Алексей К. Толстой был самым гармоничным человеком в русской литературе

Дилетант18+

Алексей К. Толстой

Портретная галерея Дмитрия Быкова

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЁН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЫКОВЫМ ДМИТРИЕМ ЛЬВОВИЧЕМ

1.

Слово «нормальный» для поэта оскорбительно, а потому скажем, что Алексей Константинович Толстой был самым гармоничным человеком в русской литературе, — а потому его так оскорбляли любая дисгармония, патология, сознательное мучительство, муки неудовлетворённого тщеславия, вообще любое оскорбление Божественного замысла о человеке. Сам он настолько одинаково органичен в прозе, поэзии, драматургии, сатире, религиозной лирике, настолько красив внешне и силён физически, богат, счастлив в любви, вполне успешен даже на государственной службе, — что никакие личные проблемы не заслоняли для него подлинную трагедию существования. Сходный случай был у Тютчева, тоже, простите за рифму, везучего, — но Тютчев был человек желчный, самолюбивый и консервативный, с сильным уклоном в славянофильство и государственничество. Толстой как-то во всех отношениях здоровей, — если не считать астмы, которая его и сгубила, — и кажется, только он во всей русской литературе оставляет такое впечатление чистоты и свежести. Толстой — это напоминание о том, каким раем была бы Россия и каким титаном задуман русский человек, если бы его не губила вечная опричнина, если понимать под опричниной зловещую секту, овладевшую страной и когтящую её до сих пор. Именно поэтому Толстой создал лучший исторический роман в русской литературе — «Князя Серебряного», из которого и вышли все антиутопии Сорокина, прежде всего «День опричника». Эти книги хороши, но к тому, что понял и высказал Толстой, почти ничего не прибавляют.

Он был автором, вероятно, лучших баллад в русской литературе. Трудно представить себе что-нибудь благозвучнее «Алёши Поповича» — это до слёз хорошо: «Звуки льются, звуки тают… То не ветер ли во ржи? / Не крылами ль задевают медный колокол стрижи? / Иль в тени журчат дубравной однозвучные ключи? / Иль ковшей то звон заздравный? Иль мечи бьют о мечи? / Пламя ль блещет? Дождь ли льётся? Буря ль встала, пыль крутя? / Конь ли по полю несётся? Мать ли пестует дитя? / Или то воспоминанье, отголосок давних лет? / Или счастья обещанье? Или смерти то привет? / Песню кто уразумеет, кто поймет её слова? Но от звуков сердце млеет и кружится голова». Трудно представить что-нибудь точнее, яростнее, динамичнее «Василия Буслаева», «Змея Тугарина» или «Потока-богатыря». Его стихи мгновенно запоминаются и уходят в речь, но это же касается и его драматургии — любо-дорого произносить, просто хочется разыгрывать в лицах наедине с собой, и такова не только знаменитая драматическая трилогия о русской смуте, но и «Дон Жуан», отчасти пародирующий «Каменного гостя», отчасти, страшно сказать, дополняющий его:

Нет, это против договора!
Уж ад над ним разинул пасть!
Хватай его, статуя Командора,
Как исполнительная власть!

Поневоле кажется, что он один в русской литературе имел право так разговаривать с Пушкиным, — с бесконечным почтением, но несколько запанибрата; он оставил гениальные заметки на полях его стихов!

Пушкин

Зачем ты, грозный аквилон,
Тростник прибрежный долу клонишь?
Зачем на дальний небосклон
Ты облачко столь гневно гонишь?

Толстой

Как не наскучило вам всем
Пустое спрашивать у бури?
Пристали все: зачем, зачем?
Затем, что то — в моей натуре!

Это уж я не вспоминаю самое любимое:

Пушкин

Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой:
Дева над вечной струёй вечно печальна сидит.

Толстой

Чуда не вижу я тут. Генерал-лейтенант
Захаржевский,
В урне той дно просверлив, воду провел чрез неё.

Сатирик он вообще был непревзойдённый, мастер тонкого неприличия и гротеска, фарса, абсурда, ибо обэриутская драматургия за сто лет предсказана прутковской мистерией «Сродство мировых сил» и пленительно-идиотской пьесой «Фантазия». А «Военные афоризмы»! При виде исправной амуниции сколь презренны все конституции! Да мы разговаривали его цитатами, и ни одна не устарела:

Идут славянофилы и нигилисты,
У тех и у других ногти не чисты.
Ибо, если они не сходятся в теории вероятности,
То сходятся в неопрятности.
И поэтому нет ничего слюнявее и плюгавее
Русского безбожия и православия.
На краю разверстой могилы
Имеют спорить нигилисты и славянофилы.
Первые утверждают, что кто умрёт,
Тот весь обращается в кислород.
Вторые — что он входит в небесные угодия
И делается братчиком Кирилла-Мефодия.

Толстой любил Россию, как может любить её только человек, радующийся жизни; а тот, кто проповедует культ крови и почвы, жертвы и смерти, ничего вообще не любит и никогда не скажет о русском пейзаже живого слова. А почему? А потому что русским пейзажем он только прикрывается. Он ничего этого не любит, и все эти кроткие озёра и нищие перелески совершенно ему чужды. Любит он только льды севера и соответствующих жрецов вечного холода, и поверить таким людям может только какой-нибудь Карлсон, который живёт на крыше небоскрёба и ничего про Россию не понимает.

