На каких направлениях сосредоточился ВЦИОМ и что станет с опросами населения

ВедомостиРепортаж

Валерий Федоров: Запрос на качественный анализ растет, но не удовлетворяется

Анна Киселева
вт. 27.05.2025

Фото: пресс-служба ВЦИОМА

С начала 2025 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), которому в перестройку было впервые поручено заняться проведением массовых опросов советских граждан, начал менять направление работы. Это отразилось и на названии компании, которая теперь трансформировалась в Аналитический центр ВЦИОМ, и на ее функционале. По словам ее нынешнего генерального директора Валерия Федорова, клиентам – будь то государство или бизнес – уже недостаточно просто результатов социологии. В стране сформировался спрос на глубокий анализ и консалтинг. На каких направлениях теперь сосредоточился ВЦИОМ, что станет с привычными опросами населения и как изменился ландшафт российского исследовательского рынка, Федоров рассказал в интервью «Ведомостям».

– На Грушинской социологической конференции ВЦИОМ был представлен как Аналитический центр ВЦИОМ. Что означает новое позиционирование?

– Наш первый директор академик Татьяна Заславская говорила в свое время: «ВЦИОМ представляет собою одновременно и информационное, и научно-исследовательское учреждение. Собрать информацию об общественном мнении по тому или иному вопросу – всего только полдела». Другая половина – глубокая аналитика. А за аналитикой следуют прогностика и рекомендации. Наша база – опросная служба. Надстройка – аналитические, консалтинговые, коммуникационные функции. Пришло время привести название организации в соответствие с ее реальным функционалом. А он давно уже вышел за пределы сугубо опросной службы. Не говоря уже о том, что помимо классических опросов мы активно работаем с экспертным сообществом, проводим стратегические сессии, выпускаем доклады.

– А как вообще обстоят дела с аналитикой в России и в мире?

– И хорошо, и плохо. С одной стороны, аналитики, в том числе открытой, стало сильно больше. С другой – запрос на качественный анализ постоянно растет, но не удовлетворяется. Я думаю, что дело не в том, что все вдруг поглупели. И даже не в том, что мир стал совершенно непредсказуем. Дело скорее в темпе жизни. Темп сильно ускорился, и мало кто сейчас успевает делать что-то серьезное – я имею в виду серьезную аналитику. Темп жизни таков, что лица, принимающие решения, просто не могут себе позволить потратить на погружение в аналитику много времени.

Вроде бы экспертов развелось сейчас просто пруд пруди. Но если внимательно вникнуть в то, что они говорят, то понимаешь, что это в основном псевдоэкспертиза, рассчитанная на кликбейт. Качество экспертизы снизилось, поскольку изменилась медиасреда и все под нее подстраиваются, в том числе и эксперты.

Но параллельно резко выросла цена ошибок. Посмотрите, к примеру, на тарифные войны [президента США Дональда] Трампа – все они больно бьют по авторитету США и администрации Трампа. Так что аналитика и экспертиза сегодня – это узкое место даже в самых развитых и продвинутых странах мира. Россия не исключение. Спрос растет, а качественное предложение стагнирует.

– То есть вы остаетесь ВЦИОМом и внутри вашей структуры появился аналитический центр?

– Мы теперь просто Аналитический центр ВЦИОМ. В таком центре есть исследователи – это наша база, фундамент, опора. Есть и высоколобые аналитики, которые анализируют данные, полученные совсем разными, не только опросными методами. Есть и консультанты, которые говорят, что делать со всей этой аналитикой, какие решения на ее основе принимать. И, конечно, есть коммуникаторы – они рекомендуют, как то или иное решение лучше коммуникационно обвязать, аранжировать, чтобы оно было принято обществом.

– Целевая аудитория ваших аналитических и консалтинговых услуг – это государство или бизнес? Какая пропорция между ними?

– Разумеется, сейчас наиболее платежеспособный агент – государство, но мы не ограничиваемся рамками госструктур. Есть же еще и большое количество некоммерческих организаций, которые тоже работают в государственной повестке, финансируются за счет государственных средств.

