Неприкасаемые
Российские законы выделяют целый список лиц, которых нельзя никак наказать за нарушение ПДД – даже грубое. И среди них не только те, кто занимает высшие руководящие посты в стране...
Конституция провозглашает равенство всех перед законом. Но мы-то знаем, что по факту равны далеко не все, и далеко не перед каждым законом. Дорожное движение – не исключение. По-прежнему, есть категория лиц, которым «закон не писан». Справедливости ради, это не всегда плохо. Иммунитет от привлечения к ответственности есть у отдельных категорий должностных лиц и граждан в силу другого закона или международных договоренностей. Кто же на наших дорогах отнесен к неприкасаемым?
Судьям ПДД не писаны
Вольготнее всего себя чувствует, конечно, президент страны. На своей «Ниве» он в принципе может нарушать все мыслимые правила движения без каких-либо последствий, поскольку Конституция запрещает его даже штрафовать. За ним следуют прокуроры и с недавних пор – судьи всех рангов, которым закон дает определенные привилегии ради обеспечения их независимости. Считается, что, используя свои полномочия по привлечению к ответственности и применению обеспечительных мер, поднадзорный орган власти может влиять на деятельность прокуратуры или суда.
Поэтому за нарушение правил движения прокурорам и судьям грозит лишь взбучка от руководства. Да и то если полиция удосужится передать соответствующие документы, как того требует закон.
Если инспектор ДПС останавливает водителя из числа прокуроров или судей и видит, что он «лыка не вяжет», то его нельзя даже направить на освидетельствование на состояние опьянения. В лучшем случае инспектор просто встанет у него на пути, чтобы не дать продолжить движение, а в худшем – отойдет в сторону, разумно предпочитая не связываться.
Сенаторов – штрафуют
А вот депутаты Госдумы и сенаторы Совфеда, вопреки бытующему мнению, от наказания за нарушения ПДД вовсе не застрахованы. В отношении них нельзя применять некоторые обеспечительные меры, такие как задержание и личный досмотр. Но оштрафовать их вовсе не возбраняется, в том числе если они попались в объектив камеры, следящей за порядком на дороге – «письмо счастья» настигнет, невзирая на ранги и звания. Более того, законодателей можно отстранять от управления транспортным средством, направлять на «продувку» на предмет употребления алкоголя. То же относится и к зарегистрированным кандидатам в президенты и депутаты, уполномоченному по правам человека, членам избирательных комиссий.
Дипломата не трожь!
Еще одна категория относительно неприкасаемых водителей – это дипломаты и сотрудники консульских учреждений. Об этом государства договорились уже давно и стараются этим договоренностям следовать. Теоретически в отношении иностранцев, защищенных иммунитетом, можно даже вынести постановление о привлечении к ответственности, но вот потребовать оплаты штрафа вряд ли получится.
Как и в случае с судьей или прокурором, остановив пьяного дипломата, инспектор ДПС вправе лишь прекратить движение автомобиля, но ни направить водителя на освидетельствование, ни задержать транспортное средство он не может. Впрочем, в отношении дипломатов и консульских сотрудников стран, с которыми у нас не складываются двусторонние отношения, эти меры применять все же можно. «Отмашку» для использования этого инструмента политического давления даст Министерство иностранных дел.
А вот что нельзя делать ни при каких условиях, так это задерживать иностранцев, пользующихся иммунитетами, осуществлять досмотр – личный и их вещей, изымать какое-либо имущество, включая документы.
Не хотят связываться?
Увы, все написанное выше – по большей части теория. В жизни же простой инспектор ДПС старается не связываться ни с кем из власть имущих в принципе, поскольку последствия проявления принципиальности могут быть для полицейского весьма плачевными: от вызова «на ковер» к руководству вплоть до увольнения по отрицательным мотивам.
Поэтому-то так часто и депутатские «корочки», и удостоверения сотрудников органов власти и силовых структур открывают дорогу нарушителям и просто дорожным хамам. Стоит ли удивляться, что будучи уверенными и каждый раз только укрепляясь в осознании собственной безнаказанности, они регулярно становятся героями хроники происшествий?
Пьяные аварии, разборки с полицией и другими участниками движения – все это мы видим в исполнении представителей власти почти каждый день. Мало того, что они то и дело сами попадают в аварии и провоцируют конфликтные ситуации, так еще и деструктивно влияют на других участников движения. Не это ли ответ на вопрос, почему так себя ведет и откуда берется пресловутая «золотая молодежь»?
Наказание не для всех
Кодексом об административных правонарушениях оговорены категории граждан, к которым нельзя применять некоторые виды наказаний. Например, судьям запрещено лишать права управления транспортным средством водителей, которые пользуются автомобилем в связи с инвалидностью. Правда, это не касается наиболее грубых нарушений Правил дорожного движения, таких как управление в состоянии опьянения, выезд на встречную полосу или серьезное превышение установленного лимита скорости. Считается, что на такие нарушения водитель идет исключительно сознательно, поэтому даже инвалидность не может служить водителю оправданием. Административный арест, продолжительность которого может достигать 15 суток, не грозит беременным, а также женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, тем, кто не достиг 18-летнего возраста, инвалидам I и II групп. Нельзя подвергать аресту и военнослужащих, и прочих служивых, носящих на плечах погоны.
Фото: Алексей Никольский/РИА Новости; Nikolay Gyngazov/Global Look Press
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl