Об одной идее Михаила Лермонтова

Знание – силаИстория

Поэт-пророк, или Есть ли у России будущее?

Об одной идее Михаила Лермонтова

Ирина Киселева, Ксения Поташова

Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби. Рисунок М. Ю. Лермонтова. 1837—1838 годы

Провидческий дар Лермонтова отразился во многих его произведениях, и сам поэт обозначал себя как пророка, которому «вечный Судия» открыл знания о человеке и мире. В его произведениях мы можем видеть и сбывшиеся пророческие слова о революции («Настанет год, России черный год, // Когда царей корона упадет…»), и размышления о неосуществленном еще историческом потенциале российского государства. Особенно примечательной представляется диалектика историософских воззрений Лермонтова в связи с осмыслением «восточного вопроса» в аспекте русско-кавказского диалога. Уточнение взаимоотношений социокультурных систем Северного Кавказа, Грузии, русского Кавказа – задача сложная, ее разрешение требует специального научного исследования, которое сейчас проводится коллективом ученых Государственного университета просвещения в рамках реализации проекта «Россия и Кавказ в художественной историософии М.Ю. Лермонтова».

В статье мы коснемся лишь одного произведения Лермонтова, которое при всей своей краткости сфокусировало в себе значимые интенции творчества поэта и позволяет говорить о серьезности его размышлений о восточном вопросе. «У России нет прошедшего: она вся в настоящем и будущем. Сказывается сказка: Еруслан Лазаревич сидел сиднем 20 лет и спал крепко, но на 21 году проснулся от тяжелого сна. И встал и пошел и встретил он тридцать семь Королей и 70 богатырей и побил их и сел над ними царствовать». Эта образная идея была сформулирована Лермонтовым в записной книжке, подаренной ему князем В.Ф. Одоевским перед самой последней поездкой поэта на Кавказ. За три месяца, предшествующих трагической гибели поэта, в июле 1841 года, он написал в этом блокноте такие шедевры, как «Спор», «Сон», «Утес». «Выхожу один я на дорогу…», «Тамара», «Морская царевна», «Листок» «Пророк», всего 15 произведений, среди которых – и эта пророческая запись. Является ли она замыслом отдельного произведения? Может быть. Но данных об этом нет. Скорее, это образно выраженная законченная мысль о феномене России. Одно ясно: поэта мысль о прошлом, настоящем и будущем России особенно волновала. И волновала именно в связи с событиями, происходившими в то время на Кавказе, которым Лермонтов сам был свидетель. Это события Кавказской войны, в которой вершилась история, в которой Россия укрепляла свои восточные рубежи. Недаром заглавием для цикла произведений, написанных в «Записной книжке…», Лермонтов ставит слово «Восток».

Славный, сильный и храбрый витязь Еруслан Лазаревич едет на Чудо великом Змеи. Лубок

Поэт часто писал черновики карандашом, затем рядом перебелял текст чернилами, временами вносил дополнительную правку. С этой заметкой он поступил особо: чернильный текст дан поверх карандаша, но не совпадает с ним один в один. В черновике текст имеет одну особенность – он отчеркнут с двух сторон, такими подчеркиваниями поэт не обрамляет более ни одного текста из названной тетради. Возможно, так Лермонтов отмечает важность и законченность выраженной им мысли, суть которой просматривается и в других его произведениях, как 1841 года, так и более ранних.

Попробуем системно разобрать построение лермонтовской заметки и ее смысл. Первая фраза лермонтовского текста («У России нет прошедшего: она вся в настоящем и будущем») уже рождает вопросы. На первый взгляд может показаться, что поэт, выстраивая текст по принципу контраста, использует антонимы: прошедшее – настоящее, прошедшее – будущее. Однако, добавляя отрицательную частицу «нет» и тем самым отрицая наличие «прошедшего», поэт «превращает» антоним в своего рода синоним в его уточняющей функции. И при кажущемся эффекте антитезы перед нами предстает риторическое высказывание со значением усиленного утверждения. Обратимся и к значению слова «прошедшее». Мы должны понимать, что настоящий поэт чувствует все тонкости смысловых оттенков слова. А Лермонтов именно таков. Неслучайно он употребляет слово «прошедшее», а не, например, слово «прошлое». Современные словари объясняют значение «прошлого» как того, что «непосредственно предшествует чему-то в последовательности объектов или явлений»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении