисмарк: коварный циник и создатель единой Германии Бисмарк: коварный циник и создатель единой Германии

Немцы редко гордятся методами, которые Бисмарк использовал для достижения целей

Дилетант
Зачем мечтать о славе Зачем мечтать о славе

Почему совет «быть скромнее и не высовываться» не так уж хорош

Psychologies
Подарок Гитлеру Подарок Гитлеру

Чтобы вручить этот подарок фюреру германская армия торопилась войти в Сараево

Дилетант
2002 год 2002 год

Теракт на Дубровке, футбольный погром, запуск «Масяни» и «Идущие вместе»

Esquire
Драма 1921 года Драма 1921 года

Страшные подробности царь-голода в Советской России 1921 года

Дилетант
Закрученный сюжет Закрученный сюжет

Альтернативная система домашнего ухода за кудрями

Tatler
Кто является автором термина «Великая Отечественная война»? Кто является автором термина «Великая Отечественная война»?

Кем впервые было произнесено название войны, которую предстояло пройти СССР

Дилетант
«Стоило ли оно того? Конечно, Олег!»: Рубен Варданян отвечает Олегу Тинькову «Стоило ли оно того? Конечно, Олег!»: Рубен Варданян отвечает Олегу Тинькову

Миллиардер и инвестор Рубен Варданян о высокой миссии предпринимателя

Forbes
Даниил Галицкий, изворотливый король Даниил Галицкий, изворотливый король

В Галицко-Волынском княжестве монголы впервые не смогли взять одну из крепостей

Дилетант
7 вопросов о наших жировых клетках 7 вопросов о наших жировых клетках

Что влияет на жировые клетки? И как эти клетки потом влияют на нас?

Худеем правильно
Сахаров: портрет на фоне эпохи Сахаров: портрет на фоне эпохи

Что заставило академика Сахарова вступить в противостояние с политбюро и КГБ?

Дилетант
«Родить успею»: как женщины в XIX веке выбрали образование и карьеру «Родить успею»: как женщины в XIX веке выбрали образование и карьеру

Отрывок из книги «Сметая запреты» о русской сексуальной культуре XI-XX веков

Forbes
Монарх под видом демократа Монарх под видом демократа

Октавиан Август не стал повторять ошибок Цезаря

Дилетант
Более «Обычная женщина»: каким получилось продолжение одного из лучших российских сериалов Более «Обычная женщина»: каким получилось продолжение одного из лучших российских сериалов

Рассказываем, что получилось из сериала «Обычная женщина 2» Натальи Мещаниновой

Forbes
Великое нашествие Великое нашествие

Вторжение монголов обратило русских государей в деспотов ордынского типа

Дилетант
Почему мы «заедаем» проблемы и как это прекратить? Почему мы «заедаем» проблемы и как это прекратить?

Еда — не лучший способ справляться с усталостью, болью, стрессом

Psychologies
Два герцога: Ришельё против Бэкингема Два герцога: Ришельё против Бэкингема

Противостояние Англии и Франции в XVII веке — это ещё и противостояние министров

Дилетант
Алина Фаркаш о вечном противостоянии сов и жаворонков Алина Фаркаш о вечном противостоянии сов и жаворонков

Оказывается, если ты сова, то в мире жаворонков жить еще и стыдно

Cosmopolitan
Открыть в приложении