На каких направлениях сосредоточился ВЦИОМ и что станет с опросами населения

ВедомостиРепортаж

Валерий Федоров: Запрос на качественный анализ растет, но не удовлетворяется

Анна Киселева
вт. 27.05.2025

Фото: пресс-служба ВЦИОМА

С начала 2025 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), которому в перестройку было впервые поручено заняться проведением массовых опросов советских граждан, начал менять направление работы. Это отразилось и на названии компании, которая теперь трансформировалась в Аналитический центр ВЦИОМ, и на ее функционале. По словам ее нынешнего генерального директора Валерия Федорова, клиентам – будь то государство или бизнес – уже недостаточно просто результатов социологии. В стране сформировался спрос на глубокий анализ и консалтинг. На каких направлениях теперь сосредоточился ВЦИОМ, что станет с привычными опросами населения и как изменился ландшафт российского исследовательского рынка, Федоров рассказал в интервью «Ведомостям».

– На Грушинской социологической конференции ВЦИОМ был представлен как Аналитический центр ВЦИОМ. Что означает новое позиционирование?

– Наш первый директор академик Татьяна Заславская говорила в свое время: «ВЦИОМ представляет собою одновременно и информационное, и научно-исследовательское учреждение. Собрать информацию об общественном мнении по тому или иному вопросу – всего только полдела». Другая половина – глубокая аналитика. А за аналитикой следуют прогностика и рекомендации. Наша база – опросная служба. Надстройка – аналитические, консалтинговые, коммуникационные функции. Пришло время привести название организации в соответствие с ее реальным функционалом. А он давно уже вышел за пределы сугубо опросной службы. Не говоря уже о том, что помимо классических опросов мы активно работаем с экспертным сообществом, проводим стратегические сессии, выпускаем доклады.

– А как вообще обстоят дела с аналитикой в России и в мире?

– И хорошо, и плохо. С одной стороны, аналитики, в том числе открытой, стало сильно больше. С другой – запрос на качественный анализ постоянно растет, но не удовлетворяется. Я думаю, что дело не в том, что все вдруг поглупели. И даже не в том, что мир стал совершенно непредсказуем. Дело скорее в темпе жизни. Темп сильно ускорился, и мало кто сейчас успевает делать что-то серьезное – я имею в виду серьезную аналитику. Темп жизни таков, что лица, принимающие решения, просто не могут себе позволить потратить на погружение в аналитику много времени.

Вроде бы экспертов развелось сейчас просто пруд пруди. Но если внимательно вникнуть в то, что они говорят, то понимаешь, что это в основном псевдоэкспертиза, рассчитанная на кликбейт. Качество экспертизы снизилось, поскольку изменилась медиасреда и все под нее подстраиваются, в том числе и эксперты.

Но параллельно резко выросла цена ошибок. Посмотрите, к примеру, на тарифные войны [президента США Дональда] Трампа – все они больно бьют по авторитету США и администрации Трампа. Так что аналитика и экспертиза сегодня – это узкое место даже в самых развитых и продвинутых странах мира. Россия не исключение. Спрос растет, а качественное предложение стагнирует.

– То есть вы остаетесь ВЦИОМом и внутри вашей структуры появился аналитический центр?

– Мы теперь просто Аналитический центр ВЦИОМ. В таком центре есть исследователи – это наша база, фундамент, опора. Есть и высоколобые аналитики, которые анализируют данные, полученные совсем разными, не только опросными методами. Есть и консультанты, которые говорят, что делать со всей этой аналитикой, какие решения на ее основе принимать. И, конечно, есть коммуникаторы – они рекомендуют, как то или иное решение лучше коммуникационно обвязать, аранжировать, чтобы оно было принято обществом.

– Целевая аудитория ваших аналитических и консалтинговых услуг – это государство или бизнес? Какая пропорция между ними?

– Разумеется, сейчас наиболее платежеспособный агент – государство, но мы не ограничиваемся рамками госструктур. Есть же еще и большое количество некоммерческих организаций, которые тоже работают в государственной повестке, финансируются за счет государственных средств.

