Где этот островок надежды, радости, любви, где свет в конце того самого тоннеля?

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Ирина Безрукова: «Во мне до сих пор живет девушка, которая верит в то, что не может же быть только «безнадега точка ру»

Беседовала Марина Порк

Фото: Юлия Белая

«Когда один студиец поступил в Щепкинское училище, и я приняла решение: надо ехать в Москву. Поделилась с бабушкой, та этого не одобрила. Убеждала: тебе нужна хорошая, надежная профессия. Однажды повезла в город Шахты, там располагалось училище, выпускавшее ткачих. Вошла в помещение, где царил жуткий грохот, в воздухе висела пыль, пахло машинным маслом, а девочки в синих халатах и платочках орали друг на друга, потому что по-другому было не расслышать, что тебе говорят, и сразу выскочила оттуда, заявив: уезжаем!

— Ирина, вы отпраздновали круглую дату...

— Она, если честно, воспринимается как-то странно.

— Но женщине столько лет, на сколько она выглядит. А выглядите вы замечательно! В любом случае это некое подведение промежуточных итогов в жизни. Что вы считаете своими самыми большими достижениями, а чего еще не удалось достичь? Говорю «еще», потому что верю — жизнь бесконечна. И пока мы так себя ощущаем, мы все можем.

— Ой, как мне нравится то, что вы говорите, сразу соглашусь. Я не из тех людей, которые планируют свое будущее далеко вперед, потому что убедилась: жизнь способна выбрасывать такие фортели! И уж точно не из тех, кто сосредоточен на своих достижениях или подводит какие-то итоги. Скорее всего, это от того, что у меня рабочее полушарие — не логическое, хотя логику, дисциплину, пунктуальность включать приходится постоянно, иначе в нашей профессии нельзя. Спектакль в театре начинается в семь часов, в шесть мы должны быть на месте, знать текст и, несмотря на состояние здоровья, выйти и максимально выложиться на сцене.

Я никогда не вела подсчет ролям, сыгранным мною в кино. Не готова сказать, сколько из них главных. Как-то разбирала свой архив и утилизировала почти все грамоты, которыми меня награждали. Подумала: кому они нужны, только место занимают. Рамочки отдала в театр, пригодятся бутафорам для оформления спектаклей.

По большому счету, не знаю, что вам ответить по поводу достижений. Когда я поступала на театральное отделение Ростовского училища искусств, и предположить не могла, что стану известной актрисой, узнаваемой, что снимусь в фильме, который получит «Оскар». Мне такое не могло присниться. Другое дело — шаг за шагом идти к своей цели и в какой-то момент благодаря своим усилиям оказаться в том месте, статусе, положении, которого ты достоин. Люди так устроены, что, когда взбираются на один пригорочек, пусть с трудом, пусть два шага вперед, шаг назад, пусть кругами, но оказываются на вершине, покорить которую мечтали, им это кажется нормальным.

Смотришь, а там есть что-то еще выше. Многие люди поднимались на Эверест, на Эльбрус, а я только в Гималаях еле взобралась на одну из гор — моему организму не очень подходят высоты в 5000 метров над уровнем моря. Поэтому просто живу, не задумываясь о подведении итогов. Я в процессе. Момент перехода в другую реальность, когда твоя душа говорит: хватит, в этом «кино» мы уже отснялись, отдохнем, еще не наступил.

Фото: Юлия Белая

— Вы востребованы не только в актерской профессии — вы член благотворительной организации «Возрождение», работали в Общественной палате Московской области, где занимались здравоохранением, социальной политикой. Что в этих сферах вам удалось сделать, кому помочь?

— В Общественной палате Московской области я работала, когда у меня было чуть больше времени. Это абсолютно благотворительная история, обходилась без кабинета, персонального водителя, ничего подобного не требовала. Сегодня для этого физически нет времени, а числиться там номинально не в моих правилах. Из того, что удалось сделать, — это помочь девочке, больной ревматоидным артритом. Я смогла пообщаться с министром здравоохранения Московской области, и вопрос с ее лечением был быстро решен. Государство выделяет таким больным две ампулы дорогостоящего препарата в месяц, тогда у больного наступает длительная ремиссия. Как только случаются перебои, болезнь стремительно возвращается. В аптеках не оказалось нужного препарата, а ребенку срочно нужно было делать инъекцию, иначе работа врачей пошла бы насмарку. И мне удалось эти ампулы добыть. Когда мне прислали видео, как девочка крутит педали велосипеда, смеется и все у нее хорошо, для меня это было невероятное счастье.

Еще в Подмосковье удалось создать центр для женщин, которые попадают в сложные жизненные ситуации, сталкиваются с насилием неадекватных пьющих мужей. Им в буквальном смысле некуда бежать из дома, нужны защита, угол для их маленьких детей. И вот появился центр, где безопасно, где им оказывают психологическую, медицинскую, юридическую помощь, пока ситуация не изменится. Это важно, чтобы человек не остался один на один со своим горем. Полиция не особо реагирует на семейные ссоры, считается, что милые бранятся — только тешатся. Но женщины иногда оказываются в смертельно опасных ситуациях. Теперь им есть куда пойти.

Я лично знакома с губернатором Московской области Андреем Юрьевичем Воробьевым, он неоднократно помогал решать разные вопросы, в том числе нашему театру. Когда Губернский театр только создавался, денег на его счетах не было никаких, театр еще ничего не заработал, а требовалось организовать тифлокомментирование для незрячих, установить специальное оборудование. Мы занялись этим первыми в стране, такого не было за всю историю царского, советского, российского театра. Но благодаря поддержке губернатора все удалось.

— Такое впечатление, что в Москве больше никто этим и не занимается.

— Обманчивое впечатление. Могу назвать Большой театр, где было прокомментировано две оперы. На презентации проекта и на опере «Кармен», которую комментировала моя коллега по институту, одна из лучших, я присутствовала лично. Тифлокомментирование проводилось в «Современнике», РАМТе и некоторых других театрах. В городах-миллионниках — Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Казани, других — работает по одному тифлокомментатору. Комментирование для незрячих уже делается в цирке, существует целая программа Росгосцирка. Я тоже в этом участвовала, презентовала тифлокомментирование в Тульском цирке, проводил его мой ученик. Я немного преподаю практику тифлокомментирования в театре в институте РЕАКОМП, где когда-то училась сама.

Со своей командой сделала проект по тифлокомментированию в Музее Льва Толстого в Ясной Поляне: любой незрячий человек может заранее купить билет на сайте, известить дом-музей и заказать эту функцию, которая будет для него бесплатной. Билеты разлетаются вмиг. Дом-музей небольшой, желающих его посетить много. Но туда впервые за всю историю, за все сто лет существования пустили экскурсантов с собаками-проводниками. Наши прекрасные коллеги из организации «Мудрый пес» познакомили с ними сотрудников музея, провели целую лекцию, потому что хранители музея ни в какую не хотели их пускать, говорили: ни одна собака здесь никогда не появится. Я объясняла: такая собака безопаснее школьника. За школьниками нужен глаз да глаз, а эти собаки летают в самолетах, лежат у ног хозяев в театре и не лают, не реагируют ни на выстрелы на сцене, ни на дым, ни на крики. Они так воспитаны, что, если на расстоянии до полутора метров от хозяина ничего не случается, дальше может происходить все что угодно, хоть цунами, хоть извержение вулкана, — они просто следят за безопасностью и помогают незрячим. А еще эти лабрадоры-ретриверы такие красивые!

К нам в театр с собаками-проводниками ходят просто как к себе домой. Этим собачкам наливают воды. Если надо подождать в фойе, хозяин дает команду, и собака ждет до антракта, потом хозяин выходит, общается с собакой, командует «Ждать!» и может возвращаться в зал. Зрители даже не знают, что в зале присутствует собака, потому что она никак себя не проявляет. Только когда видят ее в фойе, конечно, подходят и спрашивают, можно ли погладить, и с разрешения хозяина с радостью тискают этих собак.

— И это еще одна ваша благотворительная история, связанная с милосердием.

— Наверное, с этим можно согласиться. Я руковожу этим проектом в Московском Губернском театре, сама сегодня комментирую не так часто, но мы постоянно ищем деньги на оплату тифлокомментаторов, фонд при театре очень в этом помогает. Хочу, чтобы практиковались те, кто не так давно пришел в эту профессию. Я сегодня больше слежу за тем, чтобы все состоялось наилучшим образом. У нас служат одни из самых лучших тифлокомментаторов в стране, мы имеем самый богатый опыт и им делимся. В наш театр приходят на практику студенты.

Фото: Юлия Белая

— А что вам лично, как человеку, дает такая вовлеченность в благое дело? Какие отзывы вы получаете? Как это влияет на вашу жизнь?

— Невероятно украшает! Это эмоции. Когда видишь радость на лице человека, который никогда ранее не слышал сопровождение в театре, а иногда и слезы благодарности, тебя тоже переполняют чувства. Люди говорят: я впервые фактически увидел спектакль, я впервые не теребил свою жену, маму, папу, не спрашивал, что происходит на сцене, почему зал смеется. Они же слышат только текст, который произносят актеры. А есть же еще масса нюансов. Когда в спектакле «Пушкин» Дантес достает дуэльный пистолет и наводит на Пушкина, зал ахает. А они не знают, что последует выстрел, они к этому не готовы, а звучит выстрел достаточно громко. Для незрячих людей спектакль — как «Черный квадрат» Малевича: ничего не понятно.

А когда есть комментатор, который очень грамотно подводит к ситуации, когда незрячий слышит, что дуэльный пистолет направлен Дантесом в сторону Пушкина, он понимает, что происходит. Я где-то слышала фразу, что благотворительность, эмоции, которые испытываешь, когда ощущаешь себя нужным и, как тебе кажется, приносишь пользу, — это пик эгоцентризма. Ты делаешь что-то для других, видишь результат и получаешь удовольствие сам. То есть косвенно делаешь добрые дела в какой-то мере для себя.

— И слава богу, потому что в нашей жизни не так много поводов для радости. Мы переживаем о том, что происходит в стране, мире, с нами лично, с нашими близкими. Поэтому пусть появится хотя бы дополнительная радость от того, что ты нужен и востребован. И потом вы так замечательно об этом рассказываете!

— Первый спектакль, который я комментировала, посетила певица Диана Гурцкая. Подошла ко мне вместе с супругом, он сказал: «Ира, она первый раз не теребила меня за рукав, я спокойно сидел и смотрел на сцену, мы смеялись и плакали в одних и тех же местах».

Для незрячего так важно чувствовать себя наравне со всеми остальными, вместе проживать эмоции! Это для них неоценимый подарок. Они хотят так же, как все, спокойно приходить в театр, на балет, в музей.

Фото: Юлия Белая

— Заняты ли вы в спектаклях Губернского театра?

— Не думала, что в таком возрасте получу предложение сыграть Кручинину в «Без вины виноватые». Спектакль поставила потрясающая Вероника Вигг. Она живет в Англии, у нее там все хорошо, ее постановки отмечены театральными наградами. Фантастическая русская женщина, которая когда-то в 16 лет оказалась с мамой в Англии, там выучилась, работает. И тут ее пригласили поставить несколько проектов в Тверском драмтеатре, а наша заведующая литературной частью увидела на каком-то фестивале ее «Чайку». Так Веронику позвали и к нам. Чтобы стало понятно: она ставит спектакли в стиле Юрия Бутусова, да простит меня Вероника, но это самое точное сравнение, которое могу подобрать, хотя, конечно, у нее свой путь.

Это не классическое прочтение Островского, как в Малом театре, где Кручинину играла Элина Быстрицкая, и даже не спектакль Петра Фоменко в Вахтанговском театре, где играла Юлия Борисова, и не экранизация, которую снял Глеб Панфилов с Инной Чуриковой в главной роли. Называю эти фамилии и до сих пор не понимаю, как я, девочка из Ростова-на-Дону, играю роль, которая удостаивается таких сравнений. Вообще не понимаю, как такое может быть! Читала критические разборы нашего спектакля, в который Вероника заложила много смыслов и достаточно современно поработала с материалом.

Мне повезло, я работала с хорошими театральными режиссерами, десять лет играю спектакль «Бесконечный апрель» по пьесе Ярославы Пулинович, потрясающая пьеса, идет в разных странах. Достаточно простая история, но народ потом еще неделю пишет, какое осталось послевкусие, впечатление. Его поставила режиссер Анна Горушкина, ученица Леонида Хейфеца, это знак качества. Она наш штатный режиссер, много ставит, мне повезло, я начинала играть в этом спектакле с Андреем Ильиным, сейчас продолжаю с Ильей Носковым.

Ирина Безрукова и Александр Амелин в спектакле «Бесконечный апрель», Московский Губернский театр, 2020 год. Фото: Галина Фесенко/из архива И. Безруковой

Режиссеры тоже люди, и актеры по-разному себя ведут, но в сложных обстоятельствах Вероника ни разу не повысила голоса, постоянно интересовалась: извините, я достаточно деликатно вам все объяснила? Вот так она общается. При этом, если встретишь ее в коридорах театра, никогда не скажешь, что это режиссер, к тому же имеющий большой бэкграунд. Она абсолютно лишена апломба, каких-то личностных масок. На репетиции — в черной футболке, тренировочных брюках, удобной обуви, потому что сидит на полу с артистами, показывает им, что делать. Она не думает, как выглядит, что на ней надето. Вероника — человек-процесс. При этом у нее невероятная материнская энергия, включенность в каждую секунду репетиции. Она часто повторяет: «Если в спектакле что-то не получилось или артист что-то сделал не так, это моя вина, меня так учили». При этом мама у нее психоаналитик, и, вероятно, она что-то от нее впитала либо получила в английской школе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Алиса Фрейндлих о Товстоногове, Рязанове и других легендарных коллегах Алиса Фрейндлих о Товстоногове, Рязанове и других легендарных коллегах

Алиса Бруновна вспомнила тех, с кем работала и была связана долгие годы

Караван историй
Не пытайся это повторить Не пытайся это повторить

Cтранные привычки наших предков, которые сегодня шокируют

Лиза
Мария Порошина Мария Порошина

«Людмила Ставская взяла меня за руку, а я чувствовала себя как слепой котенок»

Караван историй
«А он, мятежный, просит бури» «А он, мятежный, просит бури»

Самые опасные места океанов, как смогли их покорить. Беседа с Федором Конюховым

Вокруг света
«Ковёр» на Ковентри «Ковёр» на Ковентри

«Любое нападение с воздуха на гражданских противоречит законам ведения войны»

Дилетант
Подкованный Подкованный

Тульский кроссовер-умелец Haval H7, ориентированный на комфорт и безопасность

Автопилот
Две половинки целого – это иллюзия Две половинки целого – это иллюзия

Как сохранять хорошие, живые отношения долгие годы?

Psychologies
Ученые расшифровали, как мы ощущаем вкус сладкого Ученые расшифровали, как мы ощущаем вкус сладкого

Как язык воспринимает сладость, какой рецептор отвечает за влечение к сахару?

ТехИнсайдер
Рост на цифрах Рост на цифрах

Какие факторы способствуют увеличению рынка ЦФА

Ведомости
Наши соседи: солдатик, пожарник, кобылка и другие Наши соседи: солдатик, пожарник, кобылка и другие

Весной одними из первых появляются насекомые, которые зимуют взрослыми

Наука и жизнь
Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы

Памятка на случай, если кража автомобиля уже произошла и пора действовать

ТехИнсайдер
Астрономы отыскали кандидата в очень далекую карликовую планету на крайне широкой орбите Астрономы отыскали кандидата в очень далекую карликовую планету на крайне широкой орбите

Как обнаружили кандидата в экзотичный по свойствам транснептуновый объект

N+1
Отец национальной безопасности Отец национальной безопасности

Владимир Любимцев о той роли, которую в его жизни сыграл его папа

Men Today
Налоги между строк: почему российские законы внезапно меняются во втором чтении Налоги между строк: почему российские законы внезапно меняются во втором чтении

Из-за чего возникает «расползание» налогов по непрофильному законодательству

Forbes
Не жизнь, а кино Не жизнь, а кино

Путешествуем по России с героями популярной киносаги «Последний богатырь»

Лиза
Как выбрать брокера Как выбрать брокера

Как выбрать яхтенного брокера и избежать ошибок?

Y Magazine
Время титанов Время титанов

Ма Яньсун — архитектор, который умеет так же хорошо строить, как и мечтать

Weekend
Самка шимпанзе из заповедника Будонго вытерла пенис самца листьями после спаривания Самка шимпанзе из заповедника Будонго вытерла пенис самца листьями после спаривания

Как можно судить о зарождении медицины у людей на примере шимпанзе

N+1
Янская стоянка. Палеолитический человек за полярным кругом Янская стоянка. Палеолитический человек за полярным кругом

Янская стоянка — самые северные следы Homo sapiens в Арктике

Наука и техника
Астрономы подтвердили существование экзогиганта на ретроградной орбите в тесной двойной системе Астрономы подтвердили существование экзогиганта на ретроградной орбите в тесной двойной системе

Астрономы нашли экзогиганта на необычно широкой и ретроградной орбите

N+1
Решение уйти: массивный, но элегантный блокбастер, которому не хватило духу поставить точку в истории Итана Ханта Решение уйти: массивный, но элегантный блокбастер, которому не хватило духу поставить точку в истории Итана Ханта

Неужели сказка о невыполнимой миссии Итана Ханта близка к концу?

Правила жизни
Вспомнить всех Вспомнить всех

15 лучших ролей в русских сериалах

Men Today
Роли исполняли Роли исполняли

Несколько дримкаров, прошедших кастинги в популярные фильмы

Men Today
Проводник к звездам Проводник к звездам

Когда появятся гиды для космических туристов и где получить эту профессию

РБК
В уюте и прохладе В уюте и прохладе

Как защитить квартиру от жарких солнечных лучей

Лиза
Сергей Хотимский: Банки мы всегда покупали выгодно Сергей Хотимский: Банки мы всегда покупали выгодно

Сергей Хотимский — о ставках, ЦБ и любви к работе в самые трудные времена

Ведомости
Искусство помогать Искусство помогать

Интервью с Марией Ермощенковой, заведующей отделением онкомаммологии

Лиза
Автопророки Автопророки

На Шанхайском автосалоне производители попробовали заглянуть в будущее

ТехИнсайдер
В Германии, в Германии, проклятой стороне В Германии, в Германии, проклятой стороне

Как советского солдата удержали от мести при штурме Германии

Монокль
Им наверху виднее Им наверху виднее

10 причин установить на свой автомобиль спутниковый охранный комплекс

Автопилот
Открыть в приложении