Костюм преткновения
Язык моды многогранен, и один и тот же фасон в нем может выражать различные идеи. Характерный пример – история костюма «зут». Появившись как удобная одежда для джаза и свинга, он превратился в символ антивоенных и расовых протестов, а затем стал эталоном «мафиозного» стиля, попутно оказав огромное влияние на всю молодежную моду ХХ века
Нельзя сказать с абсолютной точностью, когда и кто впервые облачился в костюм, подходящий под критерии zoot: объемные брюки с высокой талией и длинное пальто с широкими лацканами и широкими же мягкими плечами. Одним из главных претендентов на авторство стиля считается стендап-комик Эрнест Сковорода Мейханд. В начале 1930-х он появился в шоу «Горшки, кастрюли и сковорода» в характерном мешковатом одеянии. По другим версиям, изобретение «зута» приписывается Гарольду С. Фоксу – суконщику и по совместительству трубачу биг-бенда из Чикаго, обитателям Нью-Йорка Чарлзу Кляйну и Вито Баньяно, портному из Мемфиса Луи Летту и розничному торговцу из Детройта Натану (Тодди) Элкусу. Само слово «зут» – очевидно, просто искаженное афроамериканским жаргоном Suit (костюм). Так или иначе, появилось синтетическое слово «зутсьют», которым отныне обозначали подобные костюмы с широкоплечими пиджаками и свободными брюками.
Американский гражданский
В ту пору как раз началась эпоха свинга, и исполнявшие его музыканты, а также их слушатели выработали внешний стиль, позволявший им отличать «своих». И здесь не обойтись без наиболее известного описания типичного зутера, представленного писателем Ральфом Эллисоном в книге «Невидимка». Эллисон писал: «Долговязые и худые, их шеи туго зажаты высокими воротничками, одинаковые шляпы из дешевого черного фетра, как непременная формальная деталь, венчали их головы, поверх выпрямленных щелоком волос. Их ноги вихляли от бедра в брюках, которые пузырем расширялись от икр, притом что внизу манжеты вполне интимно облегали лодыжки – совсем как их пальто, длинные и зауженные в бедрах, но с такими широкими плечами, какие и не снились нормальному человеку». Стоит также добавить, что непременным атрибутом зутера были еще и лежащие в кармане часы с очень длинной цепочкой, ботинки на толстой подошве и широкоплечие пиджаки.
Сначала человека в подобной одежде чаще всего можно было увидеть в нью-йоркском Гарлеме, а также в Чикаго и Детройте. Но довольно быстро «зут-сьют» вышел за пределы джазового сообщества. Популяризации стиля способствовал поп-хит A Zoot Suit (For My Sunday Gal), написанный песенниками Л. Вулфом Гилбертом и Бобом О’Брайаном в 1942-м, он получил наибольшую известность в исполнении ансамбля Bob Crosby & His Orchestra. Довольно быстро «зут» попал и в кино: в мюзикле 1943 года «Штормовая погода» в нем щеголял знаменитый джазмен Кэб Кэллоуэй. По его мнению, это был «единственный полностью и по-настоящему американский гражданский костюм».
Однако удобство «зут-сьюта», не сковывавшего движений, в сочетании с его экстравагантностью и некоторой маргинальностью (надо помнить, что в США 1930–1940-х годов была сильная сегрегация, и черные джазмены находились внизу социальной иерархии) привело к побочному эффекту: стиль «зут» охотно переняли бандиты из национальных группировок, которые стремились выделиться и форсить. В первую очередь особым сленгом и внешним видом. Очень скоро длинный яркий пиджак, мешковатые штаны с привязанными к ним аксессуарами, фетровая шляпа, часы с очень длинной цепью и ботинки на толстой подошве стали отличительным признаком участника преступного сообщества.
Популярность «зута» в криминальных кругах сыграла дурную службу всем зутерам, и без того часто становившимся жертвами предрассудков. Тут еще постарались крупные издания наподобие Los Angeles Times и The Life, заставившие американцев поверить в то, что в таких костюмах ходят одни бандиты. На самом же деле люди, предпочитавшие стиль «зут», являясь представителями нацменьшинств, зачастую вынуждены были заниматься тяжелым и малооплачиваемым трудом. Для них «зут-сьют» являлся не только способом самоидентификации, но и формой протеста. Вместо того чтобы одеваться скромно и «знать свое место» – демонстративно шиковать. А поскольку для костюма «зут» требовалось много материи, да и сам он был довольно сложен в изготовлении, то стал признаком «состоятельного парня», сумевшего выбиться из полной нищеты.