Иван Кудряшов и выставка-сенсация в Третьяковке

WeekendКультура

От Малевича к звездам

Анна Толстова об Иване Кудряшове и выставке-сенсации в Третьяковке

«Конструкция прямолинейного движения», 1925

В Третьяковской галерее открылась выставка к 125-летию со дня рождения Ивана Кудряшова (1896–1972), и это сенсация. Работы супрематиста-космиста, оказавшиеся, помимо Третьяковки и Русского музея, в Нукусе, в Каракалпакском государственном музее искусств имени Савицкого, в Париже, в Центре Помпиду, и в Салониках, в Музее современного искусства — Коллекции Костаки, впервые собраны вместе, а каталог выставки и прошедшая в галерее научная конференция возвращают это забытое имя в большую историю советского авангарда.

Посетители Третьяковской галереи, скорее всего, обращали внимание на необычную картину Ивана Кудряшова в постоянной экспозиции на Крымском Валу — там, где выставлены художники круга Казимира Малевича. Картина, происходящая из  собрания Георгия Костаки, на первый взгляд представляет собой изображение архитектурного сооружения, арочной конструкции в супрематических орнаментах, про которую было известно, что она — проект росписи Городского театра в Оренбурге. Полагали, что это эскиз занавеса или что это фрески для арочносводчатого фойе, но только сейчас, когда на основе научной реконструкции Игоря Смекалова, одного из кураторов выставки, сделан большой макет театрального зала, внутрь которого можно попасть, понимаешь, какая же это невероятная идея, оставшаяся мечтой, как и  большинство архитектурных проектов супрематизма. Никаких сводов тут нет: стоя перед картиной, зритель должен представить себе, что лежит навзничь на полу в старинном многоярусном театре, и тогда мнимые арки окажутся росписью ярусов, мнимый пол  — огромным супрематическим занавесом, а то, что изображено в центре композиции, красный квадрат со свитой других геометрических элементов,— плафоном. И театральный зал сам собой превратится в супрематический планетарий, модель обновленного коммунистического мироздания, схему Солнечной системы с красным супрематическим квадратом, знаменем Вселенского интернационала, в самом куполе. Макет супрематического театра и несколько снятых специально к  выставке фильмов, объясняющих кудряшовские теории, покажутся самыми яркими пятнами в минималистской, стерильно-белой экспозиции архитекторов Кирилла Асса и Надежды Корбут — этот лабораторный характер выставочной архитектуры соответствует лабораторному характеру искусства Кудряшова, где графические сюиты, бесконечные разработки определенных космических тем — динамики в пространстве или криволинейного движения — преобладают над живописью. Что неудивительно: искусство такого типа было обречено оставаться в эскизах, ведь Кудряшов, один из немногих несломленных абстракционистов, на протяжении всей своей жизни был фанатично предан идее беспредметности.

Хотя в собрании Третьяковки немало других работ Кудряшова, еще недавно казалось, что ему всегда суждено быть художником одной странной картины и одного абзаца в истории искусства — в качестве Малевичева ученика, возглавившего оренбургское отделение УНОВИСа, Утвердителей нового искусства, секты, ордена или партии, как предпочитал говорить сам Малевич, супрематистов-экономистов. Но Кудряшову повезло: нашелся энтузиаст, Игорь Смекалов, в прошлом — оренбургский искусствовед, автор исследований об оренбургских авангардистах, а ныне — научный сотрудник Третьяковской галереи, который несколько лет готовил эту выставку вместе с другим третьяковским экспертом по авангарду, Ириной Прониной. На выставке показано все, что имеет отношение к оренбургским театральным проектам Кудряшова — из Третьяковки, Музея Костаки в Салониках и частной московской коллекции Валерия Дудакова и Марины Кашуро. Собственно, весь Кудряшов собран здесь, как Осирис, по кусочкам, разбросанным по всей земле — Узбекистан (это добрая треть экспонатов), Греция, Франция, и количество перерастает в качество, потому что из этих разрозненных фрагментов пазла составляется стройная картина его художнической эволюции. Ведь на самом деле и Оренбург, и Малевич — всего лишь небольшой по времени эпизод в удивительной жизни Кудряшова.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Кино должно тебя зажигать» «Кино должно тебя зажигать»

Режиссер Кирилла Султанов о библейских сюжетах и криминале

Weekend
Актриса-фейерверк Актриса-фейерверк

Полина Максимова снимается в кино уже двадцать лет — с шестнадцати

OK!
«Посещение музеев — такие же понты, как размер парика при дворе Людовика XV» «Посещение музеев — такие же понты, как размер парика при дворе Людовика XV»

Елизавета Лихачева — об арт-бизнесе и мотивации меценатов

Weekend
Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства

Кто страдает от отключений интернета и как бизнесу адаптироваться к этому

Inc.
На своем языке На своем языке

Как говорить, чтобы тебя услышали: техника осознанной речи

Лиза
Листоносы собрали падалицу Листоносы собрали падалицу

Зоологи обнаружили свидетельства, что рукокрылые подбирают пищу с земли

N+1
В режиме «не беспокоить»: что такое синдром цифровой усталости, чем он опасен и как с ним бороться В режиме «не беспокоить»: что такое синдром цифровой усталости, чем он опасен и как с ним бороться

Как зумеры столкнулись с выгоранием от бесконечного скроллинга социальных сетей

Правила жизни
«Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни» «Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни»

Великие о том, как они проводили каникулы

Weekend
Жизнь и любовь Александра Митты Жизнь и любовь Александра Митты

В кино я, как и во всем, старался остаться в детстве

Коллекция. Караван историй
Ох уж эти детки Ох уж эти детки

Звездные мамы и папы рассказали, чему научились у своих детей

Grazia
4 книги, которые советует прочитать лидер книжного клуба Skolkovo Alumni Андрей Мигель 4 книги, которые советует прочитать лидер книжного клуба Skolkovo Alumni Андрей Мигель

Бизнес-литература, на которую стоит обратить внимание

Inc.
Артем Кошман: «В карты меня научил играть дедушка» Артем Кошман: «В карты меня научил играть дедушка»

Артем Кошман рассказал о любви к Петербургу и отношении к азартным играм

Grazia
Безопасно ли ходить, ездить и плавать под ЛЭП: спрашивают многие, знают единицы Безопасно ли ходить, ездить и плавать под ЛЭП: спрашивают многие, знают единицы

Есть ли риск поражения молнией и могут ли навредить электромагнитные поля от ЛЭП

ТехИнсайдер
Биологи прочитали геном вымерших японских морских львов Биологи прочитали геном вымерших японских морских львов

Генетики проанализировали ДНК вымерших японских морских львов

N+1
«Когда-нибудь, возможно»: как потеря близкого человека меняет отношения в семье «Когда-нибудь, возможно»: как потеря близкого человека меняет отношения в семье

Отрывок из книги «Когда-нибудь, возможно» — как говорить о потере близкого

Forbes
Ставка на повышение: как «Ливерпуль» увеличил доходы и смог покупать дорогих игроков Ставка на повышение: как «Ливерпуль» увеличил доходы и смог покупать дорогих игроков

Как рекордный рост доходов позволил «Ливерпулю» больше вкладывать в трансферы

Forbes
С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива» С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива»

О силе традиций, народной музыке, женской дружбе и не только – в нашем интервью

Лиза
Масляное коварство Масляное коварство

Как масло для дерева может стать причиной пожара?

Наука и жизнь
Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста

Крайне необычный варианты гастрономической пары к пиву

Maxim
«Покажи ручку!» 3 причины приучить себя подавать сигналы рукой «Покажи ручку!» 3 причины приучить себя подавать сигналы рукой

Несколько важных причин подавать сигналы рукой, когда едешь на велосипеде

ТехИнсайдер
На двух софтах На двух софтах

Почему российские компании продолжают работать на смешанном софте

Ведомости
Генетики подтвердили личность жестоко убитого в Венгрии Рюриковича Генетики подтвердили личность жестоко убитого в Венгрии Рюриковича

Палеогенетики проанализировали геном жестоко убитого венгерского феодала

N+1
Тренд на тихий бренд Тренд на тихий бренд

Low profile publicity: почему крупный бизнес выбирает стратегию скромности?

Ведомости
Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков

Почему на Прекрасной Земле Будущего полностью отсутствуют домашние питомцы

Знание – сила
Затерянные миры: 8 самых неисследованных мест Земли Затерянные миры: 8 самых неисследованных мест Земли

Рассказываем о самых таинственных уголках нашей планеты

ТехИнсайдер
Обязательно к посещению: лучшие страны для путешествий в Азии Обязательно к посещению: лучшие страны для путешествий в Азии

Рассказываем об азиатских странах, в которых вам точно нужно побывать

ТехИнсайдер
Злая шутка эволюции: почему птица додо совсем не такая, какой мы ее знаем Злая шутка эволюции: почему птица додо совсем не такая, какой мы ее знаем

Что мы знаем о дронте? Меньше, чем о мамонтах

ТехИнсайдер
Секс и скорость: 5 лучших фильмов с крутыми тачками и сексуальными девушками Секс и скорость: 5 лучших фильмов с крутыми тачками и сексуальными девушками

Вспоминаем крутые фильмы с горячими девушками

Maxim
Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»… Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»…

Беседа с Константином Кедровым о немецком философе Гегеле

Знание – сила
Сергей Батехин: Контролировать не всегда хорошо Сергей Батехин: Контролировать не всегда хорошо

Крупные российские инвестгруппы вынуждены переосмыслять свою роль в экономике

Ведомости
Открыть в приложении