Сегодня мы стали больше смотреть в сторону бизнеса, прежде всего крупного и среднего. А он в сторону нас. Нам интересны компании, которые понимают свою миссию, обладают стратегическим видением и стремятся приблизить свои приоритеты к приоритетам общества. Масштаб и собственники бизнеса в данном случае вторичны, главное – чтобы он осознавал потребность в аналитической базе для своих стратегий. Часто такая потребность – следствие горького опыта неверных решений, повлекших за собой тяжелые последствия – как репутационные, так и непосредственно финансовые.

«Сначала чуть не утонули, но удержались, выплыли»

– Например, правительство может обратиться в свой аналитический центр, может пойти в Российскую академию наук, но, скорее всего, это будет дольше по срокам. В чем ваше уникальное торговое предложение?

– В советское время создавались мощные аналитические институты, которые хорошо финансировались. Там работали умные люди, к их оценкам прислушивались даже на самом верху. Сегодня названия институтов те же самые, и сидят они в тех же самых зданиях, а вот качество экспертизы... Есть удачные примеры перезапуска таких структур, но их немного. С лучшими из них мы с удовольствием сотрудничаем, например с Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН, Центральным экономико-математическим институтом, Институтом психологии РАН и др.

Что касается новых центров, то главная их проблема – дефицит институционального финансирования. Лучшие аналитические центры на Западе стали такими, потому что у них были доноры, которые были готовы их содержать и выдавать деньги на их исследовательские программы в течение длительного времени, не требуя мгновенной отдачи. У нас такие доноры практически отсутствуют. Даже там, где они есть, к сожалению, взаимодействие между донорами и аналитическими центрами выстроено так, что ничего хорошего из этого не получается. То есть на-гора выдаются какие-то совершенно неадекватные продукты, которыми никто не пользуется. И через какое-то время эти центры просто снимают с финансирования.

Поэтому, конечно, мозговые тресты еще нужнее, и мы хотим быть таким мозговым трестом. И для этого у нас много чего есть. Прежде всего это пирамида компетенций – от сбора данных и эмпирической проверки гипотез до глубокой аналитики, экспертизы и коммуникаций, которая обеспечивает полный комплекс экспертно-аналитического и коммуникационного сопровождения проекта любого уровня сложности и ответственности. Плюс скорость, качество и оригинальность методических решений. Кроме того, ВЦИОМ уже много лет является центром сосредоточения внешней экспертизы, на наших дискуссионных и публикационных площадках собираются лучшие российские специалисты, теоретики и практики из самых разных сфер и областей – политологи, психологи, культурологи, философы, экономисты, физики, медики и т. д.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Павел Попов: «Самое главное в творчестве – уйти от эгоизма» Павел Попов: «Самое главное в творчестве – уйти от эгоизма»

Павел Попов: как его изменила новая роль и что дает артисту работа в кино

Ведомости
Канны-2025: Кафка в замешательстве Канны-2025: Кафка в замешательстве

Фильмы, сквозной темой которых стали неумирающие призраки прошлого

РБК
Моя история Моя история

Александр Галич смог увидеть даже не завтрашний, а послезавтрашний день

Дилетант
Породы собак, которые хорошо ладят с детьми Породы собак, которые хорошо ладят с детьми

Какую породу собак из сотен доступных принять в свою семью?

ТехИнсайдер
Детка, ты просто космос Детка, ты просто космос

Актриса Карина Александрова – о поклонниках и романтике

VOICE
В режиме «омномном» В режиме «омномном»

Идеи по обустройству самого главного места на участке — летней кухни

КАНТРИ Русская азбука
Электрическое движение Электрическое движение

Электродвижение в яхтинге: путь к экологичной навигации

Y Magazine
Семь секретов красивого голоса Семь секретов красивого голоса

Простые хитрости, которые помогут сохранить звучание голоса в любом возрасте

Здоровье
Океан в деталях Океан в деталях

Пентхаус в Дубае в стиле европейского минимализма с атмосферой курортного отдыха

SALON-Interior
Зеленые защитники Зеленые защитники

Cамые благоприятные комнатные растения по знаку зодиака

Лиза
Худеем на супах Худеем на супах

Надоело скидывать вес на салатах и гречке? Попробуй суповые диеты

Лиза
Иван Варжавин: «Наша система, как самолет, может лететь даже на одном двигателе» Иван Варжавин: «Наша система, как самолет, может лететь даже на одном двигателе»

Как Газпромбанк модернизировал расчетный центр — ядро внешних платежных операций

РБК
Маршрут построен Маршрут построен

Как экономить на поездках в метро в разных городах России

Лиза
Андреа Кими Антонелли: биография гонщика, побившего рекорд Феттеля Андреа Кими Антонелли: биография гонщика, побившего рекорд Феттеля

Андреа Кими Антонелли — самый юный обладатель поул-позиции в истории «Формулы-1»

РБК
Семь чудес одной страны Семь чудес одной страны

Где найти в России самые инопланетные пейзажи?

Вокруг света
Как на телефоне отсканировать QR-код: пошаговая инструкция для Android и iPhone Как на телефоне отсканировать QR-код: пошаговая инструкция для Android и iPhone

Инструкция, как отсканировать QR-код на экране телефона на Android и iPhone

CHIP
Не наступить на грабли Не наступить на грабли

Базовый набор инструментов для дачи: как правильно выбрать и хранить

КАНТРИ Русская азбука
Путь ради ребенка: как Ада Блэкджек одна выживала в экспедиции на острове Врангеля Путь ради ребенка: как Ада Блэкджек одна выживала в экспедиции на острове Врангеля

57 дней в одиночестве: невероятная история Ады Блэкджек

Forbes
Рай в миниатюре Рай в миниатюре

5 шагов к экосаду: ключевые правила и запреты

КАНТРИ Русская азбука
Сбросить карты: как прожить рабочую неделю, забыв о пластике Сбросить карты: как прожить рабочую неделю, забыв о пластике

Альтернативные способы оплаты, которые могут потеснить банковские карты

Правила жизни
Визионеры в балете: Нижинский, Баланчин, Нуреев, Эк Визионеры в балете: Нижинский, Баланчин, Нуреев, Эк

Историк танца — о тех, кто решил пойти против течения и перевернуть балетный мир

РБК
Лазеры решат проблему ядовитой пыли от автомобильных тормозов Лазеры решат проблему ядовитой пыли от автомобильных тормозов

Brembo сократил количество ядовитой пыли от тормозов в 5 раз

ТехИнсайдер
Локализация такси: что останется от отрасли? Локализация такси: что останется от отрасли?

Почему локализации машин такси затормозит таксомоторную отрасль

Монокль
Большая четверка Большая четверка

Часть истории российской моды — о поиске, независимости и вере в свое дело

Afternoon Seasons of life
Стресс в наследство Стресс в наследство

Как на ребенка влияет стресс матери во время беременности?

Здоровье
Зовите на мечту: как предпринимателю собрать команду — советы Александра Мутовина Зовите на мечту: как предпринимателю собрать команду — советы Александра Мутовина

Как собрать команду, с которой бизнес будет расти?

Forbes
Общая проблема: как мужчины работают в организациях, которые помогают жертвам насилия Общая проблема: как мужчины работают в организациях, которые помогают жертвам насилия

Почему помогающим организациям важно работать с мужской аудиторией

Forbes
Новые археологические памятники открыты на Кольском полуострове Новые археологические памятники открыты на Кольском полуострове

Уникальные находки древнескандинавской культуры гресбакен

Знание – сила
Быстрее, мощнее, эффективнее Быстрее, мощнее, эффективнее

Как при росте возможностей ИИ снизить его ресурсопотребление

РБК
Что делать, если отказали в ремонте авто по гарантии: как 2 водителя победили автосалон Что делать, если отказали в ремонте авто по гарантии: как 2 водителя победили автосалон

В автосервисе заявили, что поломка произошла по из-за вас? Не соглашайтесь сразу

ТехИнсайдер
Открыть в приложении