При росписи статуй Парфенона художники широко использовали египетский синий

N+1Наука

На скульптурах Парфенона нашли следы инструментальной обработки и сложного цветного орнамента

При росписи статуй художники широко использовали египетский синий

Винера Андреева

74d4a01abaf9399a5d46bd725a0c926c.jpg
Следы египетского синего на одеянии предполагаемой фигуры Дионы (вид сбоку). N + 1; Trustees of the British Museum; Giovanni Verri et al. / Antiquity, 2023

С помощью спектроскопических методов ученые идентифицировали на скульптурах с фронтонов Парфенона и на одном из рельефов с его фриза многочисленные остатки египетского синего ― широко распространенного в древности пигмента. С его помощью одеяния на фигурах божеств были сложно орнаментированы. Кроме того, исследователи нашли на статуях следы обработки с применением разнообразных инструментов. Ее могли применять для имитации фактуры тканей, сообщает статья в журнале Antiquity.

В Древней Греции мраморные скульптуры, как и архитектурные сооружения, расписывали. Однако реконструкция их облика и технологии обработки поверхностей до сих пор сопряжена с трудностями из-за многовековой эрозии, деградации пигментов и ущерба, нанесенного людьми. Он не всегда был преднамеренным: например, в эпоху, когда мраморные античные произведения искусства представлялись первозданно-белоснежными, их интенсивная очистка стирала следы изначального облика.

Скульптурная отделка Парфенона ― не исключение. До недавнего времени многие исследователи полагали, что она не сохранила большей части следов инструментальной обработки. На архитектурных элементах храма ученые выявили и проанализировали остатки полихромного декора, найдены они и на предметах скульптурного оформления. Так, на их поверхности были обнаружены следы египетского синего ― тетрасиликата кальция—меди CaOCuO(SiO2)4, который с древнейших времен получали сплавлением кальцита, кварцевого песка и медьсодержащих минералов (азурита, малахита) с добавлением поташа или поваренной соли в качестве флюса.

0eb48aa0f1689a72d9f2295fda19488a.jpg
a, b) Следы зубила в нижней части предполагаемой статуи Гебы и на скульптурной группе, предположительно изображающей Деметру и Персефону (восточный фронтон); c) Следы зубчатого долота на задней стороне скульптурной группы, предположительно изображающей Диону и Афродиту (восточный фронтон); d) Следы сверления в складках драпировки фигуры Афродиты. Trustees of the British Museum; Giovanni Verri et al. / Antiquity, 2023
4400de0938e46d147b082e71eee42e4e.jpg
Следы сверления: a) на фигуре Деметры; b) на фигуре Дионы; c, d) на фигуре Афродиты. На b, c видны также следы зубчатого долота, на d ― следы обработки рашпилем. Trustees of the British Museum; Giovanni Verri et al. / Antiquity, 2023

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении