Денис Провалов не только альпинист, но и спелеолог с мировым именем

Зеркало МираРепортаж

«Жить нужно на позитиве!»

Так считает наш гость номера, спелеолог и альпинист с мировым именем, спортсмен, преподаватель и профессиональный фотограф – Денис Провалов

Беседу вел Ильдар Бедретдинов

Денис Провалов не только альпинист, но и спелеолог с мировым именем. Расскажи, как все начиналось?

– О, начиналось все достаточно логично и просто, именно так, как это было и есть у всех людей. В детстве мне всегда нравилось ходить в походы. И первые походные мероприятия были вместе с мамой. Мы ходили на лыжах, меня всегда это завораживало и очень нравилось. В дальнейшем хотелось какого-то логического продолжения, чего-то нового, чего-то другого и интересного. Вот так все начиналось.

Евгений Николаевич Горстков, тренер секции бокса, в которой занимался Денис Провалов во Дворце спорта «Крылья советов». smartik.ru

Как и все мальчишки, я был активным, на коньках много катался, в футбол играл с друзьями, в хоккей, ну, конечно, и драться приходилось мальчишками. А тут встретил одноклассников. Они шли записываться в секцию дзюдо. И я к ним присоединился. Нас в дзюдо не приняли, сказали: и без вас народу хватает – тогда мы пошли все на бокс. Потом они отсеялись, а я остался…

Я попал к тренеру Евгению Николаевичу Горсткову. Выдающийся наш тяжеловес, великолепный человек, с которым всегда очень приятно было общаться. И мне занятия боксом очень нравились, это была действительно какая-то очень светлая часть жизни. Хотя вроде бокс – жесткий спорт и не прощает ошибок, но мне действительно нравилось то, чем я занимался.

Тренировка деской спелеосекции. smartik.ru

– Вот ты тринадцать лет занимался боксом – и что случилось, когда ты вдруг увлекся спелеологией?

– Дело в том, что в какой-то момент я понял, что, может быть, уже не смогу показывать результаты, которых от меня ждут. Мне очень нравилось заниматься боксом, тренироваться у выдающегося тренера, и сам я видел себя в будущем тренером.

Всегда будучи на каких-то сборах или соревнованиях, я много читал и таскал с собой различные книги, у меня как у спортсмена всегда было время на восстановление, и я тратил его на чтение. Случайно мне попались книжки по альпинизму, о горах, о том, как шло покорение Гималаев. В Советском Союзе издавался толстый такой ежегодник – «Побежденные вершины», и там было очень много интересных статей по альпинизму. Его я читал с большим удовольствием, взахлеб, можно сказать. И когда я задумался о завершении своей основной деятельности как спортсмена, то решил, что надо пойти и записаться в какое-то общество, где моя спортивная подготовка наверняка пригодилась бы, и, наверное, альпинизм – это самое то…

Гуляя как-то с моим другом по Москве, мы увидели объявление, приглашавшее молодых людей в школу альпинизма. В свердловском районе Москвы мы нашли клуб туристов, там нужная нам секция и была, и мы туда пришли… Открыли дверь, а там сидят симпатичные мальчишки и девчонки, смеются, везде какие-то узлы, веревки, карабины, и все так здорово... И я спросил: «Здесь в горы ходят?» – Мне ответили: «Здесь! Заходи, парень!». И мы записались в секцию и пришли на первую тренировку, которая проходила в парке Сокольники. Потренировались, попрыгали… А мы с товарищем имели очень хорошую спортивную форму и считали себя профессиональными спортсменами и немножко свысока посматривали на ребят, которые занимались в этой секции. Нам показали, как подниматься по закрепленным веревкам, и нас это очаровало, мы стали приезжать на эти тренировки. Тренировки проходили нечасто, не более двух раз в неделю, на одной мы бегали, на другой, обычно в выходные, занимались технической подготовкой со снаряжением. Эта была весна, и все занятия проходили на улице.

А через некоторое время я выяснил, к своему удивлению, что, оказывается, это не секция альпинизма, а секция спелеологии. И тренируются спелеологи примерно так же: бегают и лазят по веревкам и занимаются скалолазанием на каких-то разрушенных строениях из красного кирпича, тогда ведь скалодромов не было в Москве – это был восемьдесят девятый год. Лазили по развалившимся зданиям, хватались за кирпичи да какие-то зацепки, или по веревкам, которые вешались либо на старых вышках, либо на деревьях, например, на Воробьевых горах. Все было очень похоже, и до конца я не осознавал вообще, куда попал. И тут предложили: «Хочешь поехать летом в экспедицию?».

Лагерь Перемычка (1990 м), Дмитрий Федотов и Дмитрий Викарчук

Поехал. И только тогда я понял, в какую секцию мы записались – спелеологическую. В этой экспедиции меня все поразило: лагерь, подземная связь, строгий начальник... Так и затянуло. В спелеологии ты никогда не знаешь, чем все закончится. Можешь только предполагать.

Попав в эту экспедицию, я понял, что в спелеологии есть уникальная возможность для любого из нас участвовать в первопрохождении пещеры, то есть открывать что-то новое и совершать реальные географические открытия. Это, конечно, сильно захватывает, да и потом, команда у нас подобралась классная. Руководил нами известнейший московский спелеолог Александр Петрович Ефремов, а экспедиция наша занималась исследованием пещерной системы (это когда у пещеры несколько входов) имени Владимира Илюхина, на тот момент глубина этой системы была 1240 метров.

Конечно же, участие в этой экспедиции мне очень понравилось, да и коллектив, как я уже сказал, был отличный. В итоге это так сильно меня поразило, что для себя я понял: это та вещь, которой точно стоит заниматься и отдавать себя ей полностью.

О горах мы, конечно, не забывали, так как спелеологи просто обязаны уметь относительно уверенно лазить по скалам, владеть в совершенстве веревочной спелеологической техникой, которая не очень далека от альпинистской. Понятно, что специалист отличит, что многие технические моменты у спелеологов и альпинистов сильно различаются, но для простого обывателя, кажется, это примерно одно и то же.

Олег Климчук, Черный колодец, меандр Улыбка

Спелеология еще вот каким образом пересекается с альпинизмом. Все глубокие пещеры – а меня вообще интересовали и сейчас интересует глубокие пещеры – находятся в горах, причем в относительно высоких, где базовый лагерь экспедиции размещается на высотах 2200–2500 метров, а иногда и выше, например, на массиве Арабика (Западный Кавказ, Абхазия). Как ни крути, прежде чем попасть в пещеру, спелеологам нужно попасть в горы, а дальше они спускаются в пещеры, а альпинисты поднимаются к вершинам. В общем, хотя техника разная, в принципе какие-то общие черты есть.

– Педагогический институт – это осознанный выбор?

– Ну да! Мне вообще всегда нравилось учить детей, и я очень любил водить подрастающее поколение в походы, экспедиции. У меня был очень хороший друг, который преподавал в школе, и я часто приходил и помогал ему.

Первая моя работа – преподаватель физического воспитания в школе № 123, напротив театра имени Маяковского. И кроме обычных учебных часов мы там организовывали различные дополнительные интересные мероприятия для детей. Уже по окончании университета я работал в школе, и мне всегда очень нравилось общаться с детьми. Потом я много лет работал во Дворце творчества детей на Миуссах, возглавлял туристический отдел, был почти настоящим начальником, и мы водили детей в походы, устраивали для них совершенно уникальные мероприятия. Сейчас, по прошествии многих лет, я думаю: «Господи! Как же все было непросто, прежде всего для моей нервной системы, как же я вот так проводил тренировки с большим количеством детей?». Тут с сотрудниками МЧС провожу занятие, стараюсь не больше шести человек в зале на веревках тренировать, иначе это может быть просто опасно, а с детьми мог провести тренировку до пятнадцати человек. И как-то удавалось…

Лед в пещере

Но в этих тренировках, походах и экспедициях мне всегда помогали мои друзья-спелеологи. Они были членами нашей уже сформировавшейся спелеологической команды, и все были вовлечены в этот процесс. Мы работали с детьми и успешно контролировали процесс и общую безопасность, и в этот процесс обеспечения безопасности включали детей.

Школьники следили друг за другом, также помогая и обучая друг друга. Когда мы устраивали детские экспедиции или походы, у нас всегда было много взрослых людей в составе. Например, одиннадцать лет подряд мы организовывали учебные спелеологические сборы для школьников в Крыму на массиве Караби-яйла, в которых дети совершенствовали свои навыки в спелеологии. Вначале дети были новичками, получив опыт, уже следующим летом сами помогали новичкам, а потом они взрослели и руководили младшими, обучали их. Этот процесс обучения мне очень нравился, и если бы была такая возможность, я вернулся бы к этому снова.

– И получились из них спелеологи?

– Да, получились! Причем очень много отличных спелеологов. Я со многими дружу, слежу за их жизнью, и мы очень часто общаемся. Они все уже состоявшиеся люди, но я не могу представить их взрослыми людьми, у некоторых по трое детей, а я иногда с них по-прежнему строго спрашиваю. Меня это даже сильно расстраивает, но ничегошеньки с этим сделать не могу.

Мы часто вместе организовываем экспедиции, тренируемся, встречаемся на каких-либо вечеринках и так далее, и наше общение продолжается.

Входной колодец пещеры New cave

– Звание Учитель года ты получил в 1997 году. Просто так такое звание не получить. Здесь без души никак. Мне кажется, ты очень любишь детей, и они тебя за это уважают.

– Ну, наверное, здесь и то, и другое. Думаю, у нас были такие взаимоотношения, которые позволяли нам уважать друг друга, такие родительско-партнерские, и то, что до сих пор поддерживаются дружеские отношения с бывшими учениками, это приятно.

А вот со званием «Учитель года» все случайно произошло, опять же во Дворце творчества в Миуссах. У нас была строгая завуч Людмила Ивановна, и я как-то к ней пришел подписать какие-то бумажки, а она попросила меня провести открытый урок. Провести открытый урок – это вообще на раз, но тут мне показалось подозрительным, что слишком много важных дяденек и тетенек пришло к нам на урок… Позже, конечно, выяснилось, что, оказывается, это был первый этап конкурса «Учитель года». Я прошел стадию конкурса в нашем Центральном округе и попал на общемосковский конкурс, ну и пошло-поехало. Честно говоря, я думал, что когда-то мне все-таки надо выбраться из этой истории, и ждал того момента, когда «вылечу». Но в 1997 году как-то вот случилось, что я выиграл этот конкурс в Москве в номинации «Дополнительное образование». До сих пор не могу понять, как это случилось. Наверное, жюри действительно удивило, что я рассказывал о чем-то странном и малопонятном, о спелеологии и пещерах, и о том, с каким удовольствием дети занимаются этим.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Человек играющий, или страницы древней истории спорта Человек играющий, или страницы древней истории спорта

Спорт был всегда частью культурной жизни человечества

Зеркало Мира
Почему водители и пилоты сидят слева, а машинисты справа Почему водители и пилоты сидят слева, а машинисты справа

Почему в разных видах транспорта руль расположен с разных сторон?

ТехИнсайдер
План «Б» План «Б»

Истории звезд о казусах во время путешествий по миру

Grazia
Дорогие кости: почему скелеты динозавров и древних существ стоят миллионы долларов Дорогие кости: почему скелеты динозавров и древних существ стоят миллионы долларов

Почему кости динозавров вызывают такой ажиотаж на арт-рынке?

Forbes
Борьба за нацию Борьба за нацию

Представления о взглядах Симона Петлюры сформированы войной пропагандистов

Дилетант
Взгляд из прошлого: как Forbes описывал революцию, которую устроили Фил Найт и Nike Взгляд из прошлого: как Forbes описывал революцию, которую устроили Фил Найт и Nike

Как воспринимались первые успехи создателей Nike четыре десятилетия назад

Forbes
Внимание к деталям Внимание к деталям

Архитекторы Елена Куртина и Жанна Тульнова создали интерьер в стиле неоклассики

SALON-Interior
Быстрее, выше, моднее: как меняется спортивная инфраструктура в России Быстрее, выше, моднее: как меняется спортивная инфраструктура в России

Как эволюционировала спортивная инфраструктура за последние 20 с лишним лет

Правила жизни
Комплексный подход: как правильно ухаживать за волосами Комплексный подход: как правильно ухаживать за волосами

Как улучшить состояние волос? Рассказывает эксперт-трихолог

Forbes
Платежные аксессуары: что это и безопасны ли они? Платежные аксессуары: что это и безопасны ли они?

Платежные стикеры, кольца и другие аксессуары для бесконтактной оплаты

Наука и Техника
Будущее за технологиями: как искусственный интеллект помогает бизнесу упростить работу Будущее за технологиями: как искусственный интеллект помогает бизнесу упростить работу

Какое влияние ИИ оказывает на бизнес, какие сферы уже не могут без него обойтись

Inc.
Новый тренд: как короткая стрижка вновь стала популярной у женщин Новый тренд: как короткая стрижка вновь стала популярной у женщин

Почему на смену длинным волосам у женщин вновь приходит короткая стрижка

Psychologies
История другого континента: почему столица США — Вашингтон, а не Нью-Йорк История другого континента: почему столица США — Вашингтон, а не Нью-Йорк

Почему столица США «переехала» из Нью-Йорка в Вашингтон?

ТехИнсайдер
Николай Анисюткин Николай Анисюткин

Всю блокаду Николай Кузьмич провел в Ленинграде и в школу пошел только в десять

Собака.ru
Ошибка или предательство: как на самом деле погибла Жанна Д’Арк Ошибка или предательство: как на самом деле погибла Жанна Д’Арк

Глава из книги «Дева со знаменем» — как в образе Жанны Д’Арк отражена Франция

Forbes
Какой чай выпить, чтобы избавиться от вздутия живота: 10 лучших вариантов Какой чай выпить, чтобы избавиться от вздутия живота: 10 лучших вариантов

Как насчет того, чтобы избавиться от неприятных ощущениях за чашечкой чая?

VOICE
Куда заливать гель для стирки в машине-автомат Куда заливать гель для стирки в машине-автомат

Куда заливать гель для стирки в машинку, а куда засыпать сухой порошок?

CHIP
10+ вещей, которые нельзя делать со своими шкафами: мнение сотрудников клининговых служб 10+ вещей, которые нельзя делать со своими шкафами: мнение сотрудников клининговых служб

Уход за шкафами и ошибки в обращении с ними

VOICE
«Двести третий день зимы». Антиутопия Ольги Птицевой «Двести третий день зимы». Антиутопия Ольги Птицевой

Глава из романа-антиутопии, который осмысляет нашу реальность

СНОБ
Колумб золотых россыпей России Колумб золотых россыпей России

Лев Брусницын совершил технологический прорыв, самый настоящий научный подвиг

Зеркало Мира
Как расставить всё по кухонным шкафам, чтобы готовить быстро и в свое удовольствие Как расставить всё по кухонным шкафам, чтобы готовить быстро и в свое удовольствие

Как сделать кухню амбассадором порядка и пространственной логики

VOICE
Зонд Неймана Зонд Неймана

Серая слизь: сценарий апокалипсиса

Вокруг света
Опять 25. Какая еда помогает не стареть Опять 25. Какая еда помогает не стареть

Cоветы по антивозрастному питанию, к которым точно стоит прислушаться

Лиза
Неприкосновенный запас: зачем Путин запретил арестовывать счета иностранцев в России Неприкосновенный запас: зачем Путин запретил арестовывать счета иностранцев в России

Запрет на взыскание со счетов нерезидентов типа «С» и «И». К чему такая спешка?

Forbes
Магнитные бури Магнитные бури

Чем они на самом деле опасны для здоровья

Лиза
«Не пытайтесь изменить тех, кто не хочет меняться»: как правильно помогать «Не пытайтесь изменить тех, кто не хочет меняться»: как правильно помогать

Всегда ли стоит помогать другим?

Psychologies
Хрупкая сильная «ботанка»: как Джоди Фостер изменила Голливуд Хрупкая сильная «ботанка»: как Джоди Фостер изменила Голливуд

Как актриса Джоди Фостер боролась за право быть уязвимой и сильной одновременно

Forbes
Любовь и шизофрения: 2 истории непростых отношений Любовь и шизофрения: 2 истории непростых отношений

Как наладить жизнь в семье, где есть родственник с диагнозом «шизофрения»?

Psychologies
Узнайте, как лучше всего чистить смартфон! Простые советы и интересные факты Узнайте, как лучше всего чистить смартфон! Простые советы и интересные факты

Почему стоит чистить телефон?

ТехИнсайдер
10 признаков того, что ваш новый партнер необыкновенно умен 10 признаков того, что ваш новый партнер необыкновенно умен

Действительно ли этот человек так умен, или просто умело создает подобный образ?

Psychologies
Открыть в приложении