Система стабилизации – важная составляющая комплекса активной безопасности. Настолько, что некоторые производители делают ее неотключаемой. К примеру, у Lada XRay соответствующая кнопка появилась недавно, и то – по многочисленным просьбам клиентов. Чем же руководствуются автокомпании при подборе настроек?

АвтоМирАвто

Техника

Контроль – постоянный

Система стабилизации – важная составляющая комплекса активной безопасности. Настолько, что некоторые производители делают ее неотключаемой. К примеру, у Lada XRay соответствующая кнопка появилась недавно, и то – по многочисленным просьбам клиентов. Чем же руководствуются автокомпании при подборе настроек?

Никто не спорит, что система стабилизации – производители дают им разные названия, но мы, ради краткости, будем использовать привычную аббревиатуру ESP, внедренную немецкой фирмой Bosch, – внесла в обеспечение активной безопасности даже больший вклад, чем когда-то АБС. Она появилась в середине 90-х, и за 20 лет помогла избежать огромного количества аварий: вылетов с дороги, разворотов и прочих последствий потери управления. Не система, а ангел-хранитель, готовый прийти на помощь в любой момент. И когда в ноябре 2014 года ее наличие на всех новых автомобилях, продаваемых в Европе, стало обязательным, никто даже не подумал возразить.

Разные мнения

Другое дело, что ни сами автопроизводители, ни автомобильные фанаты никак не могут договориться, как систему настраивать. Одни настаивают, что она должна работать постоянно и в любых ситуациях. Вторые предпочитают иметь возможность ее отключить и предлагают делегировать право выбора водителю. Третьи хотели бы, чтобы отключалась не система в целом, а только одна ее функция – контроль тяги (что разумно, например, когда надо выехать из заснеженного двора). Четвертые уверяют, что деактивированная система должна автоматически включаться, когда водитель нажимает на тормоз либо когда крен или рысканье превысят определенный предел, поскольку это явные симптомы потери контроля над автомобилем. Спор продолжается непрерывно. И победителей в нем быть не может, ведь у каждого свое обоснованное мнение.

Полное отключение

У «немцев» подход более свободный или, если хотите, менее осторожный: право решать отдано водителю. BMW, например, предусматривает возможность полного отключения электроники не только на модификациях M (чего, собственно, и следовало ожидать), но даже на мирном и спокойном 214 Active Tourer с 95-сильным турбодизелем, который летящим по гоночной трассе не только увидеть, а даже вообразить трудно. Единственное исключение баварцы сделали для электромобиля i3. Как следует из таблицы, приведенной на следующем развороте, автопроизводители, которые предпочитают переложить окончательный выбор на плечи водителя, пусть и со всякими оговорками, составляют абсолютное большинство. Дело доходит до курьезов.

У Volvo, например, всегда есть кнопка (или функция бортового компьютера), которая называется ESC OFF. При этом она отнюдь не отключает систему стабилизации, а всего лишь отодвигает порог ее вмешательства. То есть система продолжает работать и всегда готова одернуть автомобиль, если в повороте тот начнет скользить. Выбор вполне логичный, хотя чтобы разобраться, как именно работает кнопка ESC OFF, придется вчитываться в руководство по эксплуатации.

Кнопка отключения системы контроля устойчивости (ESC) и противобуксовочной системы ставится на Lada XRay с конца сентября. Ею можно оснастить и ранее выпущенные машины – у дилера. «Электронные помощники» можно деактивировать на скорости до 50 км/ч. Поедете быстрее – они автоматически включатся

Чувство опасности

Как бы то ни было, в поведении автопроизводителей проглядывает определенная осторожность, они понимают, что лучше не идти на поводу у доморощенных пилотов, иначе можно оказаться в суде. Именно поэтому руководства по эксплуатации пестрят предупреждениями об опасностях, которые несет в себе частичное или полное отключение ESP: все стремятся дать клиентам максимум информации и избежать ненужных обвинений, которые могут стоить слишком дорого.

Система стабилизации «по умолчанию» постоянно пребывает в состоянии боевой готовности. Но, если не нарушать ПДД, сработать она может разве что на совсем скользкой обледенелой дороге...

