Засушивал жуков и снимал их в кино: как отечественный режиссер создавал первые в мире мультфильмы для взрослых
Его вклад в анимацию оценил сам Уолт Дисней, а зрители до последнего не верили, что смотрят на исполняющие роли чучела жуков.
Родоначальник мультипликации в Российской Империи, кинорежиссер с мировым именем, постановщик, оператор и по совместительству монтажер Владислав Старевич прославился на весь мир созданием первых сюжетных кукольных фильмов для взрослых. Говоря проще, он открыл отечественному и зарубежному зрителю настоящее чудо на экране - анимацию, главными героями которой стали... насекомые.
В преддверии Дня российской анимации, которой совсем скоро, 8 апреля 2024 года, исполнится 112 лет, мы расскажем историю русского биолога и кинорежиссера Владислава Старевича, которому удалось обогнать всех мультипликаторов мира, впервые показав людям магию анимационного кукольного кино! И путь его карьера завершилась так же стремительно, как и началась, а после эмиграции он так и не смог заслужить признание властей СССР, вклад Старевича в отечественную мультипликацию неоценим.
Зарубежный зритель, впервые увидев мультипликационные фильмы Старевича, не сразу поверил, что перед ним - проработанные до мельчайших деталей макеты насекомых. Со стороны казалось, что жуков кто-то решил выдрессировать и натурально снять на камеру. Действительно, то, что создавал талантливый режиссер не поддавалось объяснению. Публика не так давно успела открыть для себя игровое кино, а тут ей показали еще большее волшебство, называемое мультипликационным фильмом!
От праксиноскопа до кукольного театра: с чего началась мультипликация в России
Путь российской и мировой анимации в целом начался с нехитрого изобретения, способного создавать из изображений движущуюся оптическую иллюзию - праксиноскопа. Затем главными участниками ранних, еще досоветских экспериментов в сфере мультипликации стали не картинки, а куклы: один из прославившихся балетмейстеров Мариинского театра в Санкт-Петербурге Александр Ширяев использовал свою богатую коллекцию марионеток, чтобы поставить и записать первый кукольный мультфильм. На тот момент, когда о графике мультипликаторы еще не знали, куклы и искусственно создаваемые персонажи оставались главными и единственными участниками сюжетного анимационного кино.
- Как никто другой технику кукольной мультипликации сумел освоить и реализовать на практике отечественный режиссер и ученый в душе Владислав Старевич.