Торможение автомобильного рынка после разгона

ДеньгиАвто

Ралли-2023

Торможение автомобильного рынка после разгона

Текст: Алексей Грамматчиков

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

К концу текущего года российский авторынок успел набрать хорошую динамику роста. Но пока у его участников не праздничное настроение: постепенно подъем сменяется торможением, поскольку спрос на личные транспортные средства тянет вниз ряд серьезных негативных факторов. «Деньги» постарались понять, какие именно.

Практически до конца осени 2023 года российский автомобильный рынок держался молодцом: итог октября принес продавцам новый рекорд продаж. По данным «Автостата», во второй месяц осени дилерские центры передали на руки новых владельцев 112,2 тыс. новых легковых авто, что в 2,6 раза больше, чем в том же месяце прошлого года. Таким образом, основную часть завершающегося года рынок сумел удержать устойчивую тенденцию на увеличение продаж. Октябрь, кстати, в 2,5 раза превысил результаты января, когда было продано 45 тыс. авто.

Тем не менее теперь налицо замедление разгона: если в июне, июле, августе ежемесячно продажи новых машин увеличивались в среднем на 15%, то в сентябре и октябре рост почти остановился: сентябре рынок прибавил к предыдущему месяцу всего 0,6%, в октябре — 1,7%. А последние два месяца динамика продаж идет на спад: по данным «Автостата», в ноябре сокращение рынка составило 2,3%, хотя рынок оказался вдвое больше, чем годом ранее. Скорее всего, не выправится ситуация и в декабре: здесь тоже ожидаются «заморозки» — минусовые показатели по сравнению с осенними месяцами.

По прогнозам «Автостата», в этом году продажи на авторынке вырастут примерно на 60% по сравнению с прошлым. «Объективные цифры говорят, что по итогам 2023 года мы приближаемся к 1 млн проданных автомобилей. Это положительная динамика, однако все еще ниже, чем в предыдущие годы. Тут стоит понимать, что произошла перестройка всего авторынка и эти процессы продолжаются»,— констатирует Артем Меренков, доцент кафедры управления транспортными комплексами Государственного университета управления.

«Лада» против китайцев

Главная интрига на российском автомобильном рынке в уходящем году — это противостояние АвтоВАЗа с китайскими автоконцернами. К концу года ведущий российский производитель выруливает из сложной ситуации с санкционным давлением и жмет на педаль акселератора: по итогам октября Lada показала внушительные результаты продаж в России в 40,9 тыс. машин, что стало рекордом за десять лет. Бестселлерами российского флагмана остаются такие модели, как Lada Granta (ее цена начинается с 700 тыс. руб., что является очень привлекательным предложением в текущих рыночных реалиях), а также уже более современная и вместительная модель Vesta (ценой от 1,2 млн руб.). Находит своего покупателя и «вечно молодая» серия машин Niva, которая находится в производстве более 40 лет, это — Niva Legend (ценой от 830 тыс. руб.) и Niva Travel (от 1,2 млн руб.). По данным «Автостата», в общей сложности АвтоВАЗ сейчас держит 33% рынка. «Популярность автомобилей бренда Lada обусловлена несколькими факторами,— размышляет Илья Федорченко, генеральный директор „СберАвто“.— Во-первых, модели этой марки являются самыми доступными как на первичном, так и на вторичном рынке. Во-вторых, слаба на текущий момент конкуренция в B-классе, традиционно очень востребованном россиянами. И в-третьих, легкий доступ к оригинальным запчастям и комплектующим, а также возможность бюджетного обслуживания авто — немаловажный фактор в существующих условиях».

На рыночные позиции Lada продолжают усиливать давление китайские производители, которые в октябре суммарно заняли уже 54% рынка (на 1% больше, чем месяцем ранее). При этом формально среди китайских автопроизводителей в РФ произошла смена лидера. На первое место выехал бренд Haval (12,8 тыс. машин по итогам октября). Он обогнал Chery (10,8 тыс.). В спину двум китайским грандам дышит Geely (10,3 тыс.), следом со значительным отрывом — Changan (6,3 тыс.). Главное преимущество бренда Haval по сравнению с конкурентами — это наличие в России своих производственных мощностей (китайская корпорация Great Wall запустила свой завод под Тулой еще в 2019 году). Здесь выпускается такая модель, как кроссовер Haval Jolion, который осенью заслужил статус самой продаваемой иномарки в России (6,2 тыс. единиц). Хотя объективности ради позиции прежнего лидера — компании Chery — по-прежнему сильны. Статистическое отставание этой марки можно объяснить тем, что у Chery активно развиваются продажи суббрендов — к ним относятся марки Omoda, Exeed, а также запущенная недавно Jaecoo. Если к собственно бренду Chery приплюсовать и продажи этих марок, то суммарно корпорация Chery с показателем с более чем 22 тыс. единиц в месяц остается неоспоримым лидером на российском авторынке среди иностранцев. «Китайские бренды продолжат развивать свой успех на российском рынке за счет расширения представленной в России модельной линейки и совершенствования процессов продаж и предоставляемых сервисов,— полагает Максим Давиденко, руководитель отдела по развитию продуктов и услуг ГК „Альфа-Лизинг“.— Рост продаж будет поддерживать выход на рынок новых китайских брендов и появление новых моделей, заполняющих пустующие ниши. К концу 2023 года доля брендов из Китая превысит 55%, а в 2024-м может достигнуть 60%».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Человек улучшенный Человек улучшенный

Самые знаменитые предсказания и проекты усовершенствования человечества

Вокруг света
Программа Space Shuttle: смотрите, как не надо делать Программа Space Shuttle: смотрите, как не надо делать

Программа Space Shuttle угодила в ловушку

Монокль
Уи, шеф! Уи, шеф!

