Законен ли «Стрит Фалькон»?
Власти Москвы нашли новый способ нещадно штрафовать нарушителей правил парковки, но некоторые сомневаются в его законности. Давайте разбираться
Камеры нового типа, которые появились в центре Москвы, фиксируют нарушение правил остановки и стоянки. Опознать устройства, внешне напоминающие фонари, среди нагромождения неотъемлемых объектов городской инфраструктуры – опор, светильников, светофоров, всевозможного коммуникационного оборудования – неопытному глазу очень непросто. Задача новой системы состоит в том, чтобы оштрафовать владельца транспорта, простоявшего неподвижно в зоне действия запрещающих знаков хотя бы 10 секунд. Штраф отнюдь не символический – три тысячи рублей. Появилась информация о том, что из-за несовершенства алгоритма в число нарушителей попали и те, чья остановка была обусловлена объективными причинами – красным сигналом светофора или затором. Будем надеяться, эти «детские болезни» пройдут в процессе отладки технологии, а незаконно вынесенные штрафы отменят. Как бы там ни было, нововведение вызвало переполох среди автомобилистов. Разумеется, не остались в стороне и всевозможные автоэксперты и правозащитники. Один известный депутат даже направил запрос в генпрокуратуру с просьбой проверить законность инициативы столичного Дептранса.
Что не так со «Стрит Фальконом»?
Если не брать в расчет технологические просчеты, которые рано или поздно устранят, то объективных оснований для претензий, в общем-то, и нет. Применение средств автоматической фотовидеофиксации правонарушений – это прерогатива субъектовых властей. Именно в региональный бюджет идут собранные камерами в виде штрафов деньги. Ну и кто, как не мэр или губернатор, в первую очередь заинтересован в том, чтобы на дорогах вверенной ему территории был порядок?
Почему водителей не предупредили?
В упрек правительству Москвы было поставлено то, что об установке новых камер люди узнали только из «писем счастья». Однако каким-либо образом предупреждать население о внедрении новых технологий законодательство не обязывает.
Достаточно того, что зона автоматического контроля обозначена специальной табличкой и (или) дорожной разметкой с изображением фотокамеры. Стандарты, регламентирующие требования к камерам и их размещению, носят добровольный характер, а потому, даже если отступления от них имели место, поставить это в упрек властям города не получится. В том, что «Стрит Фалькон» (так называется новая система) установленным образом сертифицирован и поверен, как того требует от технических средств измерения закон, можно не сомневаться.
10 секунд – уже остановка?
С точки зрения квалификации самого правонарушения тоже все четко: Правила дорожного движения понимают под остановкой, как следует из определения, любое преднамеренное прекращение движения транспортного средства. Иными словами, если вы остановились в зоне действия запрещающего знака хотя бы на одну секунду, этого уже достаточно, чтобы оштрафовать.
А как же инвалиды?
Радетели за права автомобилистов сразу вспомнили про инвалидов и родителей с детьми, которые из-за внедрения «Стрит Фалькона» теперь не могут из-за гарантированно оформляющегося штрафа высадиться у любимого ресторана, а таксисты рискуют остаться без работы. Но почему никто не думает о тех же категориях граждан в тот момент, когда они вынуждены часами простаивать в пробках из-за того, что кто-то решил удовлетворить свои интересы за счет других, остановившись под знаком? Не будем затевать разговор о том, насколько политика столичных властей по выживанию личного транспорта из города соответствует интересам жителей и гостей. Однако нельзя не принять как факт, что условия движения по центральным улицам сегодня таковы, что остановившийся автомобиль способен застопорить движение десятков, если не сотен других машин. Раз остановка запрещена, нет смысла рассуждать, запрещена она на 10 секунд или на 10 минут. Надо просто проехать дальше и найти место, где ваша машина не будет создавать проблемы другим. По большому счету, каждый водитель просто должен соблюдать ПДД независимо от того, как он относится к ним вообще и к их отдельным запретам в частности.
Фотографируют два раза
Для привлечения водителя к ответственности за нарушение требования знака, запрещающего стоянку, а также неоплату парковки власти применяют алгоритм двукратного фотографирования машины нарушителя. Передвижной комплекс фотофиксации проезжает мимо машины дважды, с интервалом в 10 – 15 минут. Так на платной парковке водителю дают время осуществить оплату. А еще повторный кадр нужен для того, чтобы убедиться, что машина действительно находится на стоянке, а не остановилась. Ведь ПДД проводят четкую границу между понятиями «остановка» и «стоянка»: остановкой считается то, что длится до 5 минут, а стоянка – все, что дольше. Однако остановка может длиться и бесконечно долго, если она связана с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства. Не забывайте это правило – сбережете нервы и деньги.
Фото: Зыков Кирилл, Киселев Сергей/Агентство городских новостей «Москва»; Евгений Гурко, Александр Миридонов/Коммерсантъ/Fotodom.ru
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl