Право
Стоп, машина?
Работать водителем с иностранными правами с 1 июня запретили. Что теперь происходит с общественным транспортом?
Еще в первый день лета вступила в силу поправка в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», запретившая работать водителями иностранцам, не имеющим российских водительских удостоверений. Дословно норма закона звучит так: «Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами».
Сегодня в крупных городах европейской части России более половины водителей, занятых в профессиональных перевозках, – гастарбайтеры. Уровень аварийности среди них выше, чем у россиян, причем наблюдается тенденция к его росту. Отчасти причина в том, что во многих странах ближнего зарубежья, граждане которого составляют основной контингент водителей, кумовство и коррупция превратили главный водительский документ в предмет открытой торговли. Главным образом, это касается государств, граничащих с южными рубежами нашей страны. Кстати, еще одна характерная особенность азиатского контингента – распространение наркомании, выявить которую, увы, не всегда удается.
В этой связи законодатель и решил предпринять меры, чтобы хотя бы каким-то образом обезопасить наши дороги. Теперь для получения российского водительского удостоверения взамен своего национального иностранцу придется продемонстрировать знание ПДД, а также навыки управления автомобилем – сдать теоретический и практический экзамены. Одновременно необходимо предъявить медицинскую справку, полученную в России. Это позволит не допустить на дороги людей с критически важными проблемами со здоровьем. Собственно, отличие от регламента, установленного для первичного получения водительского удостоверения россиянином, только одно – владельцу прав, полученных в другой стране, нет необходимости проходить обучение в автошколе.
Обмену подлежат только те иностранные права, которые соответствуют образцу, приведенному в Венской конвенции о дорожном движении, а точнее – в приложении 6 к ней. Если это условие не выполняется, то получить документ российского образца можно лишь на общих основаниях: пройти обучение в автошколе и сдать экзамены в ГИБДД. Замена производится в любом экзаменационном подразделении, но только в пределах того субъекта Российской Федерации, в котором иностранец зарегистрирован по месту пребывания или жительства. Иными словами, если у него есть временная регистрация в Московской области, то он может обратиться в ГИБДД Чехова, Люберец, Подольска или любого другого удобного для него подмосковного города, в котором есть экзаменационное отделение.
Если в иностранных правах открыты несколько категорий, то практический экзамен будет приниматься по высшей из них. То есть если документ позволяет управлять транспортными средствами категорий В, С и D, то экзамен примут на автобусе (категория D), а остальные категории проставят автоматически. Правда, необходимо, чтобы все эти категории были подтверждены и медицинской справкой. В противном случае в российском удостоверении откроют только те категории, которые разрешили медики. После получения российского документа иностранные права возвращают водителю. Если, предвидя масштаб стоящей перед ним проблемы, водитель решит не менять иностранные права и продолжить работать с ними, российской дорожной полицией и правосудием он будет приравнен к лицам, вообще не имеющим права управления. Для таковых статья 12.7 КоАП РФ предусматривает штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей. Что эта сумма значит для гастарбайтера, объяснять не надо.
В заключение еще раз подчеркнем, что речь идет только о профессиональных водителях, работающих в России. Тем же, кто везет груз или пассажиров из другой страны, в том числе проезжая территорию России транзитом, равно как и управляет здесь личным автомобилем для собственных нужд, достаточно своего национального водительского удостоверения, соответствующего требованиям Венской конвенции. Если документ международному стандарту не соответствует, выходом из ситуации будет предъявление прав вместе с их заверенным переводом на русский язык.
Лобби бессильно
Примечательно, что поправка в закон «О безопасности дорожного движения», запретившая водителям работать без российских прав, была принята еще 4 года назад, и с тех пор введение ее в действие переносилось дважды. Были попытки сделать это и в третий раз, но теперь лоббистам от крупных автоперевозчиков продавить очередную отсрочку не удалось. В КоАПе (статья 12.31.1) предусмотрена ответственность должностных лиц автопредприятий, выпустивших на линию шофера без российских прав. Штраф нешуточный – 50 тысяч рублей. Но даже не наказание вызывает праведный гнев бизнесменов от автоперевозок, а сама невозможность больше экономить на рабочей силе. Водитель-россиянин «стоит» работодателю в 2-3 раза дороже аналогичного по квалификации иностранца из ближнего зарубежья. Есть за что побороться. Однако многие крупные автопредприятия, понимая, что бесконечно откладывать нововведение не получится, пошли другим путем: заранее организовали получение своими сотрудниками-иностранцами российских прав, для чего дополнительно подготовили их и «за ручку» отвели в ГИБДД на переэкзаменовку.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl