Потребитель сложил все яйца в свою корзину
Рост цен стал для покупателей сигналом возможного дефицита
Долгое время российское производство яйца стагнировало: на рынке наблюдался баланс спроса и предложения. Однако с осени прошлого года потребительские цены на этот один из самых доступных животных белков пошли вверх, и в декабре разница с показателем за аналогичный месяц 2022-го превышала 60 %. В правительстве объясняли такой «взлет» ажиотажным спросом вследствие увеличившихся доходов и призывали птицефабрики наращивать производство. Растущие затраты и дорогие кредиты сдерживают инвесторов от вложений, а решение государства по обнулению пошлины на импортные яйца еще больше сбивает аграриев с толку.
В прошлом году куриные яйца стали одним из лидеров по удорожанию среди продуктов питания в рознице — согласно данным Росстата, их стоимость в декабре 2023 года была на 61 % больше, чем в том же месяце 2022-го, тогда как общее увеличение цен на продовольствие за этот период составило менее 9 %. При этом только в декабре по отношению к ноябрю яйца подорожали сразу на 18,2 %. Прирост же цены в рознице в среднем за 11 месяцев 2023-го в сравнении с таким же периодом годом ранее составил 8,7 %. Сопоставимо за это время поднялась стоимость мороженой рыбы (на 8,6 %) и кур (на 7 %), подорожали плодоовощная (на 5,8 %) и молочная (почти на 3 %) продукция, а также хлеб (на 4,6 %). Однако именно куриные яйца были в топе новостей многих СМИ последние три месяца. А президент Владимир Путин во время подведения итогов года даже принес извинения за рост цен на них. Объяснял он его «сбоем в работе правительства», которое «вовремя не открыло импорт пошире», а также более активным спросом на фоне повышения доходов и зарплат населения. «Спрос увеличился, а производство — нет», — отмечал президент.
Из данных Росстата следует, что спрос на яйца в стране в течение года сезонно менялся, так же как обычно. Если же сравнивать показатели 2023-го с цифрами 2022-го, то по итогам I квартала продажи данного продукта в розничной торговле (без субъектов малого предпринимательства) выросли на 1,8 %, за шесть месяцев — на 5,5 %, а за три квартала — на 2,8 %. Но и объем выпуска яйца за эти периоды увеличился — на 3,9, 2,5 и 1,7 % соответственно. Так что прирост спроса хотя и был больше прибавки производства, но совсем ненамного. К слову, такая ситуация периодически складывается и в других продовольственных сегментах и не является чем-то исключительным.
По итогам 12 месяцев завершившегося года объем выпуска столового яйца увеличился на 1,5 %, сообщает президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев. И это несмотря на то, что в результате вспышек гриппа птиц на трех птицефабриках было уничтожено поголовье и приостановлено производство, акцентирует внимание он: другие предприятия смогли компенсировать выпавшие объемы и даже немного увеличить их в целом по сравнению с предыдущим показателем. На конец декабря производство данного белкового продукта в стране достигло 46,2–46,3 млрд шт., следует из данных Национальной мясной ассоциации (НМА).
Опрошенные «Агроинвестором» компании сообщают, что производство не сокращали, хотя и цели значительно его расширить у них не было. Так, выпуск яйца на птицефабрике «Синявинская» (Ленинградская область) по итогам 2023 года превысил 1,6 млрд шт. «Это примерно на несколько сотен тысяч яиц больше, чем в 2022-м, — уточняет советник гендиректора предприятия Артур Холдоенко. — Но это скорее не прирост, а статистическая погрешность».
Совокупный объем производства яйца на четырех птицефабриках группы «Таврос» (расположены в Башкортостане, Кировской, Ленинградской областях и Пермском крае) составил 1,76 млрд шт. В рамках реализации стратегии развития и диверсификации производственной деятельности компания инвестирует в сегмент столового яйца с 2022 года, отмечает директор кластера «Яйцо» холдинга Андрей Козлитин.
«Агрокомплекс» им. Н. И. Ткачева выпускает заметно меньшие объемы: по итогам 12 месяцев прошлого года — около 160 млн шт. товарного яйца. Однако компания сохранила стабильную динамику производства, полностью выполнив план, делится заместитель гендиректора агрохолдинга Андрей Пусько.
Без паники не обошлось
Согласно информации Agrifood Strategies, к концу 2023 года средняя отпускная цена предприятий за десяток яиц категории С1 составляла 84 руб. Годом ранее в это же время продукт стоил в районе 60 руб., в 2021-м — 65 руб., перечисляет Давлеев. «Прирост в цене в 2023-м относительно 2022-го составил 30 %, — признает он. — Но и себестоимость производства яйца была в позапрошлом году гораздо ниже, чем в прошлом». Если из этой разницы вычесть увеличение затрат (в 2023-м оно достигло 15–20 %), то корректировка на инфляционный компонент составит в удорожании самого яйца не более 20 %, подсчитал эксперт.
С начала января, как и ожидалось, стоимость яйца начала опускаться. «Закончился салатный сезон, и все стало возвращаться на круги своя», — поясняет Давлеев. Как минимум до конца февраля понижательная тенденция сохранится, если на яичных птицефабриках не будет вспышек гриппа птиц, акцентирует внимание эксперт. От этого никто не застрахован: так, уже в начале текущего года очаг заболевания обнаружен на «Владимирской» птицефабрике в Астраханской области, которая выпускала около 350 млн яиц в год. Восстановление производства после карантинных мероприятий может продлиться до начала 2025-го.
Весной цены на яйцо, вероятно, стабилизируются на среднегодовом уровне, а в начале мая, за неделю перед Пасхой, снова вырастут, после чего опять будут опускаться и к середине июня снизятся вдвое от майского пика, прогнозирует Давлеев. Насколько фактор данного религиозного праздника повысит стоимость яйца в этом году, он сказать затрудняется. «Возможно, будет превышение спроса над предложением, но не такое значительное, как перед Новым годом, — полагает он. — Россия — страна многоэтническая, в ней живут представители разных конфессий — далеко не все будут закупать и красить яйца перед Пасхой».
Зампред правления ассоциации «Руспродсоюз » Дмитрий Леонов напоминает, что летом прошлого года сети вынуждали птицеводов продавать яйцо ниже себестоимости, что привело к переориентированию некоторых птицефабрик на производство куриного мяса и к дефициту объема яйца. На середину января сетевые биржевые торги показывают гораздо более комфортные для поставщиков цены, чем летом 2023-го, знает эксперт.
Группа «Таврос» весь объем производимой продукции отгружает в сетевые магазины. Для холдинга это основной канал сбыта на протяжении последних нескольких лет, при этом около 50 % яиц, выпускаемых птицефабриками компании, поставляется по долгосрочным контрактам, уточняет Козлитин. «Цены на яйцо имеют ярко выраженную сезонность с пиковыми значениями на Пасху и Новый год, летом традиционно снижаются, — напоминает он. — В 2023 году ценовая конъюнктура была нетипичная, начиная с лета яйцо стоило дороже, чем в предыдущие годы, что обусловлено преимущественно ростом доходов определенных слоев населения и повышением спроса на данный продукт».
Птицефабрика «Синявинская» реализует по долгосрочным контрактам 85 % яйца. Предприятие работает со всеми федеральными и региональными торговыми сетями, делится Артур Холдоенко. Он напоминает, что в розничной цене зачастую большую долю занимает наценка самих ритейлеров — не менее 30 %, а нередко и до 50–60 %. Например, в одну сеть компания недавно отгружала яйцо категории С0 по 80 руб./дес., а на полке оно было представлено по 140 руб./дес. Исключение — специальные акции ритейла, тогда наценки не превышают 6–8 %. «Однако у торговли своя ситуация — там доля долгосрочных контрактов значительно меньше, чем, скажем, у нашей птицефабрики, и составляет 25–30 %, — рассказывает спикер. — Остальной объем сети закупают на спотовых торгах, где в конце декабря яйцо С0 стоило 200 руб./дес.». И предприятия, работающие не по долгосрочным контрактам, зарабатывают с такими ценами очень много, дополняет он.
Рост стоимости яиц связан с увеличившимся спросом на них, а также с проблемой неотрегулированных взаимоотношений торговли с птицеводческими предприятиями, комментирует гендиректор Росптицесоюза Галина Бобылева. Свою роль сыграли и СМИ, нагнетавшие панику, говоря о дефиците этого продукта.
Тем не менее даже на пике цен пищевое яйцо оставалось одним из самых экономически доступных источников животного белка и было востребовано у потребителей, обращает внимание глава НМА Сергей Юшин. «Полноценный завтрак из двух яиц и сосиски с кофе дома обойдется примерно в 40 руб., что в несколько раз дешевле чашки кофе из средней кофейни, а стоимость десятка яиц сопоставима с ценой двух йогуртов или нескольких огурцов, — приводит примеры он. — Другое дело, что наши соотечественники привыкли покупать яйца за 70 руб./дес.». Даже когда цены на яйца поднялись, потребители от них не отказались, что явно свидетельствует о том, что это все еще вполне доступный продукт и по стоимости более привлекательный, чем овощи, большинство видов рыбы и мяса. «При действительно высоких ценах товар просто перестают покупать, — говорит эксперт. — Например, по этой причине снижается потребление говядины».