Сегодня мы стали больше смотреть в сторону бизнеса, прежде всего крупного и среднего. А он в сторону нас. Нам интересны компании, которые понимают свою миссию, обладают стратегическим видением и стремятся приблизить свои приоритеты к приоритетам общества. Масштаб и собственники бизнеса в данном случае вторичны, главное – чтобы он осознавал потребность в аналитической базе для своих стратегий. Часто такая потребность – следствие горького опыта неверных решений, повлекших за собой тяжелые последствия – как репутационные, так и непосредственно финансовые.

«Сначала чуть не утонули, но удержались, выплыли»

– Например, правительство может обратиться в свой аналитический центр, может пойти в Российскую академию наук, но, скорее всего, это будет дольше по срокам. В чем ваше уникальное торговое предложение?

– В советское время создавались мощные аналитические институты, которые хорошо финансировались. Там работали умные люди, к их оценкам прислушивались даже на самом верху. Сегодня названия институтов те же самые, и сидят они в тех же самых зданиях, а вот качество экспертизы... Есть удачные примеры перезапуска таких структур, но их немного. С лучшими из них мы с удовольствием сотрудничаем, например с Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН, Центральным экономико-математическим институтом, Институтом психологии РАН и др.

Что касается новых центров, то главная их проблема – дефицит институционального финансирования. Лучшие аналитические центры на Западе стали такими, потому что у них были доноры, которые были готовы их содержать и выдавать деньги на их исследовательские программы в течение длительного времени, не требуя мгновенной отдачи. У нас такие доноры практически отсутствуют. Даже там, где они есть, к сожалению, взаимодействие между донорами и аналитическими центрами выстроено так, что ничего хорошего из этого не получается. То есть на-гора выдаются какие-то совершенно неадекватные продукты, которыми никто не пользуется. И через какое-то время эти центры просто снимают с финансирования.

Поэтому, конечно, мозговые тресты еще нужнее, и мы хотим быть таким мозговым трестом. И для этого у нас много чего есть. Прежде всего это пирамида компетенций – от сбора данных и эмпирической проверки гипотез до глубокой аналитики, экспертизы и коммуникаций, которая обеспечивает полный комплекс экспертно-аналитического и коммуникационного сопровождения проекта любого уровня сложности и ответственности. Плюс скорость, качество и оригинальность методических решений. Кроме того, ВЦИОМ уже много лет является центром сосредоточения внешней экспертизы, на наших дискуссионных и публикационных площадках собираются лучшие российские специалисты, теоретики и практики из самых разных сфер и областей – политологи, психологи, культурологи, философы, экономисты, физики, медики и т. д.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Хуже станет всем Хуже станет всем

ВТО прогнозирует сокращение в 5 раз американо-китайской торговли

Ведомости
У берегов Явы обнаружили обломки черепов поздних эректусов У берегов Явы обнаружили обломки черепов поздних эректусов

Впервые были описаны фрагменты черепов архаичных людей, поднятые у острова Ява

N+1
Дорогая читательница! Дорогая читательница!

Как работают наши гормоны и что делать, чтобы спокойно пережить ПМС

Лиза
Что делать, если отказали в ремонте авто по гарантии: как 2 водителя победили автосалон Что делать, если отказали в ремонте авто по гарантии: как 2 водителя победили автосалон

В автосервисе заявили, что поломка произошла по из-за вас? Не соглашайтесь сразу

ТехИнсайдер
Предисловие Предисловие

Нас окружает множество вещей, в которые вшиты незаметные глазу символы

Вокруг света
Геологи считают, что скрытый источник чистой энергии может питать Землю 170 000 лет Геологи считают, что скрытый источник чистой энергии может питать Землю 170 000 лет

Ископаемого водорода хватит, чтобы обеспечить Землю энергией на 170 тысяч лет

ТехИнсайдер
Борьба вместо рестлинга: Халк Хоган создал профессиональную лигу и привлек чемпионов Борьба вместо рестлинга: Халк Хоган создал профессиональную лигу и привлек чемпионов

Пиво, чемпионы и венчурные фонды: зачем Халк Хоган создал свою лигу?