Толстой вообще не уважал этого сусального образа смиренной и робкой России — внедряемого как раз Тютчевым: «Эти бедные селенья, эта скудная природа — край родной долготерпенья, край ты русского народа!» Толстой ему ответил весьма жёстко:

Одарив весьма обильно
Нашу землю, царь небесный
Быть богатою и сильной
Повелел ей повсеместно.
Но чтоб падали селенья,
Чтобы нивы пустовали —
Нам на то благословенье
Царь небесный дал едва ли!
Мы беспечны, мы ленивы,
Всё у нас из рук валится,
И к тому ж мы терпеливы —
Этим нечего хвалиться!

Россия, по Толстому, как раз избыточна во всём: «Коль любить, так без рассудку, / коль грозить, так не на шутку, / коль ругнуть, так сгоряча, / коль рубнуть, так уж сплеча! / Коли спорить, так уж смело, / коль карать, так уж за дело, / коль простить, так всей душой, / коли пир, так пир горой!» Где у нас теперь хоть тень этой душевной широты? Унизительное сочетание широковещательных угроз с мелочнейшим крохоборством — вот уж подлинно до мышей…

О лирике Толстого и его образе живой России, которая пахнет не порохом и мертвечиной, а смолой и земляникой, — я мог бы говорить долго и с наслаждением; но здесь нас будет интересовать прежде всего Толстой — прозаик и драматург, интересовавшийся главным образом концом Иоаннова царствования и последующей смутой. Мне интересно понять, почему именно ему лучше всего удалась картина опричнины, её психология, почему в его сказочном и наивном романе русская история живей всего — и почему именно этот граф сказал главные в русской прозе XIX века слова о русской истории: «В отношении к ужасам того времени автор оставался постоянно ниже истории. Из уважения к искусству и к нравственному чувству читателя он набросил на них тень и показал их, по возможности, в отдалении. Тем не менее он сознаётся, что при чтении источников книга не раз выпадала у него из рук и он бросал перо в негодовании, не столько от мысли, что мог существовать Иоанн IV, сколько от той, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Фантом диверсанта Фантом диверсанта

Родился Отто Скорцени 12 июня 1908 года в Австрии, в Вене

Дилетант
Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку

Рассрочка для квартир – полезный инструмент продаж, хотя и несет в себе риски

Ведомости
Первая прямая телетрансляция Первая прямая телетрансляция

Днём рождения немецкого телевидения принято считать 22 марта 1935 года

Дилетант
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Троцкизм, как и было сказано Троцкизм, как и было сказано

Как с помощью «троцкизма» Сталин решил подорвать авторитет Троцкого

Дилетант
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Открытка против голода Открытка против голода

«Спасите умирающих детей Поволжья»

Дилетант
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Гибель Надежды Гибель Надежды

Популярные версии причины конфликта на банкете в кремлёвской квартире Ворошилова

Дилетант
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Супрематизм сквозь время Супрематизм сквозь время

В1919 году антрополог Альфред Крёбер вывел закон цикличности моды

Дилетант
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Музей как увлечение Музей как увлечение

Единственный в своем роде: музей при Институте космических исследований РАН

Знание – сила
Почему ЕС не растет Почему ЕС не растет

Что провоцирует системный кризис развития Евросоюза

Эксперт
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
Страховка с биткойном Страховка с биткойном

Как работают инвестиционные полисы с привязкой к биткойну

Ведомости
Архив богини Фауны Архив богини Фауны

Зоологический музей Московского университета – «отражение самой природы»

Знание – сила
Сити-брейк Сити-брейк

Идеальные города России для семейного уик-энда

Лиза
Дорогой инноваций Дорогой инноваций

Что изменит высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург

Эксперт
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть

Режиссер Мурат Абулкатинов — о том, что ему нравится в шекспировской драматургии

Ведомости
Медвежий угол Медвежий угол

Как оргкомитет московской Олимпиады-80 зарабатывал – рубли и валюту

Ведомости
Есть ли у Европы армия Есть ли у Европы армия

О потенциале собственной армии Евросоюза и перспективах ее участия вне НАТО

Монокль
О чем молчат рекорды HoReCa О чем молчат рекорды HoReCa

Будут ли все последствия смещения потребления с кухни в ресторан положительными?

Агроинвестор
Поверив Гомеру… Поверив Гомеру…

Действительно ли Троя — это тот город, о котором идёт речь в «Илиаде»?

Дилетант
Тюрьма народов Тюрьма народов

Как побег из Алькатраса лишь укрепил имидж легендарной тюрьмы

Дилетант
Вяземские Вяземские

Происходивший от Рюрика княжеский род Вяземских известен ещё со Средневековья

Дилетант
Рабби Давид из люфтваффе Рабби Давид из люфтваффе

В 2019 году Бундестаг одобрил введение в Германии военного раввината

Дилетант
Открыть в приложении