В принципе, чувство осторожности и здравый смысл должны подсказать, что отказываться от бесценной в плане безопасности системы не следует. Тем более, если не нарушать ПДД, ESP может сработать разве что на скользкой дороге или в экстренной ситуации. Отключать систему стабилизации долгим нажатием кнопки ESP/ESC (если такая возможность предусмотрена) позволительно только на специально оборудованных закрытых гоночных трассах, где рисковать относительно безопасно. Только и исключительно на треке можно пробовать, насколько работа системы в целом и изменение порога ее срабатывания в частности влияют на поведение автомобиля.

Текст: Сергей Акритов
Фото: АвтоВАЗ, Volvo, Mercedes-Benz

Во главе угла – тормоза

Система стабилизации представляет собой развитие антиблокировочной системы. Два дополнительных датчика – один отслеживает угол поворота рулевого колеса, другой регистрирует значение поперечного ускорения и угол рыскания, то есть вращения автомобиля вокруг воображаемой вертикальной оси – помогают определить, следует ли автомобиль траектории, заданной водителем, уходит ли в занос (левый рисунок) или в снос. В случае заноса ESP ограничивает мощность двигателя и дает АБС команду притормозить внешнее переднее колесо, а возникающая при этом сила создает момент, который стабилизирует автомобиль (правый рисунок). При сносе система действует похожим образом, только подтормаживается внутреннее заднее колесо.

Основные компоненты

Автомобили с ESP оснащены также АБС и противобуксовочной системой. Гидроагрегат по команде блока управления способен изменять давление на каждом из тормозных механизмов. Бесконтактные датчики измеряют скорость вращения колес. Отдельный датчик отслеживает угол поворота рулевого колеса. Еще один – регистрирует вращение вокруг вертикальной оси и боковое ускорение. Блок ESP при необходимости может отдать команду на снижение тяги мотора.

Никакого единодушия

Отключать ли ESP? Мнения технических специалистов ведущих европейских автокомпаний в этом вопросе часто разнятся.

«Это имеет смысл только на треке, где предусмотрено все, что должно гарантировать безопасность. Так что не знаю, зачем это нужно, если автомобиль однозначно на треке не появится», – говорит руководитель технического департамента Alfa Romeo Роберто Федели. «Лично я считаю, что разрешать клиенту слишком глубоко копаться в настройках неправильно. Все эти ручки, позволяющие выбирать разные варианты, только путают водителя», – добавляет он.

Peugeot, как и Alfa, дает полную свободу только водителям самых динамичных модификаций, но не лишает возможности отключить ESP и остальных – на скорости до 50 км/ч. Французы утверждают, что за счет этого они гарантируют тягу в сложных условиях, например, на снегу. Однако на новых моделях (кроме спорткаров) предусмотрят только отключение контроля тяги, ESP будет работать постоянно.

BMW придерживается более демократичного подхода: «В плане обеспечения устойчивости электроника важнее всего, – говорит Йос ван Ас, отвечающий в концерне за то, чтобы динамика автомобилей соответствовала ожиданиям клиентов. – Но нам важно гарантировать водителю еще и высокие характеристики, и в целом удовольствие от управления автомобилем. Так что мы всегда предлагаем три варианта, а окончательное решение с учетом реальных условий принимает водитель».

Той же философии придерживается технический департамент Jaguar: «В определенных условиях – например, на гоночной трассе или когда сцепные свойства покрытия низки – отключение системы или корректировка алгоритма ее работы позволяет достичь лучших результатов. Если водитель хочет, мы даем ему такую возможность. Правда, отключать ESP мы не рекомендуем, а если он это сделает, на щитке приборов появится соответствующее предупреждение». В общем, до единодушия пока далеко.

Кто самый смелый?

Почти у всех моделей есть кнопка, теоретически позволяющая деактивировать ESP. В реальности же разные автомобили на ее нажатие реагируют по-разному. Вариантов много: от отключения контроля тяги (чтобы на скользкой дороге колеса начинали буксовать – так проще тронуться с места) до полного исключения электроники. А между двумя крайними решениями – несколько промежуточных. Рассмотрим их все.