Forbes
Окно в Китай Окно в Китай

Как китайская фармотрасль стала одной из ведущих в мире

Ведомости
Секреты мастерства Секреты мастерства

Princess F58: свежая модель в линейке британской верфи

Y Magazine
Локализация такси: что останется от отрасли? Локализация такси: что останется от отрасли?

Почему локализации машин такси затормозит таксомоторную отрасль

Монокль
Астраханское море Астраханское море

Знакомься, наше российское Мертвое море — озеро Баскунчак

Лиза
Вымереть обратно Вымереть обратно

Пророчество фильма «Парк юрского периода»: можно ли воссоздать вымершие виды

Вокруг света
Экологи усомнились в существовании «эскалатора вымирания» Экологи усомнились в существовании «эскалатора вымирания»

Экологи проверили правдоподобность популярной гипотезы об эскалаторе вымирания

N+1
Зеленые защитники Зеленые защитники

Какие партнерства садовых растений обладают удивительными способностями?

Добрые советы
Будь в форме Будь в форме

Мы собрали семь причин, из-за которых вы никак не можете обрести фигуру мечты

Moodboard
Создатель большого балета: главные постановки хореографа Юрия Григоровича Создатель большого балета: главные постановки хореографа Юрия Григоровича

Как складывалась карьера хореографа Юрия Григоровича

Forbes
Подвал с секретом: как живет один их главных театров Москвы — пространство «Внутри» Подвал с секретом: как живет один их главных театров Москвы — пространство «Внутри»

Как архитектору удалось создать один из самых модных театров Москвы?

Forbes
Что такое робот? Что такое робот?

Роботы вокруг нас: объясняем, как они работают и зачем нужны

Наука и техника
От ассистентки до инвестора SpaceX: как экс-сотрудница Маска стала успешной в бизнесе От ассистентки до инвестора SpaceX: как экс-сотрудница Маска стала успешной в бизнесе

Как Баттерфилд работала с Маском и какой путь она выбрала, когда ушла из SpaceX

Forbes
Как выбрать кроссовки для спорта Как выбрать кроссовки для спорта

8 советов, которые помогут подобрать правильную обувь для тренировок

Лиза
ИИскусство: кому принадлежат авторские права на творчество нейросетей ИИскусство: кому принадлежат авторские права на творчество нейросетей

О деликатной природе авторского права в мире победившего ИИ

Forbes
Чечня. Четверть века боли и боя Чечня. Четверть века боли и боя

Краткая история причин, хода и результатов двух чеченских кампаний

Монокль
Увидеть Армагеддон и выжить Увидеть Армагеддон и выжить

Израиль находит, чем удивить путешественника, помимо библейских древностей

Вокруг света
Новые гибкие актуаторы позволили колесному роботу трансформироваться в квадрокоптер Новые гибкие актуаторы позволили колесному роботу трансформироваться в квадрокоптер

Инженеры разработали гибкие актуаторы, которые могут плавно деформироваться

N+1
Янковские Янковские

Олег Янковский — любимец экрана, для которого главным в жизни была семья

Караван историй
Спокоен как самурай: как японская философия помогает выжить в трудные времена Спокоен как самурай: как японская философия помогает выжить в трудные времена

Что помогает японцам принимать неопределенность?

Forbes
Коротко и ясно Коротко и ясно

Идеи для коротких, но ярких путешествий по России

Добрые советы
Прямо из подворотни Прямо из подворотни

Что мода позаимствовала у опасных субкультур?

Правила жизни
Время омолодиться: что важно знать о необычном весеннем грибе саркосоме шаровидной или «ведьмином котелке» Время омолодиться: что важно знать о необычном весеннем грибе саркосоме шаровидной или «ведьмином котелке»

Почему саркосому шаровидную называют «молодильным яблоком»?

ТехИнсайдер
Решение уйти: массивный, но элегантный блокбастер, которому не хватило духу поставить точку в истории Итана Ханта Решение уйти: массивный, но элегантный блокбастер, которому не хватило духу поставить точку в истории Итана Ханта

Неужели сказка о невыполнимой миссии Итана Ханта близка к концу?

Правила жизни
Открыть в приложении