«Анатомия падения»: гендерная сегрегация на рынке труда как повод для сюжета
Фильм Жюстин Трие изобилует недомолвками. Как будто режиссеру на стадии монтажа пришлось отказаться от части сцен, ради того чтобы вместить фильм в комфортный для проката двухчасовой хронометраж. Например, зритель вынужден лишь догадываться о том, что за авария произошла в прошлом, в результате которой сын главных героев — семейной пары — остался слепым и кто в ней виноват. Из первой сцены зрителю становится понятно: главная героиня — писательница. Уже во второй половине фильма выяснится, что во Франции она находится вопреки своим предпочтениям, чувствуя себя здесь чужой. Но ее карьере это не мешает. Возможно, здесь особенность современного повествования: связный сюжет не так важен, как эффектные сцены. Сюжет зритель выстраивает по большей части с помощью собственной фантазии. Ему нужно дать только героев и опорные точки. В «Анатомии падения» такой точкой становится труп мужчины, выпавшего из окна в момент, когда зритель наблюдал за тем, как журналистка интервьюировала его жену, а та с ней флиртовала.
Фильм с трудом поддается жанровому определению. Он начинается как детектив, затем превращается в судебную драму и заканчивается как драма психологическая. Самым подходящим местом для того, чтобы разобрать семейную жизнь двух людей, оказывается суд. Но автору сценария, чтобы начать описывать судебное разбирательство, приходится пожертвовать жизнью одного из супругов. Суд должен выяснить, по какой причине тот погиб. Первой попадает под подозрение жена. Она не просто находилась поблизости во время убийства — у нее еще и больше всего мотивов. И в этот момент создатели фильма наводят зрителя на ложный след. Ему словно подкидывают ожидаемый сюжетный ход: не исключено, что она и в самом деле убийца, и все же истинный преступник тот, кто спровоцировал ее на преступление. Но во всплывающих флешбеками подробностях семейной жизни мы обнаруживаем, что ее муж менее всего похож на преступника. Да, он импульсивен, но этого недостаточно, чтобы его в чем-либо обвинить.