Торможение автомобильного рынка после разгона

ДеньгиАвто

Ралли-2023

Торможение автомобильного рынка после разгона

Текст: Алексей Грамматчиков

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

К концу текущего года российский авторынок успел набрать хорошую динамику роста. Но пока у его участников не праздничное настроение: постепенно подъем сменяется торможением, поскольку спрос на личные транспортные средства тянет вниз ряд серьезных негативных факторов. «Деньги» постарались понять, какие именно.

Практически до конца осени 2023 года российский автомобильный рынок держался молодцом: итог октября принес продавцам новый рекорд продаж. По данным «Автостата», во второй месяц осени дилерские центры передали на руки новых владельцев 112,2 тыс. новых легковых авто, что в 2,6 раза больше, чем в том же месяце прошлого года. Таким образом, основную часть завершающегося года рынок сумел удержать устойчивую тенденцию на увеличение продаж. Октябрь, кстати, в 2,5 раза превысил результаты января, когда было продано 45 тыс. авто.

Тем не менее теперь налицо замедление разгона: если в июне, июле, августе ежемесячно продажи новых машин увеличивались в среднем на 15%, то в сентябре и октябре рост почти остановился: сентябре рынок прибавил к предыдущему месяцу всего 0,6%, в октябре — 1,7%. А последние два месяца динамика продаж идет на спад: по данным «Автостата», в ноябре сокращение рынка составило 2,3%, хотя рынок оказался вдвое больше, чем годом ранее. Скорее всего, не выправится ситуация и в декабре: здесь тоже ожидаются «заморозки» — минусовые показатели по сравнению с осенними месяцами.

По прогнозам «Автостата», в этом году продажи на авторынке вырастут примерно на 60% по сравнению с прошлым. «Объективные цифры говорят, что по итогам 2023 года мы приближаемся к 1 млн проданных автомобилей. Это положительная динамика, однако все еще ниже, чем в предыдущие годы. Тут стоит понимать, что произошла перестройка всего авторынка и эти процессы продолжаются»,— констатирует Артем Меренков, доцент кафедры управления транспортными комплексами Государственного университета управления.

«Лада» против китайцев

Главная интрига на российском автомобильном рынке в уходящем году — это противостояние АвтоВАЗа с китайскими автоконцернами. К концу года ведущий российский производитель выруливает из сложной ситуации с санкционным давлением и жмет на педаль акселератора: по итогам октября Lada показала внушительные результаты продаж в России в 40,9 тыс. машин, что стало рекордом за десять лет. Бестселлерами российского флагмана остаются такие модели, как Lada Granta (ее цена начинается с 700 тыс. руб., что является очень привлекательным предложением в текущих рыночных реалиях), а также уже более современная и вместительная модель Vesta (ценой от 1,2 млн руб.). Находит своего покупателя и «вечно молодая» серия машин Niva, которая находится в производстве более 40 лет, это — Niva Legend (ценой от 830 тыс. руб.) и Niva Travel (от 1,2 млн руб.). По данным «Автостата», в общей сложности АвтоВАЗ сейчас держит 33% рынка. «Популярность автомобилей бренда Lada обусловлена несколькими факторами,— размышляет Илья Федорченко, генеральный директор „СберАвто“.— Во-первых, модели этой марки являются самыми доступными как на первичном, так и на вторичном рынке. Во-вторых, слаба на текущий момент конкуренция в B-классе, традиционно очень востребованном россиянами. И в-третьих, легкий доступ к оригинальным запчастям и комплектующим, а также возможность бюджетного обслуживания авто — немаловажный фактор в существующих условиях».

На рыночные позиции Lada продолжают усиливать давление китайские производители, которые в октябре суммарно заняли уже 54% рынка (на 1% больше, чем месяцем ранее). При этом формально среди китайских автопроизводителей в РФ произошла смена лидера. На первое место выехал бренд Haval (12,8 тыс. машин по итогам октября). Он обогнал Chery (10,8 тыс.). В спину двум китайским грандам дышит Geely (10,3 тыс.), следом со значительным отрывом — Changan (6,3 тыс.). Главное преимущество бренда Haval по сравнению с конкурентами — это наличие в России своих производственных мощностей (китайская корпорация Great Wall запустила свой завод под Тулой еще в 2019 году). Здесь выпускается такая модель, как кроссовер Haval Jolion, который осенью заслужил статус самой продаваемой иномарки в России (6,2 тыс. единиц). Хотя объективности ради позиции прежнего лидера — компании Chery — по-прежнему сильны. Статистическое отставание этой марки можно объяснить тем, что у Chery активно развиваются продажи суббрендов — к ним относятся марки Omoda, Exeed, а также запущенная недавно Jaecoo. Если к собственно бренду Chery приплюсовать и продажи этих марок, то суммарно корпорация Chery с показателем с более чем 22 тыс. единиц в месяц остается неоспоримым лидером на российском авторынке среди иностранцев. «Китайские бренды продолжат развивать свой успех на российском рынке за счет расширения представленной в России модельной линейки и совершенствования процессов продаж и предоставляемых сервисов,— полагает Максим Давиденко, руководитель отдела по развитию продуктов и услуг ГК „Альфа-Лизинг“.— Рост продаж будет поддерживать выход на рынок новых китайских брендов и появление новых моделей, заполняющих пустующие ниши. К концу 2023 года доля брендов из Китая превысит 55%, а в 2024-м может достигнуть 60%».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Установка соединения Установка соединения

Зачем сращивать мозг с компьютером?

