Право
Правила поведения
На смену уже хорошо знакомому автомобилистам 185-му приказу пришел новый регламент работы ДПС. Чем это грозит простым участникам движения?
Автообщественность намедни изрядно пошумела в связи с вступлением в силу 20 октября новой «библии» ДПС – административного регламента исполнения Министерством внутренних дел государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения. Приказ был подписан Владимиром Колокольцевым еще в августе, но зарегистрировали его в Министерстве юстиции только полтора месяца спустя. Хотя этот документ действительно касается исключительно правил поведения инспектора ДПС, интерес к нему у общественности не праздный.
Особо пытливые автомобилисты отметили отсутствие в регламенте существовавшего ранее запрета инспектору ДПС препятствовать его съемке на камеру участника движения. Те, кто захотел увидеть в этом очередной шаг к полицейскому тоталитаризму, его увидели. Но право снимать сотрудника полиции гарантировано целым рядом правовых актов высшей юридической силы, начиная с Конституции, поэтому в ведомственной регламентации просто не нуждается. Иными словами, если у вас есть желание снимать инспектора и его, по вашему мнению, неподобающее поведение, снимайте – запретить делать это сотрудник не вправе.
Про ушедшее из регламента требование останавливать машины для проверки документов у водителя исключительно на стационарных постах, говорить начали еще тогда, когда документ был представлен общественности в виде проекта. Но ведь и в прежней редакции документа у ДПС был целый список причин, включая внутренние ориентировки, по которым можно было остановить водителя для проверки документов. Если надо было остановить, то останавливали. Сейчас же этот запрет и подавно потерял всякий смысл, ведь стационарных постов почти не осталось и, если строго следовать старому правилу, реальной возможности преградить путь, скажем, пьяному водителю, если он на глазах инспектора ничего не нарушает, не было.
Еще одно нововведение предоставило возможность осуществлять контроль за соблюдением ПДД в зоне действия временных знаков в местах проведения дорожных работ. В прежнем регламенте такой запрет был, хотя, строго говоря, на гражданские органы региональной власти, которые и являются хозяевами всех стационарных камер, он не распространялся. Автовладельцы переживают, что ГИБДД теперь будет по собственному усмотрению ставить запрещающие знаки и тут же – треногу с камерой. На самом деле это не так: во-первых, ГИБДД знаки не ставит (это прерогатива исключительно владельца дороги). Во-вторых, обязанность устранять наличие «неправильных» знаков тем же регламентом вменена в обязанность инспектору ДПС, отвечающему за соответствующий участок дороги. Следовательно, если вы оказались на отрезке дороги, где ремонт закончен, ограничивающие знаки не демонтировали, а ДПС поставило камеру и «ловит рыбку в мутной воде», – смело обращайтесь в надзорный орган (прокуратуру) с жалобой и на ГИБДД, и на дорожников. Ну и не забываем, что требования временных знаков, особенно если они установлены правомерно, надо соблюдать точно так же, как и постоянных.
А вот о чем точно не помешает помнить законопослушным водителям, так это об обязанности инспектора общаться с водителем под присмотром переносного или установленного в патрульном автомобиле видеорегистратора. Поэтому, если вы не собираетесь предлагать взятку и не хотите, чтобы ее у вас вымогали, напомните забывчивому инспектору о норме регламента. Достоверно установить, видит ли вас объектив и работает ли регистратор, практически невозможно, но если при проверке вашей жалобы на инспектора окажется, что видеозапись спорного момента отсутствует, ничего хорошего сотруднику это не сулит. Желающие ознакомиться с текстом административного регламента могут без труда найти его в Интернете, введя в поисковик реквизиты «приказ МВД России от 23 августа 2017 года № 664».
Осторожно, видеорегистратор!
Не забывайте, что видеорегистраторы, которыми министр внутренних дел приказал оборудовать весь патрульный транспорт ГИБДД, это «оружие» обоюдоострое. С одной стороны, электроника не позволит инспектору, по крайней мере, в явной форме требовать с водителя взятку или иным образом нарушать его права, а заодно и свои обязанности. Но с другой стороны, и ваши поползновения на неформальное урегулирование инцидента, будучи записанными на карту памяти регистратора, становятся трудноопровержимыми доказательствами вашей вины в даче взятки. Принципиальный инспектор не только не возьмет деньги, но и согласно все тому же регламенту и, что важнее, по закону обязан задержать вас по подозрению в совершении преступления, предусмотренного статьей 291 УК РФ «Дача взятки». Далее с вами будут общаться уже представители других служб, от чего вовсе не легче. Не забывайте этот немаловажный момент, задумывая альтернативную форму решения вопроса в процессе разговора с инспектором в машине или в другом месте под присмотром видеорегистратора.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl