«Для долгосрочных инвесторов наступает пора покупок»
Руководитель брокерского бизнеса Сбера Аиша Кубезова рассказала «Деньгам», как себя чувствует фондовый рынок в условиях высокой ключевой ставки, почему стоит инвестировать именно сейчас, какие появились нововведения в 2024 году, а также как диверсифицировать валютный риск.
Как в условиях высоких ставок себя чувствует брокерский бизнес?
— Конечно, когда ставки высокие, фондовый рынок находится под давлением. Но это не значит, что нельзя найти инструменты для инвестирования. Мы видим, что многие это понимают: у нас почти 310 тыс. новых счетов открыто за третий квартал. Темпы роста не снижаются. Во втором было 308 тыс., в первом — около 200 тыс. При этом счета пополняются, по ним идут операции.
Агрессивные инвесторы видят, что рынок акций стал более волатильным и можно на нем получить хорошую доходность на коротком горизонте, используя маржинальную торговлю. Ведь на фондовом рынке можно заработать не только на росте стоимости бумаг, но и на их падении.
Для долгосрочных инвесторов наступает пора покупок. В третьем квартале произошла большая выплата дивидендов и не все дивидендные гэпы закрылись из-за давления высоких ставок на рынок. Соответственно, в любых секторах есть недооцененные с точки зрения уровня риска бумаги, в том числе голубые фишки.
— Какую доходность можно получить за счет инструментов фондового рынка?
— Большинство эмитентов, в том числе Минфин, выпускают облигации, привязанные к индикаторам, определяющим стоимость денег. Кто-то привязывается к ключевой ставке, другие к RUSFAR или RUONIA. Соответственно, доходность меняется вслед за индикатором. Топовые эмитенты дают доходность на уровне ключевой ставки плюс 1,5 п. п.
Депозит — это когда вы положили деньги под определенную ставку и забыли на определенный срок. Прелесть облигаций с плавающим купоном (флоатеров) раскрывается в период роста ключа: ставки растут вслед за ним. Плюс у вас есть возможность выйти в кеш в любой момент.
Если же нужен очень ликвидный инструмент, который вообще не переоценивается, имеет минимальные риски, то смотреть надо на фонды денежного рынка как альтернативу депозитам. Например, наши клиенты активно инвестируют в БПИФ Сберегательный (биржевой тикер — SBMM). В третьем квартале приток в него за вычетом оттока превысил 50 млрд руб.
— Такая ситуация характерна только для Сбера или в целом на брокерском рынке она такая?
— На фондовом рынке у инвесторов сейчас период ожидания, то есть часть из них, особенно кто приобрел бумаги в более ранние периоды, не торгует. Однако если взять наши показатели, в понедельник, после того как ЦБ повысил ключевую ставку до 21%, у нас был рекорд по объему операций с начала года. Клиенты активно покупают подешевевшие акции, демонстрируя разумный подход к инвестированию — «покупай дешево, продавай дорого».
— Брокерский бизнес разносторонний. На что делаете акцент вы в Сбере? Какие направления в приоритете?
— К нам приходит разная аудитория, в том числе долгосрочные инвесторы, трейдеры, молодежь... Основной фокус у нас на повышение финансовой грамотности. Речь не про академическое обучение. Мы даем практические рекомендации, как разобраться в финансовом мире. Не купив и не посмотрев на поведение инструмента в разных ситуациях, инвестор так и останется теоретиком. Есть очень много интересных и важных понятий на рынке, которые инвестор должен прочувствовать на своем опыте, на своих сбережениях.