Вокруг света
В море из садка: зачем производитель черной икры отпускает осетров на волю В море из садка: зачем производитель черной икры отпускает осетров на волю

Почему BelugaFarm считает себя должником Каспия

Forbes
Чужд нам берег заморский Чужд нам берег заморский

В этом году россияне остались без иностранных ценных бумаг

Деньги
Дело о тестостероне Дело о тестостероне

Экзогенный тестостерон — способ оставаться молодым или источник проблем?

Здоровье
Фитнес тридесятого царства Фитнес тридесятого царства

Правила жизни спортсменов в самом расцвете сил

Men Today
Светлана Землякова: «Иногда мне важнее, чтобы люди узнали об этом тексте» Светлана Землякова: «Иногда мне важнее, чтобы люди узнали об этом тексте»

Светлана Землякова — о том, как она создает свои спектакли

Монокль
Лана Дель Рей, Blur, Дельфин: лучшие музыкальные альбомы 2023 года Лана Дель Рей, Blur, Дельфин: лучшие музыкальные альбомы 2023 года

2023 год стал важной вехой в истории современной музыки

Forbes
Аппаратное будущее: как искусственный интеллект меняет индустрию косметологии Аппаратное будущее: как искусственный интеллект меняет индустрию косметологии

Как выглядит косметология будущего?

Forbes
Невеликий театр Невеликий театр

Режиссер Борис Павлович о работе в театре, своих спектаклях и проекте «Квартира»

Seasons of life
Саранча как двигатель прогресса… Саранча как двигатель прогресса…

Как работает искусственный интеллект на основе «роевого интеллекта» насекомых?

Знание – сила
Как подобрать правильно вклад и не ошибиться? Как подобрать правильно вклад и не ошибиться?

С повышением ключевой ставки Банком России ставки по вкладам поползли вверх

Наука и техника
Переживая Фассбиндера Переживая Фассбиндера

Как Ханна Шигулла победила прошлое, не прощаясь с ним

Weekend
Когда наши поезда полетят Когда наши поезда полетят

«Росмаглев» разрабатывает транспортные системы на принципе магнитной левитации

Монокль
5 признаков того, что вас обрабатывает манипулятор 5 признаков того, что вас обрабатывает манипулятор

Намерения манипулятора можно вычислить заранее, если знать, на что смотреть

Psychologies
Стильная импровизация Стильная импровизация

Арсений Попов — о том, почему не любит импровизировать в быту

Men Today
Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви» Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви»

Крыло горит, я на высоте, а вся группа — внизу

Караван историй
Зачем нужна «пауза в отношениях» и вдруг это манипуляция? Зачем нужна «пауза в отношениях» и вдруг это манипуляция?

Как «пауза в отношениях» может оказаться попыткой надавить на вас

Psychologies
Универмаг как кузница новых брендов Универмаг как кузница новых брендов

Николай Константинов о том, как и зачем создавать универмаги русской моды

Монокль
5 черт поколения Y, которые могут его погубить 5 черт поколения Y, которые могут его погубить

Карьерный маркетолог выделила черты поколения Y, которые могут ему навредить

Psychologies
Моделист-конструктор Моделист-конструктор

Как в России создали лучшие в мире вездеходы

ТехИнсайдер
Атомно-силовой микроскоп отличил дейтерий от водорода в молекуле пентацена Атомно-силовой микроскоп отличил дейтерий от водорода в молекуле пентацена

Теперь электронный парамагнитный резонанс можно измерять и с одной молекулы

N+1
Вся правда о мандаринах: какие самые сладкие и без косточек. И самое главное: сколько килограммов в день можно съесть? Вся правда о мандаринах: какие самые сладкие и без косточек. И самое главное: сколько килограммов в день можно съесть?

Как выбрать вкусные мандарины и сколько их можно съесть

ТехИнсайдер
Нино Шаматова умеет проходить сквозь стены Нино Шаматова умеет проходить сквозь стены

Нино Шаматава собирает архивную коллекцию-ресерч на Петровском бульваре

Собака.ru
Где начинается насилие: 4 варианта взаимодействия с чужими личными границами Где начинается насилие: 4 варианта взаимодействия с чужими личными границами

Где кончается взаимодействие и начинается насилие и как это можно понять

Psychologies
Корабли лавируют Корабли лавируют

Учимся выстраивать опоры, чтобы справляться с кризисами

VOICE
И как это возможно? Прыщи – от бульона, отеки – от молока И как это возможно? Прыщи – от бульона, отеки – от молока

Иногда даже самые полезные на первый взгляд продукты могут оказаться вредными

Лиза
Фабрика счастья: как гуру, коучи и предприниматели зарабатывают на наших эмоциях Фабрика счастья: как гуру, коучи и предприниматели зарабатывают на наших эмоциях

Отрывок из книги «Фабрика счастливых граждан» об экономике счастья

Forbes
Вина из США – яркие, шумные, солидные Вина из США – яркие, шумные, солидные

Знакомимся с американским виноделием

Зеркало Мира
О свойствах страсти О свойствах страсти

Поэт Лев Рубинштейн всю жизнь исследует страсти, которые нас (и его) обуревают

СНОБ
Дорого внимание Дорого внимание

Ольга Карпуть разбирается, действительно ли юмор продает

Правила жизни
Открыть в приложении