Сверхпопулярный светский спот — морское бистро Crevette

Собака.ru
Сравнительные жизнеописания Академий наук Сравнительные жизнеописания Академий наук

Обстоятельства возникновения академий наук в Англии, Франции и России

Знание – сила
Открытки на память Открытки на память

Новогодние ассоциации от команды Seasons

Seasons of life
Свет в твоем окне Свет в твоем окне

Украшаем волшебными огнями весь дом

Лиза
Что есть будем Что есть будем

Чем опасны для ребенка здоровые пищевые привычки: 7 неочевидных факторов

Лиза
Когда искусственный интеллект поработит человечество? Когда искусственный интеллект поработит человечество?

Искусственный интеллект выходит из-под контроля людей. Насколько это правда?

Монокль
Дима Лорен: «Не надо меня копировать!» Дима Лорен: «Не надо меня копировать!»

Автор мегахитов — о сонграйтерах, главной проблеме авторов песен и успехе

ЖАРА Magazine
Живопись без правил Живопись без правил

Магомед Кажлаев: абстракция из воздуха

Weekend
5 черт поколения Y, которые могут его погубить 5 черт поколения Y, которые могут его погубить

Карьерный маркетолог выделила черты поколения Y, которые могут ему навредить

Psychologies
Будущее сейчас Будущее сейчас

Андрей Лихачёв рассказал о том, что делает СберСити уникальным для России и мира

Robb Report
«Одним меньше стало» «Одним меньше стало»

Какую палитру мнений вызвала кончина главы советского правительства?

Дилетант
Александр Попов. Русский волшебник беспроводной связи Александр Попов. Русский волшебник беспроводной связи

Как русский ученый-физик Александр Степанович Попов изобрел радио

Зеркало Мира
Сахар, ты где? Сахар, ты где?

Как производители маскируют сахар в своих продуктах

Лиза
Теневой биткоин: Как наказывают майнеров, ворующих электричество Теневой биткоин: Как наказывают майнеров, ворующих электричество

Энергетики сдерживают аппетиты воротил «серого» сектора биткоинов

ФедералПресс
Genesis GV80. Премиальный — не значит дорогой Genesis GV80. Премиальный — не значит дорогой

Genesis GV80 — альтернатива премиальным кроссоверам BMW и Medcedes

4x4 Club
Водочный король: история Петра Арсеньевича Смирнова Водочный король: история Петра Арсеньевича Смирнова

Как крепостной крестьянин стал одним из самых богатых людей Российской империи

Maxim
Жизнь как путь: дороги Николая Гарина-Михайловского Жизнь как путь: дороги Николая Гарина-Михайловского

Николай Гарин-Михайловский: романтик, влюбленный в железные дороги

Знание – сила
Лед тронулся: как перестать возводить стену между собой и миром Лед тронулся: как перестать возводить стену между собой и миром

Почему мы стараемся казаться сильнее, чем есть на самом деле?

Psychologies
Доходность не ржавеет Доходность не ржавеет

Как правильно инвестировать в коллекционные монеты

Деньги
Близость: почему не нужно бояться уязвимости в отношениях Близость: почему не нужно бояться уязвимости в отношениях

Почему стремясь к близости, мы умудряемся упустить возможность встречи

Psychologies
Шестой и чувства Шестой и чувства

Что есть «Москвич 6»

Автопилот
4 совета, которые помогут вам пережить семейный ужин 4 совета, которые помогут вам пережить семейный ужин

Немного подготовки, и вам будут не страшны даже самые токсичные члены семьи!

Psychologies
Что искали крестоносцы Что искали крестоносцы

Один из сложнейших символов христианской культуры — Святой Грааль

Зеркало Мира
Женский шутинг: почему он происходит реже мужского Женский шутинг: почему он происходит реже мужского

Как взаимосвязаны гендер и насилие и почему среди мужчин стрелков больше

Psychologies
О корт, ты — мир О корт, ты — мир

Андрей Рублев добавил теннису эмоций

Men Today
Женя Кривцова: «Там, где страшно, всегда офигенный результат!» Женя Кривцова: «Там, где страшно, всегда офигенный результат!»

Блогер Женя Кривцова о том, как избавиться от всех пагубных привычек

ЖАРА Magazine
Татарское гостеприимство Татарское гостеприимство

Казань – город с тысячелетней историей и настоящим чак-чаком

Лиза
«У кого в руках оружие, тот и должен убивать»: как рождается месть «У кого в руках оружие, тот и должен убивать»: как рождается месть

Стали ли мы менее жестокими, чем наши предки? Спорный вопрос

Psychologies
Открыть в приложении