Вторжение номадов: как в мире начался бум экотуризма и к чему он может привести
Экотуризм после пандемии растет быстрее, чем весь остальной туристический сектор. Новое модное направление привлекает значительные инвестиции, но одновременно сталкивается с критикой профессиональных экологов. Разбираемся, что настораживает борцов за сохранение природы в моде на экотуризм, и какую роль в этой истории играют цифровые кочевники

Инвестируй в экологию — обгони рынок
Интернет полон заманчивых предложений вложиться в глэмпинги и экодеревни в живописных уголках мира, от Бали до Карибских островов. Маркетологи обещают быструю окупаемость и пассивный доход до 15% годовых и выше. Несмотря на безудержный оптимизм, порой присущий такого типа презентациям, подобные инвестиционные проекты отражают вполне реальные тренды в сфере туризма.
Сама по себе концепция экотуризма при этом все еще остается несколько размытой. В общем виде это форма природного туризма, ориентированная на ответственное взаимодействие с окружающей средой. Как объясняет Ольга Пегова, заместитель директора Кавказского заповедника, отсутствие законодательного определения мешает формированию устойчивых практик: «В полном смысле слова, экотуризма в России фактически не существует, так у нас этот термин законодательно не закреплен». Настоящий экотуризм, поясняет Пегова, должен базироваться на трех элементах: «Во-первых, это вклад посетителей в сохранение природы, обеспечиваемый за счет входной платы или других инструментов, поддерживающих экосистему. Во-вторых, экотуризм должен положительно влиять на экономику местных жителей. И третье — ущерб от такого туризма для природной территории должен быть минимальным».
По словам президента фонда «Заповедное посольство» Натальи Данилиной, экологический туризм имеет множество разновидностей, которые присутствуют почти во всех странах мира. Среди них самые распространенные — это туризм на особо охраняемых природных территориях (ООПТ), сельский туризм, агротуризм, разновидности спортивного туризма, а также культурный туризм.
Экотуризм сегодня — один из самых быстрорастущих сегментов глобального туристического рынка. Аналитики консалтинговой компании Grand View Research прогнозируют, что до 2030 года его среднегодовой рост составит 15,2% в год, тогда как весь рынок туризма будет расти лишь на 5,4% ежегодно. Наибольшую долю рынка экотуризма сегодня занимает Европа. От норвежских фьордов и финских озер до Азорских островов и словенских заповедников — разнообразие природных ландшафтов и качественная экологическая политика позволяют Европе удерживать в этой сфере лидирующие позиции. Но, по прогнозам Grand View Research, в ближайшие годы основным драйвером роста станут регионы Азии, а также Латинской Америки и Африки — благодаря росту уровня жизни, развитию транспортной инфраструктуры и государственной поддержке устойчивого туризма.

«Среди новых направлений экотуризма сегодня особенно выделяются Зимбабве, Ботсвана, заметно растет интерес к Намибии. Еще одна точка притяжения — Южная Америка, где привлекают внимание Бразилия, Перу и особенно аргентинский юг — Патагония, Огненная Земля, ледники, полуостров Вальдес», — отмечает Андрей Максимов, зоолог и один из авторов проекта «Все как у зверей — путешествия».
Наталья Данилина считает, что опыт национальных парков Ботсваны можно применить для развития экотуризма в России: «В Ботсване за последние два десятилетия формировался довольно массовый экологический туризм, при котором и дикие животные чувствуют себя абсолютно спокойно, и туристы получают удовольствие от возможности видеть этих диких животных в среде их обитания. Это и вовлечение в развитие туризма преимущественно местных жителей, которые обслуживают объекты гостеприимства, сопровождают группы в качестве гидов и управляют транспортными средствами, включая самолеты малой авиации».
Страны Азии, Африки и Латинской Америки запускают амбициозные программы, стремясь занять лидирующие позиции в сфере устойчивого и зеленого туризма. Доминика, к примеру, намерена стать флагманом Карибского региона, переходя от традиционной модели «солнце и море» к более устойчивым и инклюзивным формам туризма. Вместо строительства типичных пляжных курортов планируется развивать небольшие экологичные комплексы, а также делать упор на поддержку местных сообществ и сохранение природных и культурных ресурсов.
Сальвадор продвигает проект Surf City, включающий развитие туристической инфраструктуры на побережье и масштабную международную кампанию по позиционированию страны как мирового центра серфинга.
Бразилия использует предстоящую международную конференцию COP-30 в Белене для привлечения зеленого капитала, включая создание фонда Tropical Forests Forever Fund объемом $125 млрд и передачу обезлесенных участков в концессию частному сектору для восстановления. Колумбия использует экотуризм как инструмент мирного развития и интеграции регионов, которые на протяжении десятилетий страдали от внутреннего вооруженного конфликта между правительственными силами и повстанческими группировками.
Похожее наблюдается и во многих странах Азии. Во Вьетнаме, где лишь в 2024 году удалось восстановить туристические показатели уровня 2019 года, планируют дальнейшее увеличение числа туристов за счет национального плана зеленого роста, развития экотуризма и запуска масштабных инфраструктурных проектов. Таиланд делает ставку на модель биоциркулярной зеленой экономики (BCG Economy), которая стала основой новой туристической стратегии страны. Эта концепция предполагает бережное использование природных ресурсов, минимизацию отходов через переработку и повторное использование, а в долгосрочной перспективе — достижение нулевого углеродного следа в туризме. В рамках BCG активно развивается агротуризм, экологически чистые маршруты, гостиницы переходят на практики нулевых отходов, а местные сообщества вовлекаются в создание устойчивого туристического продукта.
Эксперты отмечают, что рост экотуризма обусловлен не только изменениями в политике и инфраструктуре, но и более глубокой социальной и культурной трансформацией. «Во-первых, это рост общей экологической осознанности населения — благодаря коммуникациям экологических брендов, новостям о климатических изменениях и требованиям регуляторов, — подтверждает Кристина Багрова, основательница и генеральный директор консалтинговой компании, специализирующейся в экологических практиках, You Social. — Во-вторых, люди стремятся «выключиться» из городской среды и восстановить силы через естественное взаимодействие с природой».