Судан: великое прошлое и трагическое настоящее
Судан, наверное, самая нетуристическая страна Африки. Нескончаемые войны и постоянная нестабильность – не то, что может привлечь желающих путешествовать. При этом Судан (по-арабски – «Страна черных») – один из древнейших в мире культурных центров, место, где сталкивались христианство, ислам и языческие верования. Это страна, где сохранились памятники культуры, которым более двух тысячелетий.
Судан – одна из крупнейших стран Африки (в настоящее время разделилась на два государства – Республика Судан и Южный Судан). Площадь территории 2,53 млн. км2. Численность населения Судана составляет около 43,8 млн. человек (данные на 2020 г.), сюда не включено порядка 13 млн. человек населения Южного Судана. Его соседями являются Египет на севере, Ливия на северо-западе, Чад на западе, Центральная Африканская республика на юго-западе, Эфиопия на юго-востоке, Эритрея на востоке. Судан также имеет выход к Красному морю. Жители Судана – это в основном потомки арабских торговцев и нубийцев, некогда проживавших в Древнем Египте. На юге страны живут народы динка, шиллук и нуэр, а на севере – нуба и беджа. Судан является мусульманской страной, и более 70% верующего населения – мусульмане-сунниты.
9 июля 2011 года государство Судан прекратило свое существование, уступив место двум вновь образованным на его месте государствам – Республика Судан и Южный Судан. Столицей Республики Судан является город Хартум, который занимает площадь около 120 км2 и состоит фактически из трех городов: Хартума, Северного Хартума и Омдурмана. Столицей Южного Судана стала Джуба.
В стране действуют законы шариата, что – в сочетании с условиями полувоенной диктатуры и почти постоянными боевыми действиями на юге – не дает государству возможности зарабатывать туризмом. Негроидное население частью сохраняет приверженность традиционной культуре и верованиям. Бывшее нубийское чернокожее население Африки имеет самый темный оттенок кожи в мире.
Экономически Судан является слаборазвитой аграрной страной. Это один из основных поставщиков высококачественного хлопка на мировой рынок. На Судан приходится более половины мирового производства гуммиарабика. Основные статьи экспорта также включают арахис, кунжут, шкуры и кожи. Выращивают также сорго, арахис, пшеницу, сахарный тростник. Основные отрасли промышленности – переработка сельскохозяйственного сырья, производство строительных материалов, потребительских товаров.
В последние годы быстро расширяется добыча нефти, экспорт которой стал важнейшим источником валютных поступлений. Также Судан добывает и экспортирует золото, и его доля в экспорте превышает доходы от продажи сырой нефти вдвое.
Древняя Нубия
К северу от столицы страны Хартума расположены грандиозные развалины города Напата, основанного в 1450 г. до н.э. Ученые раскопали руины трех дворцов и 13 храмов, включая огромный храм Амона, а также царские гробницы. В долине Муссаварат-эль-Суфра стоят прекрасно сохранившиеся сооружения в древнегреческом стиле, относящиеся к III веку до н.э., предназначение которых до сих пор не выяснено. В Старой Донголе сохранились остатки церкви VII века с гранитными колоннами и монументальный Тронный зал Донголы; на месте древней столицы Мероэ – некрополь с заостренными пирамидами, характерными для древнесуданской архитектуры. На побережье Красного моря – хорошо сохранившиеся развалины средневекового порта Суакин: через него африканские паломники-христиане ехали в Иерусалим, а мусульмане – в Мекку. Геродот, «Отец истории» из Древней Греции, описал столицу Нубии Мероэ как «великий город... говорят, что это материнский город других эфиопов» (эфиопами древние греки называли все население Африки южнее Египта)… В общем, в Судане будет что посмотреть после того, как в стране наконец наступит мир.
Древнейшая цивилизация развивалась в Нубии – стране на севере современного Судана, прилегающей к Египту. Населявшие его народы, родственные эфиопским, активно перенимали древнеегипетскую культуру, религию и технологии и создали государство по египетскому образу и подобию. В VIII-VII веках до н.э. Нубия даже распространила свою власть на Египет – XXV династия в историографии называется Эфиопской, или Кушитской. В IV–VII веках в Нубии из Египта распространилось христианство коптского (миафизитского) толка. Нубийские царства – Нобатия, Алодия и Макурия (в последней распространилось не коптское миафизитство, а греческое православие) – в течение нескольких веков были оплотом христианства в Северной Африке.
Когда в VII веке Египет был завоеван арабами и исламизирован, Нубия сумела отразить арабское нашествие, но оказалась изолированной от христианского мира. Веками позже нубийское царство Макурия даже пыталось помочь крестоносцам, атакуя египетских мусульман с юга. Но в XV-XVI веках длительная изоляция, эпидемия чумы, экономический упадок и внутренние распри сделали свое дело: христианская Нубия переживала упадок, окончившийся падением государственности и завоеванием страны османами в 1560-х гг. В Нубию и южнее начали переселяться арабские племена, распространяя ислам и постепенно ассимилируя нубийцев и другие африканские народы. Современные нубийцы, до сих пор живущие на севере Судана и в прилегающих селениях южного Египта, исповедуют ислам, но сохраняют некоторые элементы традиционной культуры.
Граница между черной Африкой и Средиземноморьем, а позже – между миром ислама и миром «неверных», исторически сделала территорию Судана мировым центром работорговли. Издавна нубийцы продавали рабов в Египет, затем поставляли невольников в Римскую империю. После арабского завоевания работорговлей занялись арабские племена, переселившиеся в Судан. С того времени работорговля приняла религиозный характер: исламские законы запрещают продавать и держать в рабстве мусульман, и арабы начали совершать походы на чернокожие племена «неверных» (справедливости ради отметим, что работорговлей активно занимались и сами язычники, и христианские царства Нубии, и соседний христианский Аксум, в Средние века превратившийся в Абиссинию).
Религия и работорговля
Со временем работорговля приобрела характер своеобразной религиозной войны, ведшейся мусульманскими фанатиками против немусульман (определенное значение имел и примитивный расизм: арабы не уважали чернокожих). Арабские работорговцы угоняли в рабство суданцев, убивали сопротивлявшихся, сжигали села. Результатом стала непрерывная культурная деградация населения, превратившаяся в настоящее одичание в XVIII – первой половине XIX века, когда экспансия работорговцев стала тотальной. К этому времени Северный Судан был исламизирован и населен арабскими переселенцами, а африканские племена оттеснены на юг страны.
В 1819–1838 гг. Мухаммед Али-паша, турецкий наместник Египта и фактический глава этого государства, захватил Северный Судан и основал нынешнюю столицу Хартум. Через полвека весь Судан контролировался египтянами. Середина XIX века была эпохой максимального расцвета арабской работорговли: вооруженные современным оружием отряды работорговцев заполонили Судан и оттуда проникали в самое сердце Африки, доходя до экваториальных лесов Конго. Рабов свозили на рынки Египта, откуда их поставляли в страны Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока. Над чернокожими африканцами нависла угроза истребления, и быстрее всего исчезало африканское население самого Судана.