Примечания:
1) если срабатывает АБС, ESP автоматически включается, но потом отключается;
2) ESP и контроль тяги отключается только до 50 км/ч, но на C1 и C4 Aircross ограничение отсутствует;
3) на 124 Spider система отключается, но в экстренной ситуации автоматически включается;
4) на Q30 и QX30 система автоматически включается в экстренной ситуации, на Q50 можно задать более высокий порог срабатывания;
5) спортивный режим только для AMG;
6) отключение на скоростях до 50 км/ч;
7) на GT86 режим Sport поднимает порог срабатывания системы;
8) на спортверсиях можно поднять порог срабатывания ESP либо полностью отключить ее, но при нажатии на тормоз она включается;
9) горит надпись ESC Off , но на самом деле просто повышается порог срабатывания системы.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Renault Arkana. В военкомате не ждут Renault Arkana. В военкомате не ждут

Новый автомобиль повышенной проходимости от Renault

АвтоМир
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Трудности электропривода Трудности электропривода

Почему китайцы теснят европейский автопром

Деньги
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Бег по наклонной Бег по наклонной

Мог бы уровень современной науки позволить создать Человека-паука?

Вокруг света
«Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной» «Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной»

В какой момент младенцы начинают хранить тайны лучше шимпанзе

N+1
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
«Когда долго не идут лайки, я думаю, что у меня уже просто шизофрения». Поэтесса Любовь Макаревская о новой книге, дейтингах и стихотворениях «Когда долго не идут лайки, я думаю, что у меня уже просто шизофрения». Поэтесса Любовь Макаревская о новой книге, дейтингах и стихотворениях

Любовь Макаревская о новой книге, молодости, дейтингах и ее стихотворениях

СНОБ
«Лучшими мечтами души мы жили в университетских стенах» «Лучшими мечтами души мы жили в университетских стенах»

Почему Анатолий Кони не стал математиком

Санкт-Петербургский университет
«Есть слово „надо“»: зачем развивать дисциплинированность «Есть слово „надо“»: зачем развивать дисциплинированность

Почему дисциплинированность недооценена и как она помогает нам в жизни

Psychologies
Почему локальные марки парфюма не смогли занять рынок после ухода иностранных игроков Почему локальные марки парфюма не смогли занять рынок после ухода иностранных игроков

Почему отечественные компании не смогли занять освободившееся место в парфюмерии

Forbes
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
Как получать магний из продуктов питания Как получать магний из продуктов питания

Магний — еще один важный элемент для здоровья ваших костей. Как его получать?

ТехИнсайдер
Человек в темной комнате Человек в темной комнате

Как Леонардо Ди Каприо оказался последней голливудской звездой

Weekend
Девочка созрела Девочка созрела

Как помочь дочери принять свое тело и вовремя заметить, если что-то идет не так

Лиза
Есть контакт Есть контакт

Певец и продюсер ELMAN о музыке в его жизни и его жизни в музыке

Men Today
Дама и осьминоги: как Жанна Вильпре-Пауэр придумала аквариумы и исследовала моллюсков Дама и осьминоги: как Жанна Вильпре-Пауэр придумала аквариумы и исследовала моллюсков

Жанна Вильпре-Пауэр провела детство в глубинке, но связала свою жизнь с морем

Forbes
Внутри рубина лазерный луч может отбрасывать тень при облучении другим лазером Внутри рубина лазерный луч может отбрасывать тень при облучении другим лазером

Световые мечи из «Звездных войнов» — не просто фантастика

ТехИнсайдер
Стремящаяся вверх Стремящаяся вверх

Евгения Леонтьева — альпинистка и спортивный фотограф

Отдых в России
3 запроса о здоровом образе жизни 3 запроса о здоровом образе жизни

Что мешает нам поддерживать здоровый образ жизни?

Здоровье
Наука о счастье: какой может быть хэппиномика Наука о счастье: какой может быть хэппиномика

Какой может быть наука о счастье и что она способна дать человечеству?

Forbes
Как следует поменять уход за ногтями зимой: 10 полезных советов Как следует поменять уход за ногтями зимой: 10 полезных советов

Знаешь ли ты, что в холодное время года ногтям нужна дополнительная помощь?

VOICE
Пойти по следу Пойти по следу

Как избавиться от пигментации и последствий акне

Лиза
Тернистый путь электрокара: когда мир откажется от бензиновых двигателей Тернистый путь электрокара: когда мир откажется от бензиновых двигателей

Смогут ли торговые войны замедлить распространение электромобилей?

Forbes
Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака? Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака?

Успевают ли семейные отношения за стремительно меняющимся миром?

Правила жизни
Музей целой Вселенной Музей целой Вселенной

Кирхерианум: что общего у ордена иезуитов и интерактивного музея

Вокруг света
Дальнобойщики 2:0 Дальнобойщики 2:0

Страшно ли ехать в кабине беспилотного грузовика?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении